Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»
учебно-методический материал

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.

Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: Если в условиях целостного педагогического процесса школы, корректировать содержание образования на основе наращивания интеллектуального и культурного фонда знаний в условиях сохранения и возрождения национальных ценностей во взаимосвязи с общечеловеческими, как в урочное так и во внеурочное время , то его поликультурная компетентность как интегративное качество личности будет успешно сформирована, так как в школьной среде будут созданы необходимые условия для формирования искомого качества учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov.rabota_desinovoy.docx404.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37г.Томска

Исследовательская работа:  Формирование поликультурной компетентности младших школьников в учебно-воспитательном  процессе

по Программе «Познаем мир вместе»

Автор:

учитель начальных классов

Десинова Светлана Евгеньевна

2019

Оглавление

Введение                                                                                           3-5

    1.  Теоретические основы проблемы формирования поликультурной      компетентности  младших школьников

 1.1 Поликультурная компетентность как интегративное

 качество личности                                                                                      5-7

1.2.Специфика формирования поликультурной                                7-8

 компетентности младших школьников

2.Исследовательская работа по формированию

поликультурной компетентности младших школьников

2.1.Характеристика программы формирования поликультурной

 компетентности младших школьников                                                    8-16

 2.2Анализ результатов исследовательской  работы  по

формированию поликультурной компетентности                                  16-18

3.Заключение                                                                                                19

4.Библиографический список                                                                     20

Введение

      Актуальность на уровне государства В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, когда идет переосмысление целей и задач образования с позиций новой компетентностной парадигмы появляется острая потребность в воспитании поликультурной личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения определены личностные результаты освоения основной образовательной такие как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Именно из этих критериев и складывается поликультурная компетенция, которую нам предстоит сформировать. Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, разработана Программа   духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования МАОУСОШ №37 "Познаем мир вместе»,  которая разработана в связи с введением Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

   На уровне  региона  Программа  «Познаем мир вместе» является актуальной т.к. в Российской Федерации и, в частности в Томской области, наряду с реформированием социально – политической системы и становлением гражданского общества идёт поиск путей развития межэтнических отношений. Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия русских с другими народами, изучение и распространение традиционной культуры с её общими и региональными чертами. Программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся нашей школы.

          На уровне нашей школы  По программе работают все учителя начальной школы МАОУСОШ №37, т.к. актуальность проблемы поликультурного воспитания учащихся начальной школы обусловлена благоприятностью младшего школьного возраста к воспитательным воздействиям, закладкой морально-культурных основ личности младшего школьника в связи с активным формированием его характера, установок, стереотипов поведения, мышления и мировоззрения, что позволяет прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре.

Новизна исследования. Различные аспекты воспитания младших школьников в урочной и внеурочный деятельности,  которые  имеют исключительные возможности для формирования и развития полноценной поликультурной личности младшего школьника, поскольку непосредственно направлена на повышение образовательного и культурного уровня и приобретение учащимися умения общаться с представителями своей и других культур,  раскрыты в Программе «Познаем мир вместе»

Цель исследовательской работы: Выявить педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе теоретически обосновать и провести практическое исследование процесса организации поликультурного воспитания в начальных классах

Задачи исследования:

1.Раскрыть и уточнить сущность ключевых понятий «поликультурность», «поликультурная личность», «поликультурная компетентность» применительно к проблеме исследования;

2.Рассмотреть специфику формирования поликультурной компетентности у младших школьников;

3. Выявить совокупность организационно-педагогических условий формирования поликультурной компетентности младших школьников;

4. Провести мониторинг эффективности  педагогических условий в формировании поликультурной компетентности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Теоретической основой исследования являются теория поликультурного воспитания (А. Джуринский, Г. Дмитриев, И. Лощенова, Т. Менская, А. Сухомлинский); концепция диалога культур (В. Библер, И. Василенко, И. Гердер, И. Кант, С. Курганов, Ж.-Ж. Руссо, В. Степин, В. Толстых); педагогика сотрудничества (Ш. Амонашвили, А. Лысенкова, А. Полат, В. Шаталов); идеи воспитания культуры межнационального общения (З. Гасанов, В. Заслуженюк, В. Присакар); идеи воспитания толерантности в поликультурной среде (А. Асмолов, М. Боритко, А. Грива, Е. Койкова, В. Лекторский, М. Шимановский); теория личностно ориентированного образования (И. Бех, Е. Бондаревская, А. Пехота); концепция культуры мира (А. Ахорони, Л. Грехова, М. Кабатченко, А. Козлова, К. Петуховський).

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.

Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: Если в условиях целостного педагогического процесса школы, корректировать содержание образования на основе наращивания интеллектуального и культурного фонда знаний в условиях сохранения и возрождения национальных ценностей во взаимосвязи с общечеловеческими, как в урочное так и во внеурочное время , то его поликультурная компетентность как интегративное качество личности будет успешно сформирована, так как в школьной среде будут созданы необходимые условия для формирования искомого качества учащихся.

Методы исследования:

  • анализ основных понятий исследования на основе изучения философской, культурологической, социологической, психологической и педагогической литературы,
  • изучение продуктов деятельности участников образовательного процесса,
  • анализ становления и развития поликультурной компетентности школьника,
  • анализ программы , учебно-воспитательных планов работы учителей начальных классов,
  • целенаправленное наблюдение за работой педагогов и деятельностью школьников в начальной школе с целью выявления педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников;
  • анкетирование с целью выявление уровней сформированности поликультурной воспитанности младших школьников.

1.Теоретические основы проблемы формирования поликультурной компетентности  младших школьников

 1.1 Поликультурная компетентность как интегративное качество личности

Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей

Цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей

Задачами поликультурного образования являются:

  • полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
  • формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  • создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
  • формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Поликультурная личность– это характеристика личности, которая включает в себя совокупность таких качеств как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность, а так же положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур

   Мы рассматриваем поликультурное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение обучающимися    МАОУСОШ №37 той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности) мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном мире. Ведущим принципом поликультурного воспитания является гуманистический, около которого группируются принципы культуросообразности, поликультурности, творчества и социально-ценностный. Их совокупность представляет своеобразное педагогическое кредо учителя – главное правило его педагогической деятельности. Данная совокупность принципов определяет содержание, формы организации, построение процесса воспитания поликультурности учащихся.

Шаги поликультурного становления личности:

  1. это непротивление культурному многообразию;
  2. познание характерных особенностей конкретных культур;
  3. признание и принятие «другого»;
  4. заинтересованность к различным культурам.
  5.  поиск новых знаний о разнообразных культурах;

межкультурное взаимодействие..

   Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в МАОУ СОШ №37.

Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование: личности человека как носителя своей национальной культуры;

человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Модель поликультурной информационной образовательной

среды  МАОУСОШ №37

C:\Users\светлана\Desktop\д.з.3четверть\математика\image002.jpg

Компетентность - достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения Поликультурная компетентность – знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими.

Формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности.

1.2. Специфика формирования поликультурной компетентности младших школьников

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание поликультурной компетентности требует диалога, а не монолога

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

В качестве механизмов формирования поликультурной компетентности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков поликультурного взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования поликультурной компетентности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения специально организованы педагогами МАОУСОШ №37 (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.).

Вывод

Итак, теоретический анализ состояния проблемы формирования поликультурной компетентности у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к нашей проблеме, которые можно взять на вооружение при формировании поликультурной компетентности у младших школьников.

2.Исследовательская работа по формированию поликультурной компетентности младших школьников

2.1.Характеристика программы формирования поликультурной компетентности младших школьников

Исследование проводилось поэтапно, в течение 2015-2018гг , базой  стала начальная школа МАОУ СОШ №37. На разных этапах исследования были охвачены учащиеся 1-4 классов.

Во время исследовательской работы  были использованы следующие методы и методики: анкетирование, методика М. Куна, Т. Мак-Партланда «Кто Я? , тест на выявление уровня толерантности «Проявляешь ли ты толерантность» , методика самооценки личности «Лесенка» В.Д. Шур. (Приложение 1).

На начальном этапе в результате анализа и диагностики образовательного процесса в школе были разработаны уровневые характеристики сформированности поликультурной компетентности.

В качестве критериев мы выделили когнитивный, эмоциональный и деятельностный критерии сформированности поликультурной компетентности у детей начальной школы.

Когнитивный критерий - как результат позновательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.

Эмоциональный критерий - наличие интереса к знаниям о других национальностях, эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.

Деятельностный критерий - характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.

Когнитивный компонент определялся нами в результате выяснений знаний детей о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. При этом нас интересовала: широта представлений детей о разнонациональном окружении, соответствие знаний действительности и их полнота; опора на знания своей этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Выявление количественных характеристик позволило определить высокий, средний и низкий уровни сформированности когнитивного показателя поликультурной компетентности.

На основе результатов анкетирования нами были определены уровни сформированности когнитивного компонента этнической толерантности:

Высокий уровень: проявляют полные, разносторонние поликультурные знания, умеют применять их на практике. Имеют устойчивый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний проявляется всегда, в достаточной степени обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Поликультурные умения и навыки сформированы в полной мере, обладают большим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.

Средний уровень: проявляют неполные поликультурные знания, редко умеют применять их на практике. Имеют слабый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний имеется, но проявляется под педагогическим воздействием. Поликультурные качества (толерантность, эмпатия, общительность, бесконфликтность и др.), необходимые для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, сформированы недостаточно. Поликультурные умения и навыки сформированы частично, обладают небольшим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Не всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.

Низкий уровень: проявляют отрывочные, бессистемные поликультурные знания. Не проявляют интереса к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний не проявляется, не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Поликультурные умения и навыки не сформированы, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур отсутствует. Не соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.

Цель  исследования– повысить уровень поликультурной компетентности.

         Для повышения уровня сформированности поликультурной компетентности была разработана Программа «Познаем мир вместе»

Цель программы: создание условий эффективности,  формирования поликультурных компетентностей учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Создать  педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования поликультурной компетентности школьников в условиях начальной школы МАОУСОШ №37;

2. Приобщить учащихся к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленного на сохранение национальных культур народов России;

3. Привить любовь и уважение к своему народу, гордость за его культурно-исторические достижения.

Основные ожидаемые результаты Программы:

Достижение эффективности формирования поликультурных компетенций учащихся приведет к результату:

- поликультурные компетенции станут рассматриваться как органичный компонент системы базовых компетенций;

- формирование поликультурных компетенций будет осуществляется в специально моделируемом пространстве поликультурного образования как целостного целенаправленного процесса, интегрируемого в существующие школьные программы, программы дополнительного образования и внеклассную работу;

- система поликультурных компетенций позволит индивиду сохранять свою социально-культурную идентичность, понимать особенности других культур, строить отношения на основе уважения иных культурно-этнических общностей, жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований;

- поликультурное пространство позволит развить новые формы сотрудничества педагогов, обучающихся и их родителей, а также социальных партнеров школы.

- обоснованы теоретико-методологические подходы, а также разработана система поликультурных компетенций учащихся;

- определены структурные элементы поликультурных компетенций, формируемых у  обучающихся в процессе поликультурного образования;

- сформулированы требования к ключевым элементам системы поликультурного образования: к содержанию, формам, методам, технологиям, а также изучены факторы, которые предопределяют их отбор и особенности реализации;

- охарактеризована педагогическая специфика поликультурного образования как средства формирования и развития поликультурных компетенций.

С2012года наша школа является Центром этнокультурного образования.(РЦРО)  

C:\Users\KOTYA\Desktop\12.jpg

Вывод: в качестве механизмов формирования поликультурной компетентности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование поликультурных компетенций  осуществляется в специально моделируемом пространстве поликультурного образования как целостного целенаправленного процесса, интегрируемого в существующие школьные программы, программы дополнительного образования и внеклассную работу;

Урочная деятельность

Ведущую роль в реализации программы «Познаем мир вместе» играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных  предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Школа России», «Школа 2100»,  «Перспективная начальная школа» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в них принципов гуманистического историзма, коммуникативного принципа и принципа творческой активности.

Содержание поликультурного образования реализуется через модули, которые включаются в различные учебные дисциплины: на уроках литературы,  окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, а также  элементами на уроках математики и русского языка.

    Информация о культуре, традициях, особенностях характера представителей различных национальностей интегрируется в программы учебных предметов. При этом структура программы в целом остается неизменной. Важную роль в поликультурном образовании играет изучение национальных традиций, которые объясняют особенности порой необычного поведения и общения детей разных национальностей.

Чтобы целенаправленно реализовать поликультурное содержание образования, педагоги  нашей школы :

- продуктивно используют  примеры из разных культур при анализе различных текстов, нравственно-этических проблем;

-концентрируют  внимание детей на том, что было доброго, светлого во взаимоотношениях народов разных национальностей;

- практикуют  драматизацию, диалогические формы обучения и метод проектов, творческую и поисковую деятельность как эффективные формы освоения культурного опыта;

- по возможности, знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов тех стран, чьи представители учатся в классе.

Внеурочная деятельность

Формирование поликультурной личности непосредственно на занятиях внеурочной деятельности  ведется через решение определенных задач. Здесь ученик – творец, главное действующее лицо. Формирование поликультурной личности способствует использованию интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки говорения. Ведущее место на данных занятиях занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры.

Направление деятельности

Количество часов

Вид деятельности

Научно-познавательное

«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»

ЦЕЛЬ: создание  условий  для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

1ч.

Кружок."Я - исследователь"

1ч.

Кружок. "Экономика для младших школьников"

1ч.

Кружок"Умники и умницы"

1ч.

Кружок. «Логика»

1ч.

Кружок. «Клуб юных шахматистов»

1ч.

Кружок.(экология)«Я познаю мир»

1ч.

Кружок. (ИКТ)

«Основы компьютерной грамотности»

Гражданско-патриотическое

«МЫ - ТОМИЧИ»

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма и гражданственности,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека; знакомство с историко-культурным  наследием; обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры.

1ч.

Кружок«Краеведения»

1ч.

Городская краеведческая программа  для младших школьников "Летопись города"

Социальное

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ: создание условий  для получения детьми опыта толерантного взаимодействия

1ч.

Уроки толерантности

Клуб «Толерантных ребят»

Художественно-эстетическое

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

ЦЕЛЬ: эстетическое развитие детей, формирование   умений видеть, слышать  и создавать прекрасное; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание

1ч.

Кружок.ИЗО студия

1ч.

Театральный кружок

1ч.

Хоровая студия «Капель»

1ч.

Кружок мягкой игрушки

1ч.

Кружок «Юные экологи»

1р.в месяц

«Мир профессий»

Спортивно-оздоровительное

«МЫ ЗА ЗОЖ!»

ЦЕЛЬ:  формирование потребности в здоровом образе жизни

1р.в месяц

«Полезные привычки»

1р.в месяц

"Здоровое питание"

1р.в месяц

ПДД

1ч.

Секция. Легкая атлетика

1ч.

Секция. Плавание

Внеклассные мероприятия

Нами были разработаны внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы, педагогов и родителей по поликультурному воспитанию на тему "Мы такие разные и в этом наша сила".

    Целью данных внеклассных  мероприятий является формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся.

Направление деятельности

Мероприятия

сентябрь

«МЫ – ТОМИЧИ»

День Знаний. Классный час

 музеи г. Томска

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Выбор кружков.

Проведение диагностики .

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Классные часы

«Толерантность-это…»

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Выставка «Дары осени»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Спортивные соревнования «Золотая осень»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Родительское собрание «Задачи на новый учебный год»

октябрь

«МЫ – ТОМИЧИ»

Классный  час: «Овеянные славой Флаг наш герб», «Традиции моей школы»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Посвящение в первоклассники.

Переменки «Давай дружить»

-игры на знакомство;

-создание Свитка Дружбы

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Фотогалерея ко дню старшего поколения.

Фестиваль детских творческих работ «Мой учитель самый лучший»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Конкурс агитбригад «Азбука здоровья»»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Индивидуальные консультации

ноябрь

«МЫ – ТОМИЧИ»

Интерактивная  экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору г. Томска .

Классный  час «Символы Родины»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Фестиваль исследовательских детских работ

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

День толерантности:

-классные часы   « Планета толерантности»;

-выступление агитбригады

-переменка « Радуга толерантности»

Вечер общения « Я+ты и наши мамы»

-классный часы«Мамы разные нужны!».

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

«Дерево толерантности»  (пожелания мам).

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Переменки «Подвижные игры народов нашего города»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

Декабрь

«МЫ – ТОМИЧИ»

Классный  час:  «Москва – столица великой страны», «Новый год, традиции разных народов»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Кастинг Деда Мороза Лучший национальный костюм народов г.Томска

-представление костюма:

-музыкальный конкурс «Непревзойденный талант народов Томска».

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Клуб Самоделкиных (елочные украшения) «Научись сам, научи друга, научи …»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Спортивные эстафеты на приз Деда Мороза

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Праздник у елки .

январь

«МЫ – ТОМИЧИ»

Паломнические экскурсии в Томские храмы.

Классный  час  «Символы Томской области»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Переменки.

«Мы поставим сказки сами»

( сказки разных народов и их мудрость).

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Конкурс  проектов «Наши пернатые друзья»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Переменки. «Пришла Коляда – отворяй ворота». Русские подвижные игры.

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Вечер вопросов и ответов.

Февраль

«МЫ – ТОМИЧИ»

Просмотр  фильма о Томской духовной семинарии «Корабль веры», фильма «Томск православный»,

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Переменки. Шахматные турниры среди мальчиков( по параллелям).

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Праздник Валентина и Валентины

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

«Конкурс «Данила-мастер»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Спортивные эстафеты «»А ну-ка парни»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие детей в семье»

март

«МЫ – ТОМИЧИ»

Классный час  «Масленица.Русские обычаи и традиции»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Дни Науки

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Праздник Масленицы

  • «Встреча». Конкурс на самую оригинальную «Масленицу»;
  • «Заигрыш». Конкурсы, игры, загадки о весне, о«Масленице»
  • «Лакомка». Конкурс «Чей блин вкуснее»
  • «Масленица годовая – гостья наша дорогая!».Фольклорная программа

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Выставка женского рукоделия «Марья-искусница»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Спортивные эстафеты «Принцесса спорта»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«Самым милым и любимым». Концертная программа для мам.

Апрель

«МЫ – ТОМИЧИ»

Классный час «Протяни руку помощи»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Конкурс презентаций «Я живу в Томске»

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

«Весенняя неделя Добра – 2013»

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Переменки.

День добрых сюрпризов.

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Конкурс плакатов «Мы против вредных привычек»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Акции «Эстафета добрых дел»

май

«МЫ – ТОМИЧИ»

Классные часы  «Пасхальные традиции в России», Герои ВОВ – наши земляки»

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Конкурс чтецов «Вахта памяти»

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Семейная игра-конкурс

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

Социальный проект  «Школьный двор – в заботливые детские руки»

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Игра  « Твой выбор – залог здоровья»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Родительское собрание  «Роль семейных традиций в воспитании школьника»

июнь

«МЫ – ТОМИЧИ»

7 июня. День города.

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Викторина «Расскажи о Томске»

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Праздничная программа «День детства»

«МЫ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ»

“Летнее вдохновение” Фотоконкурс

«МЫ ЗА ЗОЖ»

Летняя Спартакиада

Работа с родителями

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Активно участвуя в жизни школы, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность, решают задачи поликультурного воспитания.     Таким образом, целостная система позволяет в условиях школьного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Формы работы с семьями:

  • Выставки совместных поделок.
  • Семейные праздники.
  •  Фольклорные развлечения с участием родителей.

Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого ученика. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

  Интересны такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи и семей – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.

Интересна совместная с родителями организация  выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.п  Так  связывается жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.

2.2Анализ результатов исследовательской  работы по формированию поликультурной компетентности

Для получения достоверных результатов использовались различные методы исследования: изучение результатов учебной и практической деятельности младших школьников; анкетирование и тестирование; наблюдение за индивидуальными достижениями.

Определение уровней сформированности поликультурной компетентности осуществлялось по критериям и показателям. Определение уровня сформированности поликультурной компетентности осуществлялось выведением среднего балла по четырём критериям, раскрывающим мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и креативно-поисковый компоненты. Каждый показатель рассматривался нами через систему признаков, наличие и количество которых позволяло нам судить о сформированности того или иного компонента поликультурной компетентности.

Для проведения исследования были определены группы. Всего в исследовании приняли участие 135 учащихся 2-3 классов начальной школы.

Были выявлены результаты.

При оценке когнитивного аспекта поликультурной компетентности большинство учащихся показали средний уровень сформированности системы поликультурных знаний. Знания носили бытовой характер, не опирались на фундаментальные представления о современном поликультурном обществе и процессах его становления, преобладало стереотипное видение; учащиеся показали некритическое отношение к получаемой информации; большинство самостоятельную активность для получения информации о поликультурном мире не проявляли, т.к. не видели в этом необходимости.

Исследование эмоционально-ценностного аспекта показало, что у учащихся положительная мотивация к освоению поликультурных знаний проявляется не всегда, они, в основном, не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Большинство показали эмоционально-отрицательное восприятие иных культур, что снижает мотивацию к знакомству, изучению других народов, стремлению к взаимодействию с их представителями..

Констатирующий эксперимент выявил, что традиционная система образования недостаточно эффективна для формирования должного уровня поликультурной компетентности младших школьников. Результаты констатирующего эксперимента привели нас к необходимости проведения целенаправленной формирующей работы, выражающейся в создании педагогических условий формирования поликультурной компетентности.

Исследование показало, что реализация комплексной программы «Познаем мир вместе», составленной на основе использования средств народной педагогики, оказала заметное положительное влияние на формирование поликультурной компетентности младших школьников.

На основании результатов проведённой работы можно утверждать, что положения гипотезы исследования в целом подтвердились.

В процессе проведения ряда контрольных диагностических процедур, были выявлены уровни сформированности поликультурной компетентности у младших школьников; определена эффективность разработанной и применённой на практике программы  «Познаем мир вместе» по формированию поликультурной компетентности у младших школьников; подтверждена правомерность гипотезы и результативность педагогических условий. Проведённый эксперимент повысил уровень поликультурной компетентности у по всем компонентам .

Итоговые данные степени сформированности поликультурной

компетентности в экспериментальной и контрольной группах (%)

Уровень знаний

2015                  2016

2017                  2018

%

%

%

%

Высокий

24

26

36

51

Средний

34

37

38

39

Низкий

40

39

30

11

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Во второй главе  обосновали цель, задачи, содержание, описали этапы проведенной исследовательской работы. Работа была запланирована и осуществлялась в соответствии с гипотезой, с основными целями и задачами,  а также с учетом особенностей формирования поликультурной компетентности учащихся начального звена в МАОУСОШ №37

2. Нами были выделены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности учащихся начальных классов: проявление личностных качеств в условиях современного социума в поликультурном пространстве (мотивационно-ценностный) — ориентация на объединяющие людей ценности; осознанное ценностное отношение к представителям других этносов, мотив к позитивному поликультурному взаимодействию; наличие поликультурных знаний (содержательно-ориентировочный)

3. Целью нашего исследования являлась апробация педагогических условий формирования поликультурной компетентности учащихся начальных классов, обучающихся в МАОУСОШ №37, а также достижение соответствующего уровня сформированности поликультурной компетентности.

4. В процессе ставились следующие задачи: 1) реализация научно-методического обеспечения; 2) реализация факультативного курса; 3) реализация разработанной модели; 4) реализация педагогических условий формирования поликультурной компетентности; 5) использование разнообразных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности; 6) отслеживание промежуточных результатов работы.

5. На заключительном этапе были обработаны, проанализированы и систематизированы результаты исследовательской работы по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов: На данном этапе мы провели сравнительный анализ уровней сформированности поликультурной компетентности учащихся на различных этапах и обобщили полученные данные.

6. Результаты заключительного среза подтвердили наличие положительной динамики развития уровней поликультурной компетентности учащихся начальных классов, что полностью согласуется с теоретической частью нашего исследования и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы, разработанных исследовательских документов, эффективность разработанной модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На основе анализа научной литературы выделены компоненты поликультурной личности: когнитивные цели личности, потребность в самосовершенствовании, наличие ценностных ориентаций, толерантное отношение к окружающим людям, потребность в культурном самоопределении, в общении с другими людьми.

     В ходе исследования были определены воспитательные возможности внеклассной и учебной работы в поликультурном воспитании младших классов. Учебный процесс так же позволяет создать условия для обучения поликультурности. Дети взаимодействуют друг с другом на каждом уроке. Развивают такие качества, как толерантность, коммуникативность.

          Специфика внеклассной работы заключается в ее добровольности, разнообразии, альтернативности форм общения как со сверстниками, так и с учителями, инициативности, что позволяет поддерживать устойчивый интерес учащихся к этнокультуре разных народов. Выделены функции внеклассной работы – творческая, когнитивная, коммуникативная.

        Таким образом, обобщая результаты, отметим, что уровень сформированности поликультурной компетентности учащихся значительно вырос. Результаты проведенного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, исследовательских документов, эффективность и практическую реалоизованность разработанной программы «Познаем мир вместе». Таким образом, результаты исследовательской работы позволяют сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

Список литературы:

1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям Текст.: Акад. пед. и социал. наук Моск. психолого-социал. ин-т (Психологи Отечества: Избр. Психологические труды в 70-ти томах) / Ш.А. Амонашвили. М.; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 544 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 " начала 20 вв. Текст. / Под. ред. В.В. Шадрикова. - М.: Педагогика, 1990.

3. Ахметвалиева, G.B. Место и роль сельской школы в духовно — практическом развитии молодого поколения Текст.: учеб. пособие / С.В. Ахметвалиева. Уфа: БИТО, 2008. - 60 с.

4. Белогуров, А.Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе Текст. / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. -№3. — С. 109-112.

5. Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст. / М.Н. Берулава // Педагогика. 1996. — №1. - С. 9-11.

6. Богданова, Л.А. Модернизация содержания образования как фактор формирования личности младшего школьника Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Богданова. Кемерово, 2003. - 232 с.

7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. -М., 1982.- 199 с.

8. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка Текст.: Учебно-методич. пособие / Е.Д. Божович, Г.А. Вайзер, З.В. Голышева и др. М.: МПСИ, 1999. - 224 с.

9. Большая российская энциклопедия Текст. / Гл. ред. В.А. Тишков. -М., 1994.-456 с.

10. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2004. - 576 с.

11. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личночтно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская// Педагогика.1995. - №4. — С. 29-36.

12. Бэнкс, Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования / Д. Бэнкс. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 15-19.

13. Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006. - 80 с.

14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М., 1996. -216

15. Гаязов, A.C. Семь проблем современного" образования Текст. / A.C. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. - 246 с.

16. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Текст. / А.Н. Джуринский // Педагогика. 2002. -№10.-С. 93-95.

17. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев // - М.: Народное образование. 1999. – 208с.

18. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность Текст. / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. - №6. - С. 13-14.84.3ыков, М. Однокомнатная сельская школа Америки: вчера и сегодня Текст. / М. Зыков // Сельская школа. 2008. - №2. - С. 28-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.Краткое содержание работы:  Введение………...

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"

Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие  когнитивного, эмоционального и мотивационн...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников...

Применение активных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в хими...

"Педагогические условия учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью в поликультурной среде"

Чтобы социализация детей с умственной отсталостью проходила успешно, нужно регулярно работать с ними и развивать у школьников чувство толерантности к другим людям. Все мы разные, но все мы имеем ...