Выступление на РМО "Формирование функциональной грамотности" за 2021-2022 год
материал

Муленкова Ирина Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx303.39 КБ
Файл prezentatsiya_funktsionalnaya_gramotnost_v_ramkah_fgos_.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

 Подготовила Муленкова И.А.

                  Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Слайд 1,2

     Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.
 Слайд 3

      Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
      Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.

Слайд 4     Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Слайд 5   Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • 1. Математическая грамотность - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.  
  • 2. Читательская грамотность- способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей требуемых обществом и ценных для индивида
  • 3. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
  • 4. Финансовая грамотность- достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
  • 5. Креативное и критическое мышление - способность анализировать информацию с точки зрения логики и личностно-психологического подхода, способность ставить новые вопросы. Вырабатывать аргументы, принимать решения.

 ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

ВПР  по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.

Слайд 6-10 по презентации 

Слайд 11

Аннотация

Пособие адресовано обучающимся в начальной школе. Содержит метапредметные задания,
направленные на формирование универсальных учебных действий, что обеспечит обобщение и
систематизацию предметных знаний, умений и навыков, и подготовку к олимпиадам.
Сборник состоит из двух частей.
Первая часть включает задания в двух вариантах, которые помогут проверить уровень готовности младших школьников к олимпиадам.
Вторая часть содержит систему заданий на формирование и развитие универсальных учебных действий. Работая с пособием, обучающиеся научатся ставить учебную задачу и находить
способы её решения, планировать свою деятельность, контролировать ход и оценивать результат своей деятельности, научатся работать с информацией, овладеют коммуникативными умениями и умением сотрудничать. Включает задания разных типов: с использованием учебного
оборудования; с применением различных средств информационно-коммуникативных технологий
(ИКТ); на смысловое чтение; на работу с информацией, представленной в различных видах; на
формирование и выбор эффективного способа решения.
С помощью раздела «Ключи» можно проверить задания каждой части.
https://cdn.catalog.prosv.ru/images/big/e043e575-fc8c-11e8-abf7-0050569c7d18.jpg

АннотацияC:\Users\Ирина\Desktop\cba1b81c-9207-11e6-b62d-0050569c7d18.jpg

Тетрадь адресована учащемуся и предназначена для формирования и развития у младшего школьника читательских умений (анализ, интерпретация, преобразование) на основе научно-познавательных, информационных, художественных и учебных текстов. Занимаясь по тетради, ребёнок будет учиться работать с таблицами и схемами, использовать иллюстрации для понимания текста, находить информацию в дополнительных источниках, самостоятельно проверять свои умения и рефлексировать по поводу достигнутых результатов.
Задания обеспечивают достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пособие может быть использовано учителем на различных этапах урока по литературному чтению, а также родителями для самостоятельной работы дома.

Аннотация

Автор

М.В.Буряк,С.А.Шейкина

Год издания

2022

В этом тренажёре для детей собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Тренажёр предназначен ученикам 2 класса и их родителям, а также учителям начальных классов для организации внеурочной деятельности. Данная книга выходит в комплекте с методическим пособием для педагогов.Смотреть исходное изображение

Слайд 12-17 по презентации

Слайд 18

В цикле исследования PIRLS-2011 Российская Федерация в 4 классах по читательской грамотности 2 место среди 49 участников, последнем цикле исследования PIRLS-2016 в 4 классах по читательской грамотности 1 место среди 50 участников.

Слайд 19 по презентации

Слайд 20    В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения содержания и методов обучения в целом, направленные  на развитие функциональной грамотности школьников.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: 
грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.

Таким образом, результаты участия России  в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. 
 Стран, стабильно лидирующих в исследовании PISA :Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея и др..

       Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. т.е. формирование УУД

Закончить свое выступление хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «Функциональная грамотность школьников» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС» Подготовила: Муленкова И.А. учитель начальных классов МБОУ « Излучинской ОСШ УИОП №1»

Слайд 2

Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».

Слайд 3

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Слайд 4

Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель

Слайд 5

© АО «Издательство «Просвещение» 2019 Креативное Мышление Читательская грамотность Естественно–научная грамотность Математическая грамотность Финансовая грамотность 5 Основные направления функциональной грамотности

Слайд 6

© АО «Издательство «Просвещение» 2019 Формируем ф ункциональную грамотность создание учебных ситуаций , инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности учение в общении , или учебное сотрудничество , задания на работу в парах и малых группах поисковая активность - задания поискового характера, учебные исследования, проекты оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку : приобретение опыта – кейсы , ролевые игры, диспуты, требующие разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения Эффективные педагогические практики: 6

Слайд 7

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Слайд 8

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логические приемы Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Слайд 10

Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности.

Слайд 11

Специальные серии пособий для 1-4 классов

Слайд 12

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере. Задачи: сформироватьбазовыефинансовыепонятия научитьграмотнораспоряжатьсяденьгами объяснитьвзаимосвязьтрудаиегостоимости познакомитьсличнымфинансовымбюджетомипланом научитьделатьосознанныйвыбордлядостиженияличныхфинансовыхцелей Могут использоваться на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования

Слайд 13

Естественнонаучная грамотность - Способность воспринимать и использовать научный язык описания природных объектов и явлений; объяснять факты, полученные в наблюдении и эксперименте; понимать разные объяснения и использовать их для принятия решений и прогнозирования.

Слайд 14

Содержание заданий для успешного формирования естественнонаучной грамотности Информация в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. Задания, составленные из разных предметных областей. Задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться. Задания, требующие привлечения дополнительной информации. Комплексные и структурированные задания.

Слайд 15

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Как может проявляться креативность ? Большая креативность ( Big-C creativity ). творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом Малая креативность ( Little-C creativity ) может проявляться в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п.

Слайд 16

Согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации и целевым ориентирам государства по развитию образования в нашей стране предусмотрены следующие процедуры оценки качества образования.

Слайд 18

Тестирование PIRLS ( Progress in International Reading Literacy Study ) направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах. PIRLS

Слайд 19

Тестирование TIMSS ( Trends in Mathematics and Science Study ) нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых, восьмых и одиннадцатых классов. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран . TIMSS В последнем цикле исследования TIMSS-2015 Российская Федерация заняла в 4 классах по математике 7 место среди 49 участников, в 8 классах по математике 6 место среди 39 участников, в 4 классах по естествознанию 4 место среди 47 участников, в 8 классах по естествознанию 7 место среди 39 участников.

Слайд 21

Анализ текущей ситуации: педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания , но не учат применять их в реальных , жизненных ситуациях

Слайд 22

Сервисы для педагогов на сайте Группы компаний «Просвещение» prosv.ru Каталог Горячая линия Материалы для подготовки к участию в международных исследованиях catalog.prosv.ru vopros @ prosv . ru Рабочие программы prosv.ru vopros@prosv.ru shop.prosv.ru academy.prosv.ru pisa.prosv.ru prosv.ru/ reklama / Презентации и рекламные материалы 22

Слайд 23

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расписание 1 в класса на 2021-2022 учебный год

Расписание 1 в класса на 2021-2022 учебный год...

Воспитательная программа МБОУ СОШ п. Пионерский на 2021 - 2022 учебный год

Рабочая  программа воспитания на 2021 - 2022 учебный год....

КТП 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Окружающий мир (2021-2022 уч г)

Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.),Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...