Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время
материал

Булыгина Наталья Евгеньевна

Выступление на РМО    "Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.odt39.66 КБ

Предварительный просмотр:

   Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время

      Развитие личности и деятельности обучающихся возможно только при условии их активной позиции в процессе познания, коммуникации и других видах деятельности в образовательном процессе. В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Одна из основных целей уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело».

   Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так организовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения литературному чтению, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности. Проблема познавательной        активности — одна из актуальных.

  Тяга к творчеству, которая  не является  врождённым качеством и природным даром, а это результат воспитания , поэтому может быть сама обращена в средство педагогического воздействия,  в средство формирования познавательной активности школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

    В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес – это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности.

Понятие «познавательная активность» младших школьников , условия его формирования.

   Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Она носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

   Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

   Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из- под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника.

    Интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса.

Приёмы и методы развития познавательной деятельности на уроках литературного чтения.

  Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

  Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно- познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

  Метод обучения – вид деятельности учителя, который организует познавательную деятельность учащихся на уроке, представляет собой систему целенаправленных действий учителя, способ управления познавательной деятельностью учащихся. В результате этой деятельности учитель достигает цели, добивается усвоения детьми содержания образования .

    Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

   В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний (по А.В.Текучеву):

словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и

практические (лабораторные и практические работы).

  Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Из словесных методов я применяю такие методы, как метод дискуссии, используя вопросы, требующие размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих; метод самостоятельной работы с учащимися (с целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации).

  Вводя в учебный процесс приёмы активизации, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка; тип организации (какая форма является более подходящей для выполнения намеченной цели); методы (какими дидактическими и организационными методами можно добиться цели); средства, необходимые для достижения цели; время, в течение которого организуется подготовка и организация выбранных форм.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • - отстаивать свое мнение;
  • - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • - ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • - рецензировать ответы товарищей;
  • - оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • - заниматься обучением отстающих;
  • - объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • - самостоятельно выбирать посильное задание;
  • - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • - решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

  Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания .

   На занятиях литературного чтения я использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией.

Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивают воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости.

Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности и позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.

В своей работе я использую разные виды уроков литературного чтения:

  1. Уроки-исследования текста.
  2. Уроки-игры, путешествия.
  3. Интегрированные уроки.
  4. Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
  5. Уроки-проекты.
  6. Обобщающие уроки.

В своей профессиональной деятельности я стараюсь применять различные современные образовательные технологии:

  • технология продуктивного чтения;
  • технология проблемно-диалогического обучения (используется на уроках открытия нового знания, на этапах определения темы и целей урока, самостоятельной работы обучающихся, технология позволяет обучающимся самостоятельно открывать новые знания);
  • технология развивающего обучения способствует активизации умственной деятельности детей и развитию их общеинтеллектуальные способностей;
  • технология организационно - деятельностной игры позволяет ученикам глубже понять и усвоить учебный материал;
  • информационно-коммуникативная технология позволяет мне создать информационную среду, которая повышает мотивацию ребенка к изучаемой теме;
  • здоровьесберегающие технологии ( приемы, позволяющие снизить учебную нагрузку школьников, проводится гимнастика для зрения, двигательно-речевые упражнения, дыхательная гимнастика; на переменах - игры малой подвижности).

     При формировании УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.

   В течение учебного года  обучающиеся выполняют творческие работы, так же в задания на дом включала составление кроссвордов, поиск некоторых понятий в библиотеке или в интернете и др.

При чтении литературных сказок я предлагаю учащимся:

  1. нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
  2. вылепить героя из пластилина;
  3. разыграть сценку;
  4. сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
  5. подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
  6. подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

На уроках чтения сказок разных народов я предлагаю такие задания:

  1. найти крылатое выражение в сказке;
  2. придумать счастливую концовку к сказке;
  3. дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предлагаются такие виды заданий:

  1. выразительное чтение басни и ее драматизация;
  2. придумать экспозицию басни;
  3. составление литературной мозаики;
  4. составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;
  5. разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке использую такие виды заданий:

  1. Составление и доработка текстов.(- Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.)
  2. Использование в работе творческих пересказов, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями (добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; заменить рассказчика дальше;изменить грамматическое время глагола;придумать, как могли разворачиваться события дальше.)

 Также можно использовать и такие формы работы как:

  1. подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
  2. подготовить выставку книг одного из авторов;
  3. найти дополнительный материал в энциклопедии;
  4. сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Внеурочная деятельность по литературному чтению.

   Занятия внеурочной деятельности целенаправленно решают важнейшую задачу социально- личностного развития ребенка, которые имеют цель – укрепление любви к художественной литературе, формирование потребности в постоянном пополнении знаний с помощью чтения и умения эту потребность удовлетворять. Умение учиться самостоятельно – это, прежде всего умение читать и делать из этого чтения правильные выводы. Овладение мастерством самостоятельного чтения возможно лишь в том случае, когда знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переносятся во внеклассную деятельность. Учителю необходимо создать условия для реализации эффективного обучения грамотному, смысловому чтению. Значение занятий внеурочной деятельности в начальной школе трудно переоценить.

Русский драматург X        VI века Я. Б. Княжнин так описывал ступени формирования читателя: «... Можно, читать и не понимать, что написано.

Можно читать и понимать, что написано. Но высший уровень читательского мастерства - читать и понимать, что не написано». Великая миссия учителя - инициировать и поддержать процесс восхождения ученика по этим ступеням.

Организация этого урока требует от учителя большой ответственности и серьезной подготовки. Здесь необходимо применить разнообразные формы заданий, позволяющих ребенку «поиграть» с живым литературным словом, научиться анализировать текст, отвечать на интересные и неожиданные вопросы. Разнообразные формы заданий: тесты, кроссворды, цифровые диктанты дадут возможность расширить кругозор учащихся, улучшить технику чтения, помогут привить интерес учащимся к книге. Интерес к внеурочным занятиям, по мнению учащихся, достаточно устойчив по двум причинам:

- это интересно потому, что книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения (причина чисто психологическая: всё, что обязательно, то скучно);

- это интересно потому, что обстановка на внеурочных занятиях непринуждённая, здесь много спорят, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована; можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать её, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов.

    В своей внеурочной деятельности я использую программу

«В мире книг». Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках научно-познавательного направления и рассчитана на детей 7-10 лет .

    В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем        он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать. Поэтому очень удобно вести с учащимися «Читательский дневник».        При ведении        «Читательского дневника» главную мысль нужно записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод        и выразить его очень короткой фразой.

  Делая анализ произведения, формулируя вывод, учащийся лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора, главных героев, ребенок запоминает эти данные.        Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет. Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и        учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,        что своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

  Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и , при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

    Использование разнообразного литературного материала, варьирование тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением может происходить благодаря сотрудничеству с библиотекой. Именно сотрудничество с библиотекой во многом определяет место книги в жизни школьника. Здесь, в библиотеке, царит особая атмосфера. Мои дети настроены на восприятие книгохранилища как источника знаний, места отдыха и общения.

    Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

   С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

   В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

В связи с переходом на ФГОС НОО, педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие  ...

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческой личности впроцессе обучения и воспитания является одной из социально значимыхзадач современной школы....

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. УМК "Планета знаний"...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...