Критическое мышление
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

Критическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzafarova_km_27_1.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе

Слайд 2

« К Р И ТИ К А – И З У Ч ЕН И Е И Л И О Б С У Ж ДЕН И Е Ч Е Г О - Л И Б О С Ц Е Л Ь Ю П О И С К А Н Е Д О С Т А Т К О В » С . И . О Ж Е Г О В Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Слайд 3

Цель технологии РКМ: -Развитие навыков мыслительных учащихся, не т ол ь к о в в о б ы ч н ой необходимых учёбе, н о и жизни. -Умение взве ш енные анализировать пр ин и м а т ь решения, р а з л и ч н ые стороны явлений.

Слайд 4

Задачи технологии РКМ: Формирование нового стиля мышления Развитие умения извлекать актуальную информацию Развитие умения систематизации своего и чужого опыта по изучаемым вопросам, анализа его ценности для развития собственного понимания Формирование способности к самостоятельной постановке цели обучения Формирование базовых качеств личности Формирование культуры чтения

Слайд 5

При ё мы Т РКМ

Слайд 6

Разные технологические приѐмы в рамках технологии РКМЧП «Корзина» идей, понятий, имен…; Чтение с остановками; Кубик Блума; Верные и неверные высказывания; Толстые и тонкие вопросы; Синквейн; Диаманта; Плюс – минус – интересно; Инсерт; Кластер; З – Х – У; Зигзаг; Шесть шляп мышления.

Слайд 7

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление новой информации или Реализация 1. Вызов

Слайд 8

Вы з о в УЧИТЕЛЬ Провоцирует ученика Задает вопросы Создает ситуацию актуализации опыта ученика Формирует мотивацию ученика УЧЕНИК Отвечает на пр о во кац и ю Вспоминает все, что знает по данной теме Формулирует первые гипотезы Определяется в своих мотивах и целях

Слайд 9

Прием «Дерево предсказаний» Листья - аргументы обоснование этих предположений Ствол дерева – тема Ветви - предположения вероятные и возможные

Слайд 10

Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Этот приѐм организации индивидуальной и групповой работы учащихся в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме . На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме

Слайд 11

Прием «Корзина» идей и понятий Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Слайд 12

Приѐм «Инсерт» Инсерт — это маркировка текста значками по мере его чтения, инте­рактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать по­метки на полях текста. V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думаете, что знаете; - если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знаете, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Слайд 13

Прием « Инсерт » (условные значки) V Это уже известно - Это противоречит представлению + это является интересным и неожиданным ? неясно, возникло желание узнать больше Маркировка текста значками по мере его чтения

Слайд 14

Приѐм «Верные и неверные высказывания» Этот приѐм м о ж е т бы т ь и с по л ьз о в а н в н а чал е ур о к а . Учащиеся, выбирая «верные высказывания» предложе н ных учителем, (ситуацию, обстановку, систему пра в и л ). З а т ем из описывают заданную тему они у с т а н а в л и в а ют, ве рны ли данные утверждения, о б основыв а я с в о й от в е т . П о с л е з н а ко м ст в а с о с н о вной к данным класс возвращается учи т ел ь пр о с и т в с ех оценить их и с по л ь з у я по л уч енную н а у р оке информацией, у т ве р ж де н и я м , достоверность, информацию.

Слайд 15

Осмысление УЧИТЕЛЬ Предлагает опорный текст по теме Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии Управляет групповой динамикой Поддерживает мотивацию и цели Учит работать сообща УЧЕНИК Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии Участвует в групповом взаимодействии Подкрепляет и делает коррекцию своих целей Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации Учится работать сообща

Слайд 16

Приѐм «Кубик Блума» На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Слайд 17

Приѐм «Чтение с остановками» Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 18

Приѐм «Толстые и тонкие вопросы» Т а б л и ц а « т о л ст ы х » и « т о н к их » в о п ро с о в м о же т б ыть использована на любой из трѐх стадий урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на с т а д и и о с м ыс л ени я — с пособ активн о й ф и к са ц и и вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении — демонстрация пройденного. Обу ч а т ь дет е й навы к у р аз л ич а т ь в оп ро с ы м о жно начинать уже со 2 класса.

Слайд 19

Прием ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» Что ? Где ? Когда ? Зачем ? Почему ? Объясните, почему...? В чём различие ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Почему, вы думаете ..? Верно ли ...?

Слайд 20

Приѐм «Зигзаг» Данный прием применяется при изучении текстов большого объема. Класс делится на группы. Если в статье 4 части, то и в группе — 4 участника. Если 5 частей, то и в группе 5 участников. Это рабочие («родные») группы. Каждый ученик в рабочей группе получает задание по определенной части или фрагменту статьи или рассказа. Идет работа в рабочих группах с использованием схем, иллюстраций. Возможно составление плана, «веточки» кластера каждым учащимся. Затем из всех рабочих групп учащиеся собираются в экспертные (временные) группы: все учащиеся № 1, выполняющие одинаковые задания в «разных» группах переходят в свою экспертную группу, учащиеся № 2 — в свою и т. д. В экспертной группе отрабатывается, уточняется, дополняется о пр е д е л е нн ы й абзац и л и ч а с т ь . Выб и р а е т с я у ч а щ ий с я, к о то р ы й пр о в о д и т пр е з е н т а ц ию . З а т е м у ч а щ и ес я, о б о г а щ е нн ые зна н и ями, возвращаются в рабочие группы. Идет обсуждение всего рассказа или статьи, составляется полный кластер или синквейн.

Слайд 21

Приѐм «Зигзаг» 1 Рабочая группа 1 Экспертная группа 2 Экспертная группа 3 Экспертная группа 4 Экспертная группа

Слайд 22

Рефлексия УЧИТЕЛЬ Управляет подведением итогов Ставит новые вопросы и задачи на будущее Оценивает деятельность ученика УЧЕНИК Суммирует в групповой работе весь изученный материал Задает вопросы на будущее Делает самооценку своей деятельности

Слайд 23

При ѐ м «Плю с – минус – и н т е р е сн о » При использовании данного приѐма информация не только активно воспринимается, систематизируется и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение по опорным вопросам. + - Ин т ере с но

Слайд 24

Прием «Кластер» Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно- следственные связи

Слайд 25

З – Знаем Х – Хотим узнать У – У з нали Записываются идеи учащихся по данной теме Записываются вопросы, которые возникли у учащихся, и ответы, которые они рассчитывают получить при изучении данного материала Заполняются на стадии вызова Заполняется в ходе урока (сообщения учителя или учащихся, индивидуального, парного или группового чтения, просмотра видеоматериала и др. ) З . а п о л н яе т ся на стадии осмысления и рефлексии Таблица «З – Х – У»

Слайд 26

Приѐм «Шесть шляп мышления» Метод «шести шляп» — это простой и практичный способ преодолеть трудности, возникающие при решении практических задач, посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Белая шляпа. Факты. Какие новые понятия вы узнали? Чёрная шляпа. Проблема. Правда ли это? Сработает ли это? В чѐм недостатки? Что здесь неправильно? Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Что полезное вы узнали? Красная шляпа. Эмоции. Какие у вас по этому поводу возникают чувства? Зелѐная шляпа. Творчество. Как можно применить знания, полученные на уроке? Синяя шляпа. На какие вопросы ещѐ не нашли ответы? Оцените работу класса на уроке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Слайд 27

Приѐм «Синквейн» Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк

Слайд 28

Синквейн строка - 1 существительное (тема) строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему) строка - 3 глагола (описывающие действия по теме) строка - предложение (отношение к теме) 5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления

В локументе представлены способы развития критического мышления....

Урок литературного чтения с элементами критического мышления.

Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки  чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...