Рабочая программа курса внеурочной деятельности " В мире книг"
рабочая программа

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «B мире книг»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» является частью основной образовательной программы ...............

Рабочая программа разработана с учетом начального общего образования базового уровня на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели курса:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

-·расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

        Преемственность курса «В мире книг»  с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Основные методы обучения: чтение, рассказ, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видео, дискуссии, мини-сочинения, конкурсы, викторины, составление презентаций, устный отчет, словесное рисование.

Содержание кружковых занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Cодержание программы курса:

1 класс (33 ч)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

2

2

Книге о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники

2

5

По страницам книг В. Сутеева

3

6

Сказки народов мира

3

7

Книги русских писателей-сказочников

3

8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

3

11

Дети – герои книг

3

12

Книги о животных

3

Всего часов:

33

2 класс (34 ч)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Книга, здравствуй

3

2

Книгочей - любитель чтения

2

3

Книги о твоих ровесниках

4

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

5

Писатели-сказочники

4

6

Книги о детях

4

7

Старые добрые сказки

4

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

3

9

Защитникам Отечества посвящается

3

10

По страницам любимых книг

3

Всего часов:

34

3 класс (34 ч)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

История книги. Библиотеки

4

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

4

Книги о родной природе

3

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

6

Животные – герои детской литературы

4

7

Дети – герои книг

3

8

Книги зарубежных писателей

2

9

Книги о детях войны

3

10

Газеты и журналы для детей

3

11

«Книги, книги, книги…..»

3

Всего часов:

34

4 класс (34 ч)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Страницы старины седой

4

2

Крупицы народной мудрости

4

3

Мифы народов мира

2

4

Русские писатели-сказочники

3

5

«Книги, книги, книги…»

4

6

Книги о детях и для детей

3

7

Словари, справочники, энциклопедии

3

8

Родные поэты

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

10

Мир книг

4

Всего часов:

34

Планируемые  результаты

освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

 

5. Содержание курса внеурочной деятельности 

1 класс (33 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев - автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре  книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки».  Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок»,  инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино»  (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы  «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро  «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса  «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книrи-сборники стихотворений для детей (3 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра  «Послушай и назови».

Дети - герои книг (3 ч)

Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги гepoeв». Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький дpyг».

Универсальные учебные действия

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на  заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

2 класс (34 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей - любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети - герои детских книг».  Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е.Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник»  или В. Крапивина «Брат, которому семь лет».  Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зернышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов детей.

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч.)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги-писателей сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч.)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч.)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч.)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой

Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише- Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (3 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Универсальные учебные действия:

- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный залы;

- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

- заполнять каталожную карточку;

- систематизировать книги по авторской принадлежности;

- составлять список прочитанных книг;

- выделять особенности учебной книги;

- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

3 класс (34 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) 

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «Ha острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) 

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Pодныe поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные - герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «3аинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети - герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе»

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в      военном». Творческая работа «Дети войны с тобой  рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

 Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги ...»(3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

- работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

- сравнивать басни по структуре и сюжету;

- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

- собирать информацию для библиографической справки об авторе;

- составлять таблицу жанров произведений писателя;

- выполнять поисковую работу по проекту;

- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

- находить по каталогу нужную книгу;

- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

- писать отзыв о книге или героях книги;

- пользоваться библиографическим справочником;

- рассматривать и читать детские газеты и журналы;

- находить нужную информацию в газетах и журналах;

- собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

- готовить материал для классной и школьной газеты;

- пользоваться электронными газетами и журналами.

4 класс (34 ч)

Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

 Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Pycь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Pyсь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т.д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги Стрелка И ».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях -сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги ...» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари,справочники,энциклопедии(3ч)

«Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Heкpaсов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (4 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон- Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «B гостях у Сетон- Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «Oт кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Универсальные учебные действия:

- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

- работать с детскими газетами и журналами.

 Способы отслеживания результатов

Формы и средства контроля

Эффективность реализации программы курса «В мире книг» отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
  • пользоваться сносками и примечаниями книги;
  • отвечать на типовые вопросы о книге;
  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

                Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  3. Назови писателей - авторов сказок
  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  9. Чем отличаются стихи от прозы?
  10. О чем вы любите читать?
  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

                Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

                Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  1.  выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
  2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
  3.  устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
  4.  называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

  1. ставить перед собой цель чтения книги;
  2. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ);

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения и книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
  3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
    2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
    Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
  4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: А. Пушкин, Ф.Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

План проведения недели детской книги (апрель)

День недели

Дата

Класс

Мероприятие

понедельник

1 -4

Конкурс рисунков «В стране книг!»

вторник

1- 4

Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)

Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»

среда

1 -4

Конкурс  чтецов «Поэтическая тетрадь»

четверг

1

Литературная игра «Планета сказок»

2

Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»

3 - 4

Литературный турнир «Чемодан приключений»

пятница

1-4

Утренник «Посвящение в читатели»

суббота

1 -4

Торжественная линейка

Подведение конкурсов, награждение победителей.


Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

п/п

Дата

№ урока

Темы

 уроков

Виды работ. Характеристика деятельности учащихся (на раздел)

план

факт

Здравствуй, книга (2 ч)

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Беседа. Презентация детских книг.

Рассказ учителя о роли книги в жизни человека.

Экскурсия в  библиотеку школы. Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке,  порядок выдачи книг. Ориентирование в книге.

Умение определять тему и главную мысль произведения.

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

3-4

Книги о Родине и природе.

Беседа. Просмотр презентации, иллюстраций. Слушание, выборочный пересказ, словесное рисование.

Писатели детям (3 ч)

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Практикум. Знакомство с элементами книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Рассказывание, чтение отрывков из произведений о детях. Анализ поступков главных героев.

7

Книги современных писателей о детях.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. Объяснение предназначения пословиц, скороговорок, считалок и поговорок. Чтение, определение темы и главной мысли; высказывание личного мнения. Заучивание скороговорок. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы)

9

Загадки о животных. Творческая работа «Сочини загадку», «Отгадай загадку». «Загадай загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

10

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).

Беседа. Чтение детьми сказок.

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Понимание содержания сказок. Рисование с помощью трафарета.

11

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

12

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Сказки народов мира (3 ч)

13

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

Слушание аудизаписи. Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль. Чтение и анализ прочитанного, составление предложений по иллюстрациям. Работа над выразительностью. Инсценирование.

14

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведенем

15

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

16

Книга сказок (сборники сказочных историй).

Конкурс рисунков «Любимые сказки» уметь фантазировать и творчески мыслить и работать.

17-18

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации. Участие в диалоге: слушание, высказывание своего мнения; уметь войти в роль. Выборочный пересказ.

Детские писатели (3 ч)

19

Книги С. Маршака. Выставка книг.

Чтение четверостиший. Рисование иллюстраций на выбранное стихотворение

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

20

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

21

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Анализ произведения, умение находить его тему; умение читать по строфам. Иллюстрирование, ролевая игра.

23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

24

В гостях у сказки.

Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч)

25-26

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Выразительное чтение стихотворений. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Создание словесной картины. Чтение стихотворений наизусть.

27

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Дети — герои книг (3 ч)

28

Дети — герои сказок.

Чтение и анализ прочитанного, составление предложений по картинкам.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания.

29

Дети — герои рассказов и стихотворений.

30

Литературная игра «Вопросы и ответы».

Книги о животных (3 ч)

31

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

Чтение и анализ прочитанного. Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Творческая работа «Мой маленький друг».

32

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

33

Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг».

2 класс (34 ч)

п/п

Дата

№ урока

Темы

 уроков

Характеристика деятельности учащихся (на раздел)

план

факт

Книга, здравствуй! (3 ч)

1

Роль книги в жизни человека.

Игра – путешествие.  Понимание роли книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. Чтение, определение темы и главной мысли; высказывание собственного  мнения. Беседа. Просмотр презентации исторического содержания. Практикум. Элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, корешок, страницы, переплет, оглавление.  Ремонт книг.

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

3

Структура книги (элементы книги).

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

4

Экскурсия в библиотеку

Посещение библиотеки. Соблюдение  правил работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение  выбранной  книги.  Понимание что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

6

Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Чтение и анализ рассказов. Краткий пересказ. Правильное чтение. Составление выставки Инсценировка отдельных эпизодов из рассказов о детях.

7

Книги Н. Носова. Типы книг.

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение отличать сатирические произведения от юмористических. Выявление типов книг. 

8

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Драматизация. Упражнение в технике чтения. Рассказывание от лица героев. 

9

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат). Выставка книг о детях. Структура книги.

Отбор и чтение стихов о зиме. Умение видеть в стихах эпитеты, сравнения, определять настроение в стихотворении. Посещение библиотеки, выставки книг детских писателей «Дети — герои детских книг».

Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировка отдельных эпизодов из рассказов о детях. Работа в группах.

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

10

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Путешествие  по тропинкам фольклора Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Изучение  книг-сборников  малых жанров фольклора.

Понимание значения пословицы, загадки, скороговорки и чистоговорки. Сочинение загадок и сказок. Работа в группах. Конкурс скороговорок, чистоговорок.

11

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

12

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

13

Скороговорки и чистоговорки.

Писатели-сказочники (4 ч)

14

Книги с литературными (авторскими) сказками.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Обзор сказок Х.К. Андерсена. Понимание содержания литературного произведения. звездный час. Умение прогнозировать содержание по иллюстрациям, умение слушать и отвечать на вопросы.

Участие в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Составление рассказов.

15

Писатели-сказочники. Герои сказок. Викторина.

16

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

17

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

Книги о детях (4 ч)

18

Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др. Выставка книг.

Умение выразительно читать и вести беседу о прочитанном Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Знакомство с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Понимание содержания литературного произведения

Выборочное чтение произведений о детях и для детей.

Выразительное чтение стихотворений.

Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев Умение выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; умение делать выводы из прочитанного

19

Герои книг В. Осеевой.

20

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

21

Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы.

Старые добрые сказки (4 ч)

22

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

Чтение книг о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Обобщение знаний детей о прочитанных книгах. Мини-сочинеия.

Чтение книг-сборников стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Чтение книг о космосе, о космонавтах. Литературная игра «Поле чудес». Рассказывание стихотворений наизусть.

Чтение книг сказок народов мира. Знакомство с новой темой о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. Тестирование. Посещение читального зала: отбор и чтение народных сказок на страницах детских журналов.

23

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

24

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

25

Народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

26

Книги о семье, о маме.

Чтение книги о семье, маме, детях. Знакомство с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составление рукописной книги «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Уметь отличать  жанры русской народной сказки, познакомить с признаками этого жанра. 

Литературная игра.

27

Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.

28

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

29

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Выразительное чтение. Беседа. Викторина по произведению А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове». Составление рукописной книги «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

30-31

Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

По страницам любимых книг (3 ч)

32-33

Итоговое занятие. Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

Выразительное чтение и чтение наизусть. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление  еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

34

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

3 класс (34 ч)

п/п

Дата

№ урока

Темы

 уроков

Характеристика деятельности учащихся (на раздел)

план

факт

История книги. Библиотеки (4 ч)

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Беседа Практическое занятие работы с книгой.

Диалог. Рассматривание книг. Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. Просмотр и анализ презентации.

2

Первые книги. Библия. Детская библия.

3

Летописи. Рукописные книги.

4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

 Диалог-игра.  Сравнивание произведений. Викторина. Инсценирование интересных эпизодов. Выразительное чтение. Чтение наизусть. Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Литературная игра «Русские народные сказки». Просмотр и обсуждение мультфильмов.

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

Познавательная беседа. Слушание басен. Выразительное чтение и чтение наизусть. Изготовление модели книжки. КВН по басням И. Крылова.

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.

Книги о родной природе (3 ч)

11

Родные поэты.

Выбор и чтение стихов автора. Определение формы выступления и подготовка к нему. Игра – викторина «Кому принадлежат слова….».  Словесное рисование.

Конкурс чтецов. Выразительное чтение и чтение наизусть.

12

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

13

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

14

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Познавательная беседа Слушание или просмотр  сказки.

Проектная деятельность «Моя азбука». Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

15

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок.

16

Книга «Азбука Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

Выборочное чтение. Подробный и сжатый пересказы. Изготовление модели книжки.

Иллюстрирование книг. Моделирование своих иллюстраций к тексту и наоборот.

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Дети — герои книг (3 ч)

21

Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях.

Выборочное чтение произведений.  Познавательная беседа

Выявление личного мнения. Понимание содержания литературного произведения. Звездный час «Мы - писатели»

22

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

24

Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Познавательная беседа. Чтение и рассматривание сборников.

Посещение библиотеки.Умение отбирать информацию в справочниках.

25

Библиографический справочник: отбор информации

Книги о детях войны (3 ч)

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

Чтение и краткий пересказ.

Конкурс рисунков по прочитанным произведениям. Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Составление характеристики героев произведения

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

28

Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

29

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

Сообщения детей

Моделирование журналов, газет.

Проект «Наша классная газета »

30

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

31

Создание классной газеты «Книгочей».

«Книги, книги, книги…» (3ч)

32

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

Умение различать типы произведений. Тестирование. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Создание словаря книгочея.

33-34

Итоговое занятие. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

4 класс (34 ч)

п/п

Дата

№ урока

Темы

 уроков

Характеристика деятельности учащихся (на раздел)

план

факт

Страницы старины седой (4 ч)

1

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

Слушание былин. Беседа, обсуждение. Просмотр и анализ презентации. Работа в группах. Создание исторической справки.

Диалог. Рассматривание книг.

2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

3

Библия. Библейские предания.

4

Творческая работа: история книги.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

5

Героические песни о героях России. Песня-слава.

Беседа, обсуждение

Сообщения обучающихся.

Выборочное чтение.

Проектирование рукописной книги. Просмотр и анализ презентации.

6

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

7

Русь великая в произведениях фольклора.

8

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

Мифы народов мира (2 ч)

9

Мифы народов мира. Книги-сборники.

Посещение библиотеки. Чтение и анализ прочитанного.

Творческая работа в группах. Составление мини-сочинения о мифологическом герое.

10

Мифологические герои.

Русские писатели-сказочники (3 ч)

11

Мир сказок: сказки народные и авторские. Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

Обобщение знаний детей о прочитанных книгах. Мини-сочинения. Сочинение сказок. Сообщения детей.

Чтение народных и авторских сказок. Диалог-игра.  Сравнивание произведений.. Выразительное чтение. Чтение наизусть. Чтение и анализ сказок.

Просмотр и обсуждение видеофильма.

12

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

13

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

14

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

Посещение библиотеки. Работа со справочным аппаратом книги.

Читательская конференция

по секциям. Выступления докладчиков и оппонентов,

Проектирование книги.

15

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

16

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

17

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

Книги о детях и для детей (3 ч)

18

Дети — герои книг писателей XIX века.

Выборочное чтение. Творческая работа в группах.

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.

Беседа, обсуждение. Составление аннотации.

19

Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

20

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

21

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Посещение библиотеки. Практикум. Работа со словарями и энциклопедиями.

Литературная игра. Просмотр и анализ презентации.

22

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

23

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

Родные поэты (3 ч)

24

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

Выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений. Конкурс чтецов. Анализ стихотворений. Беседа. Просмотр презентации, иллюстраций. Слушание аудиозаписи,  словесное рисование.

25

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

26

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

27

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

Выборочное чтение очерков и воспоминаний. Просмотр и анализ презентации. Составление очерка. Сообщения детей.

28

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

29

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

30

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

Мир книг (4 ч)

31

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

Беседа, обсуждение. Выборочное чтение.

Конкурс чтецов.

Читательская конференция

по секциям. Моделирование презентаций. Викторина. Конкурс чтецов и рисунков.

32

Детские газеты и журналы.

33-34

Итоговое занятие. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

  1. Учебно-методическое обеспечение

курса внеурочной деятельности

Основная литература для учителя

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

2. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций  / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М  : Просвещение, 2013. – 96 с.

3. Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.

Дополнительная литература для учителя

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  5. Галактионова Т.Г., Саввинова С.О., Назарова Я.Г., Жук С.Г.. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
  6. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  7. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
  9. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  10. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  11. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  12. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред.П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия».
  13. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
  14. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  15. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  16. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
  17. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
  18. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  19. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006.


Список литературы для обучающихся 1 класса

Рассказы и сказки о природе
Акимушкин И.«Природа- чудесница»
Бианки В. « Латка», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт», «Где раки зимуют»
Пришвин М. «Берестяная трубочка»
Чарушин Е. «Про Никитку»
Шим Э. «Рассказы и сказки о природе»
Сказки
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик»
Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев»
Родари Д. «Голубая Стрела»
Сутеев В. «Сказки»
Хитрук Ф. «Каникулы Бонифация»
Хогарт Э. «Мафии и его весёлые друзья»
Чуковский К. «Сказки»
Рассказы
Толстой Л. «Филипок», «Липунюшка», «Котёнок»
Ушинский К. «Четыре желания», «Проказы старухи Зимы», «Плутишка кот», «Петушок с семьёй»
Носов Н. «Заплатка», «Фантазёры», «Шурик у дедушки», «Бобик в гостях у Барбоса»
Пермяк Е. «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Как Миша хотел маму перехитрить»
Осеева В. «Волшебное слово»
Стихи
Аким Я., Барто А., Берестов В., Заходер Б., Маршак С, Михалков С, Сеф Р.

Список литературы для обучающихся 2 класса

Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.

Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»; 
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»; 
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания  второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»

Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;
Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»;
Киплинг Р. «Сказки»; 
Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Список литературы для обучающихся 3 класса

Русская литература 19 - начала 20 века
Пушкин А. «Стихи и сказки»
Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни»
Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»
Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».
Русская литература 20 века
Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»;
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»;
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»,
Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;            
Некрасов В.  « Приключения капитана Врунгеля»;
Олеша Ю. «Три толстяка»;
Успенский Э. «Меховой интернат»; 
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»;
Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка»,
Крапивин В. «Дети синего фламинго»;
Гайдар А. «Тимур и его команда»;
Зарубежная литература
Андерсен Г.-Х. «Сказки и истории»;
Бжехва «Академия пана Кляксы»;
Линдгрен А. Повести;
Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»;
Трэверс П. «Мери Поппинс»;
Бернет Ф. «Маленькая принцесса»; 
Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;
Познавательная литература
Перехвальская Е. «Откуда азбука пришла»;
Горьков В. «Космическая азбука»;
Сахарнов С. «История корабля»;
Чаплина В. «Питомцы зоопарка»;
Алексеев С. «От Москвы до Берлина», «Рассказы из русской истории»

Список литературы для обучающихся 4 класса

Сказки
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Тысяча и одна ночь
Библия в изложении для детей
Детская библия
Чуковский К.И. «Вавилонская башня»
Русская литература 19 века
Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница»
Жуковский В.А. «Спящая царевна»
Крылов И.А. Басни
Лермонтов М.Ю. «Ашик-Кериб», « Бородино»
Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»
Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»
Тургенев И.С. «Муму»
Чехов А.П. «Ванька», «Мальчики»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Вяземский П.А., Козлов И.И., Кольцов А.В., Некрасов Н.А.,  Никитин И.С., Тютчев Ф.И., Фет А.А. Языков Н.М.

Русская литература 20 века
Аверченко А.Т. «Смерть африканского охотника»
Алексин А. «В стране вечных каникул»
Астафьев В.П. «Васюткино озеро»
Белов В.И. Рассказы
Булычев К. «Девочка с Земли»
Бунин И.А. «Детство»
Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
Житков Б.С. Рассказы
Замятин Е.И. « Огненное «А»
Кассиль Л.А. «Кондуит и Швамбрания»
Катаев В.П. «Сын полка»
Крапивин В.П. «Мальчик девочку искал»
Куприн А.И. «Чудесный доктор». «Мой полет»
Лиханов А.А. «Мой генерал»
Платонов А.П. «Волшебное кольцо». «Солдат и царица». «Неизвестный цветок»
Пришвин М.М. Рассказы.

Зарубежная литература
Гауф В. Сказки
Даррелл Дж. «Говорящий сверток»
Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Крюс Д. «Тим Таллер, или Проданный смех»
Линдгрен А. Повести
Твен М. «Приключения Тома Сойера». «Приключения Гекльберри  Финна»

За страницами вашего учебника
Ильин М. «Сто тысяч почему»
Левшин В.А. «Нулик-Мореход». «Путешествие по Карликании и  Альджебре»
Соколов Г.В. «У юнги тоже сердце моряка»
Книги серии «Я познаю мир»
Книги серии «Узнай мир»
Журнал «Детская энциклопедия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "В мире книг". (1 - 4 класс)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."

Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. З...