Карта индивидуального развития педагога за 2018-2022 уч. годы
опыты и эксперименты

Голованова Ия Ивановна

Карта педагогического развития педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта индивидуального педагогического опыта

Головановой Ии Ивановны, учителя начальных классов

 высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

  1. Формальные параметры:

1.1.

Наименование педагогического опыта

«Групповая работа на уроках  математики как средство активации познавательной деятельности обучающихся»

1.2.

Автор – разработчик педагогического опыта

Голованова Ия Ивановна

1.3.

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская ОСЩУИОП№1»

1.4.

Период формирования и функционирования педагогического опыта

С 2018 года работа по теме: «Групповая работа на уроках  математики». 2018-2022 годы – «Групповая работа на уроках  математики как средство активации познавательной деятельности обучающихся» – заключительный этап работы над данной темой.

1.5.

Адрес педагогического опыта

628634 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, п.г.т. Излучинск, ул. Школьная д. 5

2. Содержательные параметры:

2.1.

Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесенность с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике).

     Актуальность педагогического опыта определяется той огромной ролью, которую играет групповая обучения в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования, которая указана в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС) – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно - мотивационный, операционно- исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

    Учитель создаёт необходимые условия и систему учебной деятельности, собирает, анализирует, создает теоретические, методические, дидактические материалы, систематизирует их в соответствии с направлениями педагогической деятельности, оптимизирует для получения наибольшего педагогического эффекта. Вся эта деятельность направлена на организацию совместной учебной деятельности учителя и учащихся, выполнение запросов, интегрирующих потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей.  Это целевой ориентир, направленный на комфортность обучения, алгоритмизацию учебной деятельности, общение через сотрудничество, что создает эмоциональную обстановку обучения, формирование навыков у учащихся способности к самоуправлению. Этим определяется востребованность и актуальность данного подхода в обучении.

2.2.

Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.

   Педагогический опыт будет представлен в виде исследовательского проекта, так как благодаря своей структуре именно эта содержательная форма позволяет:

подробно проанализировать и изучить рассматриваемую проблему;

поставить конкретную цель исследования, выбрать необходимые средства ее достижения;

выполнить поиск и обработку нужной информации (ее анализ и синтез);

объективно оценить полученные результаты и сделать очевидные выводы. 

2.3.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

 

    Педагогический опыт с использованием технологии КСО имеет инновационную направленность, так как соответствует следующим критериям инновации:

  • субъективная новизна – влияние образовательной системы УМК «Перспектива» на всестороннее развитие личности школьника и повышение качества образования;
  • оптимальность – достижение максимального эффекта при минимизации временных затрат;
  • результативность – устойчивость положительных результатов, которая просматривается с помощью уровня успеваемости и качества знаний;
  • возможность творческого применения инновации в процессе обучения.

Инновационная направленность проекта учителя заключается в следующем:

  • создание, освоение и использование педагогических новшеств;
  • исследовательский и творческий характер материалов;
  • изучение и внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий;
  • обеспечение конкурентоспособности и педагога и учащихся.

2.4.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.  

    Методологическая база педагогического опыта включает в себя использование деятельностного подхода к обучению, опирающегося на работы Л. С.Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна; развитого в трудах                     Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

      Кроме того, в основе проектирования опыта субъектный (диалогический) подход – основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования.

Ключевым понятиям, определяющим содержательную основу опыта, является понятие дидактического учебного инструментария – заданий, результат выполнения которых позволяет измерить личностные характеристики, уровень сформированности предметных и универсальных учебных действий.

     Основные подходы, использованные для проектирования педагогического опыта – стандартизация, объективность, надежность, комплексный характер дидактического учебного инструментария; а так же принципы: завершенность, дифференциальный подход; всеобщее сотрудничество и взаимопомощь между учениками, разновозрастность и разноуровневость, разделение учебного труда (разнообразие тем и заданий),  безотлагательная и непрерывная передача знаний, обучение  каждому по способностям индивида.

2.5.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки.

Цель педагогического опыта – научить учащихся учиться, целенаправленно добывать знания и передавать накопленный опыт. При этом объектом педагогического опыта являются учащиеся 1-4 классов; предмет педагогического опыта – групповая технология (КСО).

Исходя из цели, объекта и предмета поставлены следующие задачи педагогического опыта:

  1. Изучение методической литературы по избранной теме;
  2. Создание благоприятных условий и внедрение групповой технологии;
  3. Рассмотрение особенностей технологии КСО;
  4. Возможность практического применения системы контрольно-измерительных материалов;
  5. Анализ практических результатов.

   При этом используются форма наблюдения, сравнительно-сопоставительный метод и системный анализ.

   Педагогическая целесообразность проекта заключается с одной стороны в его достаточности, а с другой стороны в его динамичности и подвижности, с точки зрения изменения, дополнения и развития. Ключевыми элементами, определяющими смысловую направленность,  являются:

  • системность;
  • оптимальность использования контрольно-измерительных материалов;
  • рациональное распределение информации.

    Система применения контрольно-измерительного  материала  соответствует требованиям современной педагогической науки.  Педагогический опыт, основанный на образовательной системе УМК «Перспектива» соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

2.6.

Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

.

   Педагогический проект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В разделе «дидактика» содержатся подразделы:

  • карточки к урокам;
  • самостоятельные работы;
  • тесты на бумажных носителях;
  • контрольные работы;
  • одаренные дети;
  • работа с обучающимися испытывающими затруднения в отдельных предметах.

    Материалы этих направлений обеспечивают с одной стороны организацию творческой, исследовательской деятельности  обучающихся, и с другой стороны – построение индивидуальной педагогической адаптивной траектории развития и коррекции ЗУН учащихся. Построение такой работы становится возможным благодаря использованию технологии  в системе.

2.7.

Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.  

   Социальной направленностью данного опыта является организация учебно-воспитательного процесса обучения  учащихся таким образом, чтобы для обучающихся, во-первых, обеспечивалась гарантия приобретения  навыков общения; во-вторых, формировалась способность к осознанному выбору, т.е. сначала выбор варианта, затем выбор уровня сложности; индивидуальные творческие задания; исследовательская и поисковая  деятельность. Всё это обеспечивает эффективную социализацию обучающихся.

   При использовании групповой технологии (КСО):

- каждый учащийся работает с отдачей по способностям;

- прочность усвоения материала оказывается более глубокой;

-  умения и навыки самостоятельной работы помогают ученику общаться, работать в группе, готовят учащихся к жизни в современном обществе.

   Систематическое применение групповой технологии свидетельствует о том, что ученики лучше понимают друг друга,  и самих себя; благодаря сотрудничеству на занятиях сплоченность класса резко выросла, качество знаний повысилось. Изучение и применение групповой технологии (КСО) позволяет иметь возможность профессионально самореализовываться, так как инновационная деятельность стимулирует стремление к самовоплощению, к актуализации заложенного педагогического и творческого потенциала, мотивирует профессиональный рост.

2.8.

Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

 Являясь членом методического объединения учителей начальных классов школы, распространяю свой педагогический опыт работы среди коллег, как нашей школы, так и школ Нижневартовского района.

  Репродуктивность педагогического опыта показывает, что школьникам на уроках интересен такой вид деятельности, как коллективный способ обучения.    

  Использование контрольно-измерительных результатов дает более высокий результат качества знаний обучаемых.

   Возможность воспроизведения  педагогического опыта максимальная, т.к. данный опыт экономически эффективен (не требует каких-либо затрат на его воспроизведение). Ареал воспроизведения педагогического опыта возможен как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне муниципальной, окружной или федеральной образовательной системы.

2.9.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

Ресурсным обеспечением создания и использования педагогического опыта является:

  • персональный компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • съемные цифровые носители информации;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • выход в сеть Интернет.

Кадровое и учебно-методическое обеспечение:

  • учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;
  • тема исследовательской или инновационной деятельности педагога;
  • подбор методических и дидактических материалов;
  • умение работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;
  • умение работать в сети Интернет и в социальных сетях.

        3. Результативные параметры:

3.1.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

   Эффективность использования групповой технологии в деятельности учителя заключается в том, что учащиеся Головановой И.И.  на протяжении всей ее педагогической деятельности имеют 100% успеваемость и качество знаний не ниже 60%.  

   С точки зрения полученных результатов педагогический опыт эффективен: большинство школьников справляются c контрольно-измерительным материалом, показывая хороший и высокий уровень, как степени усвоения изучаемого материала, так и степени проявления самостоятельных суждений благодаря использованной групповой технологии КСО.

     Обоснованием эффективности инновационного педагогического опыта является положительная динамика как личностных результатов обучающихся, так и предметных и метапредметных, поскольку специфика технологии КСО, даёт возможность учиться самому и обучать ближнего.

   Обучающиеся постоянно принимают активное участие во международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, где они становились призёрами и победителями.

3.2.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

  1. Обмен опытом учителя:

 - 2020г «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе», регистрационный номер 8273043.

- «Социокультурные истоки  в образовательной организации в соответствии с ФГОС», регистрационный номер 67408.

- 2021 «Методика преподавания курса «Шахматы» в образовательных организациях в рамках ФГОС», регистрационный номер 65994.

-«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», регистрационный номер 519-1525741.

 - 2021г. «Способы формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

- 2022г.  мастер-класс по теме «Современный урок в условиях реализации ФГОС нового поколения».

3.3.

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности  влияние педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении (процент обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся (воспитанников), обучаемых педагогом, рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации и единого регионального экзамена и пр.)

 На протяжении всей своей педагогической деятельности я являюсь педагогом – новатором.  Результаты успеваемости стабильно составляют 100%.    

  Стабильность работы обусловлена постоянным повышением творческого мастерства, усовершенствованием педагогического потенциала, системностью подхода к организации образовательного процесса.  

   7 выпускников стали учителями, закончив педагогические ВУЗы.

3.4.

Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта.

  Участие обучающихся и педагога:

  • 2021г. подготовила победителя III районной ученической краеведческой конференции «Родной наш край – люби, исследуй, изучай», посвящённой Году знаний в Югре, тема исследовательского проекта «Озёра Нижневартовского района» - 2 место;
  • 2022г. подготовила победителя всероссийской онлайн-олимпиады по шахматам на платформе «Учи.ру»;
  • 2021г. подготовила победителя всероссийской краеведческой онлайн-олимпиады «Многовековая Югра» на платформе «Учи.ру»;
  • 2021г. подготовила победителя всероссийской онлайн-олимпиады «Юный предприниматель и финансовая грамотность» на платформе «Учи.ру»;
  • 2021г. подготовила победителей международной олимпиады «Инфоурок» по окружающему миру ставших победителями, занявших 1, 2, 3 место;
  • 2021г. подготовила победителей международной олимпиады «Инфоурок» по математике ставших победителями занявших 1, 2, 3 место;
  • 2021г. подготовила победителей международной олимпиады «Инфоурок» русскому языку ставших победителями занявших 1, 2, 3 место;
  • 2020г. подготовила победителя IV международной онлайн-олимпиады по математике на платформе «Учи.ру»;
  • 2020г. подготовила победителя всероссийской онлайн-олимпиады «Безопасные дороги» на платформе «Учи.ру»;
  • 2020г. подготовила победителей всероссийской онлайн-олимпиады  «Заврики» по математике на платформе «Учи.ру»;
  • 2019г. подготовила финалистов образовательного проекта «VIII Международной Олимпиады по основам наук в начальной школе» по математике, по русскому языку, по литературному чтению, по окружающему миру, по информатике;
  • 2018г. подготовила победителей мероприятия проекта videouroki.net «Олимпиада по литературному чтению», «Олимпиада по русскому языку», «Олимпиада по окружающему миру», «Олимпиада по математике»;
  • 2022г. Объявлена благодарность Муниципальным Автономным учреждением «Межпоселенческой библиотекой» Нижневартовского района за плодотворное сотрудничество и содействие развитию культуры чтения среди подрастающего поколения.
  • 2020г. Объявлена благодарность Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Нижневартовскому району за активное участие и помощь в проведении Всемирного дня памяти жертв ДТП;
  • 2020г. Объявлена благодарность ОГИБДД ОМВД по Нижневартовскому району МБОУ Районный центр дополнительного образования детей «Спектр» за подготовку участников конкурса детского рисунка «Правила дорожные каждому положено".

3.5.

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

  • Программа «Занимательная математика» 1 класс 2021г;
  • Статья « Использование технологий КСО на уроках математики» 2021г.;
  • Урок математики «Умножение 10 и числа на 10»  3 класс  2022г.;
  • Статья «Групповая работа на уроках математики в начальной школе» 2022г.

        

Директор                                                 А. Е. Задорожный

Аналитическая записка

по итогам педагогического опыта по теме самообразования:

«Групповая работа на уроках математики как средство активации познавательной деятельности обучающихся»

       Работая по теме самообразования, я пришла к следующим выводам: использование групповой работы на уроках активно включает каждого ученика в процесс учебной деятельности. Применение этой технологии способствует активизации познавательной деятельности учащегося, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности: определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), совершенствуются межличностные отношения в классе. С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей, обучающихся и особенности состава группы; необходимо составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. Очень важно научиться распределять роли между участниками группы, организовывать коммуникацию в группе и между группами, совместно анализировать способы деятельности.  Итогом групповой работы обязательно должна быть рефлексия учебной деятельности.

          В процессе реализации данной программы я наблюдала следующие результаты использования технологии групповой работы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, исчезает боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задач.
  3. В группе выше результативность, эффективность усвоения учебного материала.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

          Оценивая групповую работу, как одну из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, я пришла к пониманию следующих нюансов: ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя; групповой работе надо научить; организация групповой работы требует от учителя особых умений.

         Реализация ФГОС нацеливает меня, как учителя, на приоритетное направление по формированию УУД и активной позиции ученика для решения учебных задач.

       Групповая работа является   одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо её использование для   активного включения каждого ученика в   процесс обучения. Работая в группе, ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником образовательной деятельности, что позволит ему в будущем достичь высоких результатов и быть инициативным в собственной образовательной деятельности.

Директор                                                 А. Е. Задорожный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты индивидуального развития 2 класс 8 вид

Карты индивидуального развития по русскому языку  и математике для 2 класса 8 вида...

Карта индивидуального развития навыка чтения

На карте ученики отслеживают навык чтения и делают самооценку по критериям...

карта индивидуального развития ученика по чтению

Шаблон для проведения мониторинга индивидуальных успехов ученика по литературному чтению...

План индивидуального развития педагога

План индивидуального развития на 2015-2016 учебный год...

Программа индивидуального развития педагога

Программа индивидуального развития педагога. В материале представлена структура программы работы педагога по самообразованию с рефлексивным анализом за каждый год....

План индивидуального развития педагога.

План индивидуального развития педагога....