Применение способов и приемов разрешения противоречий при формировании функциональной грамотности у младших школьников в учебной деятельности.
статья

Буянкина Юлия Сергеевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

О. В. Агеева, Ю.С. Буянкина

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация « Гимназия №12»,

г. Ленинск-Кузнецкий , Кемеровская обл.,

Применение способов и приемов

разрешения противоречий

при формировании функциональной грамотности

у младших школьников в учебной деятельности.

Современные требования времени таковы, что ежедневно наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем же ставятся задачи: научить не только грамотно находить выход из создавшейся ситуации, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Противоречие, проблема, поиск решения, результат

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника. Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями: изучать, находить, мыслить, содействовать, приниматься за дело.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.

Формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. При решении проблемы учащийся научиться: устанавливать противоречия, формулировать проблему, выдвигать версии для ее решения, выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный, осознавать полученный результат. Проявление несоответствия между требуемым(желаемым) и ограничением является противоречием. Противоречие помогает сформулировать проблему, а далее идет поиск решения проблемы с применением одного из способов разрешения противоречий.

Как показывает практика, учителя начальных классов пытаются научить сразу назвать проблему, выпуская этап нахождения противоречий. Если же действовать, наоборот, уделить нахождению и решению противоречий большое внимание. Начать разбирать с самого простого, что мы можем видеть вокруг себя и встретить в жизни.

Например, задание: Идет дождь: это хорошо или плохо?

Этот прием, направлен на развитие «чувствительности к противоречиям». После таких заданий учащиеся легко ориентируются в окружающем мире, находя во всем противоречие. Предлагаю на примерах подробно разобрать некоторые способы разрешения противоречий.

Рассмотрим первый способ. Разрешение противоречия в структуре здесь мы используем прием «Повышение динамичности и управляемости»:

данный прием предлагаю рассмотреть при изучении темы по окружающему миру «Охрана водоёмов». За основу берем «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Предлагаем учащимся 2 варианта сказки:

Первый вариант А.С. Пушкин оригинал, второй более современный вариант сказки.

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

2 Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод

Пришёл невод с башмаком и консервными банками

После прочтения и анализа находим противоречие. Обратим внимание, что в первом отрывке сказки: в третий раз закинул он невод, пришел невод с одною рыбкой. А во втором отрывке: в третий раз закинул он невод, пришел невод с башмаками и консервными банками. После прочтения и анализа находим противоречие: в первом варианте в море есть рыба, а во втором- в море рыбы нет... Далее формулируем проблему: Почему в море нет рыбы, хотя она там должна быть? Надо найти решение. На этом этапе составляется экологическая цепочка взаимосвязей, учащиеся придумывают решение проблемы, например: очистить море от загрязнений.

Второй способ. Разрешение противоречий развития системы во времени и приём, который здесь используем и применяем «Заранее подложенной подушки».

С этим приемом мы сталкиваемся в повседневной жизни. И пример этому приему: чтобы нам, избежать простудных заболеваний, необходимо принимать лекарственные препараты для поддержания нашего иммунитета.

На уроках данный прием используем при подготовке к написанию диктанта и контрольной работы. За неделю до диктанта мы проводим следующую работу:

1). Знакомим учащихся с текстом;

2). Выписываем незнакомые слова, которые встречаются в тексте на доску;

3)Выясняем у учащихся какие написания слов вызывают у них затруднения;

На этом этапе у учащихся возникает противоречие между необходимостью написания самого диктанта без ошибок, и имеющиеся затруднения при написании слов.

Таким образом, у нас образовалась проблема: Как нам подготовиться к написанию диктанта?

4). Чтобы разрешить возникшее противоречие, в течение недели, учащиеся разбирают лексическое значение слов, проговаривают слова, записывают их в словарик, составляют с ними предложения.

5). И в конце получаем хороший результат: при написании текста учащиеся мало допускают ошибок.

Следующий прием разрешения противоречий — это «Сейчас- и последействия». Более подробно данный прием рассмотрим на примере урока по окружающему миру «Цепи питания».

Начинаем урок с ситуации. Текст представлен на слайде.

«Недавно я была в Новосибирском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли. Что случилось?

После прочтения ситуации выявляем противоречие (Животным дают корм) и (Животные голодные).? Далее определяем проблему: почему животные остались голодными? Чтобы разрешить данное противоречие, учащимся предлагаем выполнить практическую работу. В маршрутном листе задание: с помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных? В итоге у учащихся получается схема «Цепи питания». Нашли решение (каждому животному дать тот корм, который он ест).

Приведу ещё один способ - это «Разрешение противоречий развития системы в отношениях» и применяемый здесь прием - «Наоборот»

Применяя прием на уроках литературного чтения, мы можем при составлении характеристики плохого героя, найти хорошее и наоборот.

Показывая картинку с изображением волка видно, что образ волка злой (это мы знаем из сказок), а применяя прием «наоборот» мы можем сделать образ волка добрым. На уроках изобразительного искусства мы можем выполнить рисование «следами» фантастического предмета «точками», «контурами», «штрихами», «различными линиями», «пятнами» и т. д.

Пример данному приему, попросить детей нарисовать геометрические фигуры. Фигурки одинаковые, но по- разному повернуты. Таким образом одну и ту же фигурку можно превратить в разные картинки.

Или еще один яркий пример использования приема «Наоборот», нарисовали железную дорогу, что у нас получится, если мы ее перевернем? (лестница).

С помощью данного приема мы развиваем у детей фантазию и воображение.

Опыт работы показывает, что работа с противоречиями вызывает у учащихся интерес. Проблем вокруг нас много, и если правильно установить противоречие, то можно быстро и качественно решить любую проблему.

«Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим.» Джордж Бернард Шоу


Список литературы

1. Алексеева Е. Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. 2014. № 3. С. 56-57.

2 . Девятова О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Текст электронный

3. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. URL (дата обращения: ). – Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)

В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....

«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка  и окружающего мира, представлены методы фор...

Презентация "Использование PISA-пообных заданий на уроках математики для формирования функциональной грамотности у младших школьников

В презентации представлены конкретные задания, которые можно использовать на уроках математики в 3 - 4 классах для формирования или контроля сформированности математической грамотности....

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....