Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
статья

Швец Зинаида Владимировна

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

 С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели:

 1.  Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.

 2.  Демонстрация  того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

3.  Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке").

4.  Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.

5.  Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".

6.  Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта ФГОС?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.  Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме: если в традиционном обучении больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Структура каждого типа урока по ФГОС

  1. Структура урока усвоения новых знаний: 

 1) Организационный этап.

 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 3) Актуализация знаний.

 4) Первичное усвоение новых знаний.

 5) Первичная проверка понимания

 6) Первичное закрепление.

 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

 1) Организационный этап.

 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 4) Первичное закрепление

 § в знакомой ситуации (типовые)

 § в изменённой ситуации (конструктивные)

 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 1) Организационный этап.

 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 4) Актуализация знаний.

 -  с целью подготовки к контрольному уроку

 - с целью подготовки к изучению новой темы

 5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 6) Обобщение и систематизация знаний

 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

 1) Организационный этап.

 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 3) Актуализация знаний.

 4) Обобщение и систематизация знаний

 Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

 5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

 1) Организационный этап.

 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

 Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 1) Организационный этап.

 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

 1) Организационный этап.

 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 3) Актуализация знаний.

 4) Первичное усвоение новых знаний.

 5) Первичная проверка понимания

 6) Первичное закрепление

 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как известно, самый распространённый  вид  урока – комбинированный.

Задача учителя на каждом уроке - специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Формированию коммуникативных навыков  способствует коллективная работа, коллективное обсуждение, сотрудничество с учителем. Учитель выступает руководителем сотрудничества. Целесообразно включать в планирование урока и такой вид работы, как работа в парах, командах. Необходимо стимулировать учащихся к развитию  коммуникативной стороны речи, умению слушать и уважать чужое мнение, высказывать  и аргументировать собственную позицию.

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

Планируемые результаты освоения курса математики.

Освоение обучающимися курса математики предполагает достижение двух видов результатов: предметных и личностных. Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам учащихся.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программным содержанием в области математики и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.     Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию системы базовых учебных действий (БУД).  

 БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.               Для формирования БУД используется технология деятельностного метода.

Урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Цель учителя – применяя  новые педагогические технологии, научить школьников учиться. Весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить - применить – проверить.

Современный урок – это понятный  урок.

Современный урок – это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются.

Современный урок – это разнообразный урок.

Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое  мнение, урок, где человек учится быть человеком.

Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов.

Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят детей к жизни.

Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала – вот, что способствует эффективной учебно – познавательной деятельности. Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым к творческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческие потенции. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталость. (интеллектуальными нарушениями). Министерство образования науки Российской Федерации, 2014г.
  4. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
    Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Инклюзивное образование гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Педагогическ...

Готовность педагога к реализации ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. Доклад на педсовете

В докладе раскрыты основные этапы при подготовке к реализации программ по ФГОС, условия для реализации и внедрения новых образовательных стандартов...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС

Что делает человека человеком? Ответ на поставленный вопрос прост: человека делает человеком не сам головной мозг, а его свойства и способности. Эти свойства мы называем по-разному – мышление, у...

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...