Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Николаевна Базанкова

Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу,  сознательно и прочно усваивал программный материал? Для этого необходимо использовать дифференцированное обучение. Основные этапы организации дифференцированного обучения, формы работы кратко рассматриваются в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в организации учебного процесса

в начальной школе

Т.Н. Базанкова,

методист,

ГБОУ гимназия №271

        Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.  При этом, учитель  организует учебный процесс, как правило ориентируясь на среднего ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики теряют интерес к учению, а «слабые» ученики, наоборот, обречены на хроническое отставание. В связи с этим,  в современной школе остро встает вопрос о создании условий для организации учебной деятельности учителя с учетом особенностей и возможностей каждого ученика класса. Ведь важно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, сознательно и прочно усваивал программный материал, т.е. продвигался в своем развитии.        

         Но как построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты заданий?

Как известно, индивидуальные различия проявляются, прежде всего, в разных типах мышления:

-  учащиеся с практически-действенным мышлением;

- учащиеся с наглядно-образным мышлением,

- учащиеся с словесно-логическим мышлением.

        В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них. Цель работы учителя заключается в том, чтобы обучить каждого ученика, а достичь цели помогает - дифференцированный подход к обучению.

Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Цель такого обучения - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Задача дифференцированного обучения заключается в том, чтобы увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

        О дифференцированном подходе к обучению педагоги говорят давно. Но как же практически организовать его на уроке? Дифференцированное обучение эта  систематическая работа учителя на каждом уроке, требующая от него дополнительных трудозатрат при подготовке к уроку.

Такое обучение предполагает соблюдение всех этапов дифференцированного подхода к обучению:

1 этап -  определение индивидуальных особенностей учащихся класса;

2 этап – выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

        - различным уровнем усвоения материала на данный момент;

        - уровнем работоспособности и темпом работы;

        - особенностями восприятия, памяти, мышления.

3 этап - составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно выполнить задание, или связанных с увеличением объёма учебного материала и сложности задания.

IV этап - контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Изучив индивидуальные особенностей учащихся класса, для дальнейшей организации учебного процесса учитель условно делит класс на 2-3 группы:

- 1 группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, дополнительных разъяснений нового на уроке, постоянного контроля со стороны учителя.

- 2 группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания повышенной сложности, которые направлены не только на отработку учебного материала, но и на развитие речи, логического мышления.

- 3 группа – учащиеся с высокими учебными способностями. Эта группа учащихся ведёт работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

        Следует отметить, что 2 и 3 группа могут объединяться в зависимости от вида заданий. В чем же может заключаться дифференцирование?

- в объеме выполнения задания,

- в разной степени трудности заданий, направленных на формирование одинаковых компетенций;

-  в разной степени оказания помощи;

- работа с использованием опосредованной инструкциями.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. Дифференцированные задания могут предлагаться на любом этапе урока.  

Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. Ведь учащиеся любят то, что понимают. Для учителя важно, чтобы ребенок испытывал успех.

Дифференцированное обучение позволяет учителю уделить время на уроке сильным учащимся, что  повышает их  уровень мотивации к учению. При этом  можно уделить внимание и контроль и слабым учащимся, создать для них ситуации успеха, за счет чего повышается их самооценка и уровень мотивации к учению.

Но, используя дифференцированное обучение, учитель должен видеть не только  его положительные, но и отрицательные стороны: слабые учащиеся, как правило, не имеют возможности тянуться за сильными, дополнительная работа для учителя в подготовке или подборе заданий.

Несмотря на это, современный учитель обязан строить учебный процесс на основе принципа индивидуального подхода, ведь результат обучения зависит не только от содержания учебного материала и методов обучения, но и от индивидуальных особенностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Памятка для родителей "Организация учебного процесса в начальной школе"

ПАМЯТКА   для родителей"Организация учебного процесса в первом классе"Обучение детей в первом классе строится следующим образом:учебные занятия проводятся только в первую смену;пят...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...