«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
методическая разработка

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка  и окружающего мира, представлены методы формирования у учащихся универсальных учебных действий по данным предметам в начальной школе,  определены пути повышения познавательной активности учащихся на уроках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме

«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Шаова Фатима Ильясовна,

учитель начальных классов

                                           Содержание

1.        Аннотация……………………………………………………………… 1

2.        Слово о педагоге…………………………………………………… 2

3.        Описание опыта……………………………………………………. 3-11

4.        Литература……………………………………………………………. 12

5.        Приложения…………………………………………………………. 13-20                                                     

Аннотация

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 имени Ахмеда Хаткова» а. Пшичо Шовгеновского района по теме «Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников» проведено на материале, собранном и систематизированном в течение 10 лет работы и проверенном на учащихся 2-х выпусков (по системе учебников  «Школа России»).

  В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка  и окружающего мира, представлены методы формирования у учащихся универсальных учебных действий по данным предметам в начальной школе,  определены пути повышения познавательной активности учащихся на уроках.

Слово о педагоге

Шаова   Фатима Ильясовна родилась 05 декабря 1961года в ауле Кабехабль.

В 1977году поступила в Адыгейское педагогическое училище имени Х.Б. Андрухаева и окончила в 1981году  (ГТ №796424). Специальность учитель начальных классов. В 1981 году поступила в Адыгейский государственный  педагогический институт на филологический факультет и окончила  в 1986 году (НВ №378658). Специальность русский язык и литература.

С 15 августа 1981 года по настоящее время работаю в  МБОУ «Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 имени Ахмеда Хаткова»

Отличник народного просвещения.  1995г. (удостоверение №175)

Заслуженный работник народного образования Республики Адыгея. 2011г.

 ( удостоверение №1798)

Победитель регионального конкурса «Учитель года Адыгеи - 2004».

Финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России -2004»

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. 2006г.

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. 2011г.

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. 2017г.

Лауреат регионального конкурса «Учитель года - 2009»

Победитель конкурса учителей языков народов РА- 2013г

Эксперт конкурса «Поощрение лучших учителей» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Руководитель районного клуба «Учитель года» с 2005года.

Член совета республиканского клуба «Учитель года».

Руководитель регионального учебно-методического объединения (РУМО) учителей предметной области «Начальное образование»

Эксперт конкурса «Поощрение лучших учителей» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Эксперт  по разработке «Примерных рабочих программ учебных предметов, обеспечивающих учёт региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Адыгея»

Описание опыта работы

«Учение – это лишь один

 из лепестков того цветка,

 который называется воспитанием

 в широком смысле этого слова.

В воспитании все главное – и урок,

и развитие разносторонних интересов детей

вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе»     (В.А.Сухомлинский)

                                               

   Учителем начальных классов и классным руководителем работаю 35 лет. Конечно, за такое время сложился свой педагогический почерк, свои прочные педагогические взгляды.    

   Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ученику ситуацию успеха:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность;
  • помнить, что все дети талантливы;
  • создавать личности  «ситуацию успеха», одобрения, поддержки, доброжелательности;
  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и  другие недостатки ребенка;
  • помнить: «Ребенок хорош, а плох его поступок»;
  • знать: «В каждом ребенке живет чудо,  ожидай его».

Моя главная цель: выявление эффективных технологий педагогического сопровождения младших школьников, способствующих их успешному образованию и развитию.

В своей педагогической деятельности я должна применить  эффективные современные  педагогические  технологий на уроках и во внеурочное время -как  залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников.

  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

     При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить:

    1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

    2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

   3.Учите детей учиться.

   4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

    6.  Надо приучать учеников думать и действовать самостоятельно.

Необходимо заложить фундамент успешного обучения и психологического развития ребенка в процессе обучения в начальной школе для щадящего перехода в среднее звено.

      Для достижения поставленных целей   использую  следующие педагогические технологии: технологию критического мышления, здоровье сберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, дифференцированное  обучение, технология обучения в сотрудничестве, технология создания ситуации успеха, проектный метод обучения, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ – технология и другие . Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают  творческую активность учащихся.

     В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности: и отличники, и «середнячки», и дети с ОВЗ, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

    Я не буду подробно описывать каждую педагогическую технологию. Остановлюсь на некоторых технологиях.

                                           ТРИЗ - технология

   Творчество – право каждого и каждому надо предоставить возможность работать творчески. Современному ученику нужно передавать  не столько информацию, сколько метод её получения.

    Новая технология творчества – теория решения изобретательских задач       (ТРИЗ) – даёт возможность управлять своим воображением и развивать мышление. Используя ТРИЗ – технологию, учащиеся учатся составлять загадки, писать стихи, сочинения. Эти работы печатаются в республиканских  детских журналах  «Жъогъобын»  («Созвездие»)»и «Родничок». ТРИЗ – это определённая система. Но, к сожаленью, рамки учебного процесса не дают возможность в полной мере использовать эту технологию. ТРИЗ – технология используется на уроках и при работе во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающая технология

   Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, учитель, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ я использую комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Для себя я определила пятнадцать здоровьесберегающих технологий.

Это:

  • Физкультурная минутка - динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время - 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика - применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности - это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые - игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация - проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки - это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное - обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях- это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Информационно – коммуникационные технологии

     ИКТ  направлены на формирование умений и навыков обучающихся: анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, высказывать собственное мнение и обосновывать его.

    Для решения этих задач у нас в классе есть мультимедийный  проектор  с выходом в Интернет. У каждого учителя есть возможность в любой момент использовать компьютер  в своей работе.

     Использование ИКТ в обучении помогает развивать познавательные универсальные учебные действия  у учащихся. Учащиеся  учатся  работать с информацией, находить, выбрать главное.  Мы должны выпустить гражданина, который может творчески мыслить, умеет  обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

     С появлением в школе компьютера поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимся. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ.

    Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей своим предметом, делаю его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность - это основной «конек» учителей начальной школы. На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, обучающие тренажеры по различным предметам. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала,  закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.

   Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Планируя  урок с применением новых информационных технологий,  соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
• четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
• уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
• согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
• учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий.
● Методика использования программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебным программам по предметам:
- «Хотим всё знать»,  «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир;
- «Улица Сезам», «Видеобукварь» - обучение грамоте;
«Домовёнок учится считать», «Весёлая математика» - математика;
● Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм).
● Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д).
● Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики,  русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, “Мир информатики” для начальной школы, обучающие игры “Гарфилд”, “Малыш” и др.)
  Формы организации занятий с использованием ИКТ:
 
     Самостоятельные работы,  компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, и т. д.
Для контроля за уровнем знаний,  умений и навыков,  формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины,

    При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

    Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ так же нашли самое широкое применение. Это классные часы, кружковая работа, КТД. Применение ИКТ во внеурочное время позволяет интенсифицировать процесс обучения и развития, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого темпе.

       Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

                   Технология создания ситуации успеха

     Ребенок, отправляясь в школу, ждет что – то новое, радостное для себя, надеется на успех и на мое одобрение. Я должна почувствовать и его  проблемы и его успехи. И он должен понять, что я «болею» за него.

    Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми ОВЗ, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения .

Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Моя задача заключается в том, чтобы у моего ученика всегда было желание учиться. Для достижения этих целей использую в своей работе три типа ситуаций успеха:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Использую различные приемы ситуаций успеха: «Даю шанс», «Лестница», «Исповедь» , игра “Волшебный стул”,  Прием “Следуй за нами”, 

Прием “Эмоциональный всплеск”
или “Ты так высоко взлетел”, Прием “Эврика”,  Прием “Линия горизонта”.

      Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”.    Могу с уверенностью сказать, что дети на мои уроки ходят с радостью. Они огорчаются, если меня нет в классе, по каким – то причинам. На моих уроках царит атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и доверия. Мои  ученики отличаются активностью, любознательностью, умением свободно общаться друг с другом, могут поспорить с учителем, доказывать правильность своих слов.

     Я убеждена, что нужно воспитать сознательное отношение ребенка к любому поступку не по принципу «можно - нельзя», а по принципу «надо – не стоит так поступать». Мои ученики  всегда пропускают в класс сперва учительницу, затем девочек. Если в класс вошел взрослый, они всегда приветствуют его вставанием. И обязательно кто- нибудь  из них предложит стул. В классе мальчики  стараются не обижать девочек, а девочки уважительно относиться к мальчикам. А те в столовой обслуживают свою учительницу и девочек. Не забывают поблагодарить работников столовой. И ничего страшного, если не все дети и не сразу усвоили эти правила. Если в классе хоть один ученик усвоил какое – то правило, я его так похвалю, что назавтра я буду довольна поступками своих учеников.

    Мои учащиеся являются победителями, призёрами районных и республиканских конкурсов сочинений и постоянными участниками международных конкурсов. Они отличаются высокой успеваемостью (СОУ – 70 -75%, КЗ – 81%) и сознательной дисциплиной. Класс принимает участие в решении задач социально – гражданской направленности:

  • участие в экологических акциях;
  • участие в субботниках;
  • акция «Чистый четверг»;
  • шефство над детским садом «Дэхэбын».

  Таких результатов я добилась благодаря совместной деятельности с родителями. За время своей работы в начальном звене ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многие проблемы.

    В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. Родители – мои лучшие друзья и помощники. Все экскурсии, походы, посещение театра и музея, конкурсы и праздники в классе проходят с помощью и при участии родителей.

     Всё в нашем деле решает мастерство. Но каким трудным и долгим бывает путь к мастерству. И как дороги для каждого из нас жемчужинки находок, из которых сплетается бесценное ожерелье мастерства. И как руководитель районного клуба «Учитель года» я считаю, что главная моя задача заключается в том, чтобы сделать достоянием всех учителей изюминки моей педагогической деятельности и деятельности моих коллег.

   Воспитать, как я понимаю – значит передать детям частицу самого себя, своего понимания смысла образования, передать свои приятия и неприятия, своё отношение к работе.

Подводя итоги, нужно сказать, что ключевой идеей каждой школы является идея развития ученика и учителя. В связи с этим технология обучения должна:

               1.  Обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей                  

                     эффективностью.

               2.  Быть посильной для осуществления в любом учебном                            заведении педагогом.                        

    В   своей дальнейшей работе планирую освоение новых технологий,      позволяющих сделать учебный процесс интересным, дающих прочные, глубокие знания, позволяющих сохранить ребёнка здоровым, полноценным социально-адаптированным членом общества.

 Список используемой литературы

1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М:АРКТИ, 2012 – стр.44-45(Начальная школа)

2. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.

3. Журова Л., Кузнецова М., Кочурова Е. «Учение — учебная деятельность?» // Начальная школа №14, 2008г.;

4. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

5. Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.

Инетрнет – ресурсы:

4. www.pedsovet.org

5. www.moi-universitet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)

В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....

Презентация "Использование PISA-пообных заданий на уроках математики для формирования функциональной грамотности у младших школьников

В презентации представлены конкретные задания, которые можно использовать на уроках математики в 3 - 4 классах для формирования или контроля сформированности математической грамотности....