1.2.Профилактика девиантного поведения учащихся
классный час

Мюрзю Анна Сельзеновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2.profilaktika_deviantnogo_povedeniya_uchashchihsya.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Профилактика девиантного поведения учащихся.

Одной из самых трудных составляющих работы социального педагога является работа с различными видами девиаций в поведении детей и подростков. Многочисленные социологические исследования показали, что наиболее восприимчивым к различным видам отклонений  стал возраст 10-15 лет. В этом возрасте еще не сложилось мировоззрение. Поэтому подростки более подвержены влиянию окружающих и особенно сверстников.

  Трудновоспитуемые подростки – это педагогически запущенные дети, они , как правило физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе из-за большого количества пропущенных уроков. Они не любят и не умеют трудиться, делают только то, что им нравится.

  Истоки «трудного» поведения находятся в семье, в сфере отношения ребенка с родителями. Даже в самых, казалось бы, пропавших семьях может вырасти хороший, честный человек, если ребенком его любили и принимали. А это значит, что любой человек может быть не преступником, не правонарушителем.

  Ребенка нужно понять. По большому счету это единственное, что требуется от родителей и педагогов и что не многим дается. Потому что понять ребенка – значит прежде всего разобраться в себе, признаться в собственных слабостях и пороках.    «Трудные» дети – это несчастные дети, нелюбимые дети, преданные дети.

  Задача социального педагога   - научить ребенка   жить достойно.

1.  Нужно провести беседу  с подростком с целью выяснение данных о нем, его родителях и ближайшем окружении.   Заполнение учетной карточки «трудновоспитуемого» подростка.

 2.Индивидуальная работа с «трудновоспитуемым» подростком по поводу выяснения причины его поступка, правонарушения.

3.Посещение на дому с целью выяснения материально-бытовых условий проживания несовершеннолетнего (составление акта обследования).

4.        Беседа с родителями, с целью выяснения стиля воспитания в семье ( авторитарный,  демократический, либерально- демократический).

  5.        Беседа с одноклассниками с целью выяснения взаимоотношений классного коллектива с подростком.

  6. Провести педагогический консилиум педагогов школы работающих непосредственно с учащимся, который поставлен на учет ПДН  или ВШ учеты:

а) Знакомство и обсуждение характеристики подростка поставленного наПДН или ВШ учеты.

б) Составление совместного социально-педагогического индивидуального плана работы, направленного на адаптацию подростка в обществе, с учетом особенностей его личности.

Затем изучение личностных, индивидуально- психологических особенностей подростка: использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с воспитанником, обращение к школьной документации, медицинским картам (внимание к состоянию здоровья подростка, особенностям его физического развития, соответствие его возрасту) и др.

Важно объяснить подростку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих его взрослых (родителей, родственников, знакомых, учителей). Ребята могут также отметить, какие позиции они принимают( знаком «+»), а с какими категорически не согласны( знаком «-»)

  Изучения подростка, его семьи.(  состав семьи, полная, неполная, с одним ребенком, родители разведены и т.д.).  Жилищно-бытовые условия семьи наличие жилплощади в соответствии с нормами, необходимость улучшения жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и игр).  Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся). Характер взаимоотношений в семье.

Наблюдение за подростком в различных условиях, ситуациях с целью выявления:

- отношения к учебе,его отношения к труду, участие во внеклассной и внешкольной деятельности

Организация свободного времени «трудных» подростков:

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг – острая проблема «трудных» подростков. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умение добиваться поставленной цели.   Вовлечение «трудных» подростков в кружки, секции, общественно полезную деятельность.Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы как доверительные отношения,.

     Взаимодействие социального педагога с девиантными и делинквентными подростками разворачивается в шести стадиях:

1.        Расположение к общению.

2.        Поиск общего интереса.

3.        Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.

4.        Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5.        Адаптивное поведение партнеров.

6.        Установление оптимальных отношений.

   

Диагностика социально-педагогической запущенности детей

Педагогическая запущенность- это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. Устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

   Баженов В.Г. выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности:

B 1 группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.

Детей 2 группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

Детей 3 группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.

Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика.   Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.

Технология работы с педагогически запущенными детьми.

1. Выявить  трудных  подростков и  организовать   индивидуальной  учебно-воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчарова Р.В.) (Приложение 6), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени - 25-50%, при высокой - 50% и более.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)(Приложение 7), проводимая путем опроса испытуемого по 98 утверждениям.

Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 8), направленная на выявление степени агрессивности в процентном отношении полученного числа положительных ответов к количеству утверждений. После определения, при помощи диагностики, наличие и вида агрессивного проявления следует выбрать формы профилактики.

     В нашей школе учатся 8  педагогически запущенных детей.

 Например, посмотрим результаты   использования данных методик на одного ребенка,  ученика 6-в  кл. Менниг А.А

Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, «троечник», нежелание учиться мотивирует ленью.

Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья неполная, отца нет. Мать не выполняет свои родительские обязанности.

В результате проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей, уровень педагогической запущенности находится в низкой степени - 22%.

Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению - мало выражена, склонность к преодолению норм и правил - мало выражена, установки на социально-желательные ответы - мало выражены.

Социально-педагогический  диагноз.

После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности находится в низкой степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости, необходимо заинтересовать ребенка, помочь ему самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе.

Таким образом, мы получили результаты диагностики ученика 5 класса , будем составлять программу коррекции педагогической запущенности.

Коррекционная программа для ученика 5 кл

1. Нормативно-правовая основа программы.

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

2. Цели программы:

- Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.

- Обучить учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях.

- Воспитать интерес к общеобразовательным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях.

- Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

- Скоординировать воспитательные воздействия на подростка.

- Принять соответствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

3. Задачи программы:

-  Попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов ребенка.

-  Найти индивидуальный подход к ребенку.

-  Вовлечь в воспитательный процесс родителей и других лиц.

4. Стратегические направления:

- Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.

-  Работа по устранению неуспевания в учебной деятельности.

- Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных.

-  Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.

5. Тактика реализации программы

Для коррекции недостатков нравственного развития предлагаем следующие формы и методы работы: приобщить учащегося к коллективной деятельности на уроках, в общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности; организовать индивидуальное шефство над ним со стороны сверстников (старшеклассников) или взрослых; привлечь к общественно полезному труду; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

Установив шефство над Менниг А.А. со стороны старшеклассника или старшеклассников, особенно если они занимаются или сами организовали какой либо кружок,  занимаются художественной самодеятельностью, можно положительно повлиять на педагогически запущенного ребенка, для осознания его собственной значимости и вовлечения в общественную деятельность. Провести консультативную беседу на тему вреда алкоголя и табакокурения с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов. Показать статические данные по этому вопросу.

Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, поощрение за успехи в учебе.

Самый важный этап работы с педагогически запущенным ребенком - это работа с родителями. Формы и метод: педагогический лекторий для родителей. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители, больные алкоголизмом, наркоманией с целью индивидуального воздействия на них.

В данном случае работа будет проводиться с матерью  Бовулаш Ш.О.  Социальный педагог поставит эту семью на учет. Сведения о ребенке необходимо передать в Комиссию по делам несовершеннолетних, поставить ребенка на учет. Вынести предупреждение матери  обязать принять меры к организации обучения ребенка. В течение месяца пригласить на заседании КДН мать и ребенка для осуществления контроля за результатами мероприятий.

6. Ожидаемые конечные результаты

После проведенных мероприятий, считаем, что ситуация с учеником Меннинг А.А должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.

7. Исполнители программы

Социальный педагог, школьный психолог, классный руководитель, школьное руководство, инспектор органов опеки и попечительства, члены комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские работники.

Менниг А.А имеет уровень педагогической запущенности в низкой степени  22%, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Профилактика девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Основные причины девиантного поведения школьников Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики. Характеристика основных признаков  девиантного пове...

Статья:"Работа с учащимися по профилактике девиантного поведения"

Одно из важнейших направлений воспитательной работы школы - профилактика правонарушений, девиантного поведения....