Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников
статья на тему

Фаизова Инзиля Ильфировна

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тимергалиева И.И,

                                                   студентка 3 курса 1 группы факультета педагогики БФ БашГУ

Научный руководитель: Маштакова Л.Ю

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности. Образование, более чем прежде должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность [1].

 Актуальность выбранной темы развитие познавательной активности определяется противоречием  между возросшими требованиями к  уровню развития познавательной активности личности и недостаточным использованием  педагогом-практиком  уникальных возможностей детства в развитии познавательной активности школьников; между необходимостью реализации личностно-ориентированной  модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

           Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- естественное стремление школьников к познанию;

- положительное отношение к учебе;

- активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- проявление воли в процессе овладения знаниями [2].

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Можно выделить следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:

- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы,  обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
- комбинирование различных форм организации учебной работы;
- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий [4].

            Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активности:

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

 - организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками [3].

Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Таким образом, развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны и важны. В заключении хочется сказать, что все вышесказанное, действительно подтверждает правильность позиции об адекватности системы развивающего обучения задаче развития познавательной активности детей младшего школьного    возраста.

 Литература

1.Асмолова Н.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2008.  - 28c.

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. - 304c.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1982. - 263c.

4. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2006. - 19c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.Краткое содержание работы:  Введение………...

Развитие познавательной активности младших школьников в условиях проблемного обучения.

    Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии о...

Развитие познавательной активности младшего школьника в условиях ФГОС

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Задача  школы на современном этап...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время

Выступление на РМО    "Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...