Приемы обучения смысловому чтению
методическая разработка

Андриевская Ангелина Юрьевна

Приемы обучения смысловому чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Не так давно я закончила колледж и сразу пришла работать в школу, и столкнулась с такой проблемой, дети не понимают прочитанный текст. Для того, чтобы найти решение данной проблемы я заходила на различные сайты, где другие учителя, которые столкнулись с той же проблемой делились своими методами и приёмами, так же посещала семинар в Новосибирске, и в итоге пришла к выводу, что обучение смысловому чтению просто необходимо. Сегодня я хочу рассказать о тех приёмах, которые применяю я на своих уроках.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер, умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий  выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку!

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить смысловому чтению.

Особенности современных детей заключаются в том, что они
• Не хотят учиться, хотят играть.
• Поменялся главный вопрос к миру: не
почему?, а зачем?
• Разный уровень детей: как дойти до каждого? И самое главное они  не понимают тексты (подтекст, главную мысль) и не умеют делать выводы, устанавливать причины явлений и событий, доказывать свою позицию …
И данная проблема касается не только литературного чтения, но и остальных предметов, тем самым затрудняется образовательный процесс, эта проблема касается  не только  учёбы, она так же аукается в жизни

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Я хочу остановиться на приёмах работы над текстом, которые я чаще всего использую в своей работе.

Приём «Антиципации».

Данный приём – предтекстовый вид работы: определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Этот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой  предполагают, предвидят то, о чём могут узнать. Затем после изучения  темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали.

Виды антиципаций, применяемые в начальной школе: по обложке; по автору; по иллюстрации; по заголовку.

Приведу пример.

        На доске записаны фамилии авторов произведений для детей: Ф. Тютчев,

В. Бианки, А. Фет .

- Произведение, с которым мы познакомимся на уроке, принадлежит писателю, фамилия которого состоит из трех  слогов.

Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Виталия Бианки, так как, во-первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во-вторых, фамилия Бианки состоит из трех слогов.

- Название произведения Виталия Бианки вы определите, если мысленно исключите повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМЕЛУВЕЗПЛЕЫЖПКАЖНЕВТ (музыкант).

Затем идет работа над названием и с иллюстрацией.

Приём «Дерево предсказаний». 

Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении.

         Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным).

На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений. Этот приём требует более высокого уровня знаний о литературных произведений в целом, поэтому его лучше проводить в 3-4 классах.

Приём «Кластер»

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, может использоваться на всех уроках.

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным.

Урок окружающего мира

- Прочитай тему урока. Здоровый образ жизни.

- Запишите несколько фраз по теме.

Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвиться.

http://festival.1september.ru/articles/520646/img3.gif

Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.  

        

Приём «Верю – не верю»

Очень нравится моим ученикам приём «Верю-не верю». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, дети знакомятся с ними. И рядом с фактами ставят значки: если согласны с данными фактами,  ставят «+», а если нет, то  «-». В конце урока, после ознакомления с  учебным материалом, работая в группах, ученики снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

       

Приём «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. «Как звали главного героя?», «Куда впадает Волга?».
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. «Правда ли, что...», «Если я правильно понял, то...» Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. «Что бы произошло, если...», «Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он …»
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. «Как вы относитесь к ... ?», «Что лучше?», «Правильно ли поступил ...?»
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова «Почему». Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.  «Как бы я поступил на месте героя?»

Пример «Ромашки» составленной по произведению Н.Носова «Огурцы»

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/romashka.png

Приём «Чтение с остановками»

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Данный прием содержит все стадии технологии критического мышления.

Схема реализации:

1) Рассказ  учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой или краткая информация о личности автора. Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут.

2) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в произведении с таким названием?

3) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»)

4) После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.

Приём «Слова-ключики»

Это работа с ключевыми словами.

Например.

- В тексте стихотворения Г.Сапгир спрятал важную информацию. Отыскать её помогут «слова-ключики». Назовите их.

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

         «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во.  С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу.  У женщин эта игра вызывает презрение – «фи», пренебрежение – «фу», разочарование – «ну»,   у мальчика – восторг – «во», т.к. футбол – это мужской вид спорта.

Приём «Интерпретация текста»

Данный приём используется для обобщения содержания текста и включает следующие виды работы:

  • нахождение в тексте заданной информации;
  • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
  • использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;
  • установление смысловых связей между частями текста или двумя

(несколькими) текстами;

  • определение основной мысли (идеи) текста;
  • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
  • выяснение намерений автора текста;
  • интерпретация (комментирование) названия текста;
  • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

Приём «Творческое задание»

На этапе «Работа с текстом после чтения» использую приём выполнения творческих заданий.

Например:

  • Составь план (самостоятельно, в парах, в группах);
  • Проиллюстрируй (один из фрагментов);
  • Сочини продолжение;
  • Придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения и т.д.
  • Составь модель (например, модель-описание героев текста в виде кластера и т.д.)

          Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Прием «Таблица толстых и тонких вопросов»

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?

«Толстые» вопросы требуют неоднозначных ответов.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

 

 

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идёт речь).

        Во второй строке надо написать два прилагательных. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола или деепричастия, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

        В четвертой строке размещается фраза, словосочетание,  предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, слова, отражающие личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте

        Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

        Для простоты понимания детям даётся такой алгоритм составления синквейна:

Название (существительное)___________________________
Описание (два прилагательных)________________________
Действия (три глагола) ________________________________
Чувство (фраза_______________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн: .

1.    Сказка

2.     Волшебная, бытовая.

3.     Читать, пересказывать, учить.

4.    Сказка – ложь, да в ней намёк.

5.    Фантазия, выдумка.

Работа с текстом задачи (составление схемы)

Купили 5 красных карандашей и 7 синих. Синие на 4 рубля дороже, чем красные. Сколько стоят красные и  синие карандаши?

Работа над задачей (анализ и синтез).

   

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  ребёнку выбирать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Слайд 2

В ФГОС , отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению

Слайд 3

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Слайд 5

Особенности современных детей • Не хотят учиться, хотят играть. • Поменялся главный вопрос к миру: не почему?, а зачем? • Не понимают тексты (подтекст, главную мысль). • Не умеют делать выводы, устанавливать причины явлений и событий, доказывать свою позицию … • Разный уровень детей: как дойти до каждого?

Слайд 11

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Слайд 12

Приём « Антиципации » Э тот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой предполагают, предвидят то, о чём могут узнать.

Слайд 13

Ф. Тютчев, В. Бианки, А. Фет . - Произведение, с которым мы познакомимся на уроке, принадлежит писателю, фамилия которого состоит из трех слогов. ВПМЕЛУВЕЗПЛЕЫЖПКАЖНЕВТ

Слайд 14

Прием «Дерево предсказаний» Листья - аргументы обоснование этих предположений Ствол дерева – тема Ветви - предположения вероятные и возможные

Слайд 15

Приём «Кластер» Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

Слайд 17

Прием «Отсроченная отгадка» Это выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

Слайд 18

Приём «Верю – не верю » Учащимся в начале урока на листочках даются факты, дети знакомятся с ними. И рядом с фактами ставят значки: если согласны с данными фактами, ставят «+», а если нет, то «-». В конце урока, после ознакомления с учебным материалом, работая в группах, ученики снова возвращаются к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Слайд 19

Приём «Ромашка Блума »

Слайд 21

Приём «Чтение с остановками » 1) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой или краткая информация о личности автора. Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. 2) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в произведении с таким названием? 3) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению 4) После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты или пословицы.

Слайд 22

Приём «Слова-ключики» - В тексте стихотворения Г.Сапгир спрятал важную информацию. Отыскать её помогут «слова-ключики». Назовите их. ФУТБОЛ Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол!

Слайд 23

Приём «Интерпретация текста» нахождение в тексте заданной информации; нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль; использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы; установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими ) текстами; определение основной мысли (идеи) текста; соотнесение конкретной детали с общей идеей текста; выяснение намерений автора текста; интерпретация (комментирование) названия текста; формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

Слайд 24

Приём «Творческое задание » Составь план Проиллюстрируй Сочини продолжение; Придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения и т.д. Составь модель

Слайд 25

Прием «Таблица толстых и тонких вопросов » Толстые вопросы Тонкие вопросы Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если …? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли …?

Слайд 26

Прием «Написание синквейна » Название (существительное )_____________________ Описание (два прилагательных )_______________________ Действия (три глагола) ___________________ Чувство ( фраза) ___________________ Повторение сути (синоним ) ________________

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».

"Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя"....

Приемы развития смыслового чтения

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Приемы обучения смысловому чтению

Мастер-класс, раскрывающий приемы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе....

Использование приемов формирования смыслового чтения "Шкатулка идей"

Использование приемов формирования смыслового чтения "Шкатулка идей" подобран для обучающихся начальной школы...

Приемы технологии смыслового чтения

Виды приемов смыслового чтения, используемые на уроках литературы....