Работа учителей –предметников по устранению пробелов в знаниях с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению.
опыты и эксперименты

Горбачёва Светлана Викторовна

  Для учеников с низким уровнем готовности необходимо ввести дополнительные задания, способствующие, с одной стороны, углублению отрабатываемых действий, с другой стороны, восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_18.04.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика»

Работа учителей –предметников по устранению пробелов в знаниях с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению.

 

Выступление на ШМО

учителя начальных классов

Горбачёвой Светланы Викторовны

                                                     

2022 г.

Изменения содержания обучения детей с низкой мотивацией к обучению 

     Для учеников с низким уровнем готовности необходимо ввести дополнительные задания, способствующие, с одной стороны, углублению отрабатываемых действий, с другой стороны, восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала.  

Остановимся на описании специфики работы с этими детьми.

Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов; понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении; много ли он читает; насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому, если ученик стал получать двойки за грамотность, надо прежде всего выяснить, чего недостаёт ему для хорошей успеваемости: или он пропустил материал нескольких уроков и вся беда его в незнании последних правил, или же ему «не даётся» грамотность, т.е. он регулярно учит правила, выполняет все другие задания, а необходимые навыки не формируются.

              Гораздо сложнее обстоит дело, когда грамотность и по мнению ученика, и по мнению учителя «не даётся». Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Такой учёт поможет объективно рассказать о степени запущенности грамотности, о том, с какого класса началась эта запущенность. При опросе ученика можно установить характер его затруднения: то ли он не знает правил правописания, то ли он не может эти правила применять, то ли ему недостаёт общего языкового развития.

                 При организации дифференцированной работы необходимо так организовать урок, чтобы оставить семь-десять минут на дифференцированную работу, и предложить разные задания разным по уровню успешности в овладении программным материалом ученикам класса. При этом ребятам с высоким уровнем предлагать эти задания выполнить самостоятельно, а ребята группы риска делают предназначенные для них задания под руководством учителя.

              Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них. Форм работы по ликвидации запущенности в грамотности учащихся много, но в основе своей – это следующие:

  • комментированное письмо: ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом.

Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е. 

  • Решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).

Иначе говоря, у младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно:

  1. ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
  3.  применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
  4. проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

 Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.

На ветк..  сирен.. сидел воробей.

На ветк…                                                      сирен…

1) ветка (ж.р., 1 скл.)                                   1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И

2)на земле (П.п.)                                          

  Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И ?»:

1)Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:

            1 скл.                                  2 скл.                  3 скл.                       –ия, -ие, -ий

      И или   Е                                только Е                только И                  только И

2)проверяю словом с ударным окончанием «земля» (по принципу единообразного написания морфем). Навыки работы по алгоритму доводятся до автоматизма.

Если такую работу проводить постоянно, то не сразу, конечно, но ощутимый результат почувствуется.

              Главное достоинство занятий комментирования, в т.ч. и по алгоритму, в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

Работа над ошибками (используется «Тетрадь учёта ошибок_____класса», подчёркивание ошибочных написаний в рабочих тетрадях, работа со словарём).

  • Третьим немаловажным условием успешной работы является разнообразие тренировочного материала (разной степени трудности).

Такой тренировочный материал есть и готовый, в виде «дидактического материала», но в большинстве своём – карточки, составленные и изготовленные самим учителем, учениками (по разделам, по темам).

Существуют и другие формы работы: организация взаимопомощи учащихся, помощи со стороны родителей, помощь учителя, самостоятельная работа учащихся дома по определённой учителем программе.

              При регулярной такой работе неуспевающих практически не должно быть. Нужно только при этом ещё и желание самого ученика (важный момент – мотивация успеха).

    Конечно, это далеко не все возможности осуществления дифференцированного обучения в начальных классах, а лишь его основа.

                                                       Литература
1. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская, под ред. М. Р. Львова. — М., 1987.
2. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – 7-е изд. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская; под ред. М.Р. Львова. — М., 2012.  
3. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1975.

4.  Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности."

Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном счёте, к хронической неуспешности, могут быть различными...

План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении

План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении русского языка и математики в 3классе...

Коррекционная работа с обучающимся, имеющими низкий уровень воспитанности.

                      Коррекционная работа с обучающимся, ...

Устранение пробелов в знаниях

Каждый раз, когда занимаешься с учеником, хочется научить его всему. Но не всега это удается. Как исправить это? Ответ на данный вопрос я нашла на сайте http://uzorova-nefedova.ru/, который ...

Методическая разработка ( обобщение педагогического опыта) Мероприятия, направленные на устранение пробелов в знаниях учащихся НОО

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы ...

Индивидуальный образовательный маршрут ( работа по устранению пробелов в знаниях).

Индивидуальный маршрут отражвет  план мероприятий,которые необходимы учащемуся для ликвидации пробелов в знаниях,полученных в результате длительного отсутствия по причине болезни....