Готовность педагога к реализации ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. Доклад на педсовете
материал на тему

Черниченко Валентина Михайловна

В докладе раскрыты основные этапы при подготовке к реализации программ по ФГОС, условия для реализации и внедрения новых образовательных стандартов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на тему:

Готовность педагога к реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Выполнила:

учитель начальных классов

В.М.Черниченко

г.Алексеевка, 2018 г.

С 1 сентября 2016 года началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ  и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Ключевой фигурой реформирования образования во все времена был и остается педагог.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К.Д. Ушинский.

Основу любой школы составляют педагогические кадры.

От того, насколько учитель будет готов к реализации той или ной задачи,  зависит успех всех реформ.

С чего же начать, как можно представить процесс  подготовки педагога к внедрению новых программ?

Можно выделить несколько основных этапов подготовки педагога к реализации и внедрению новых образовательных программ.

    1 – изучение нормативно-правовой базы внедрения ФГОС, методических материалов по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

    2 - разработка необходимой документации, в частности составление  адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.

    3 -прохождение курсов повышения квалификации; личностный, профессиональный  рост педагога.

    4 - создание, обновление, пополнение УМК.

    5  -  использование современных образовательных технологий, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС.

    6  -  знание и соблюдение структуры урока по ФГОС.

    7  - четкая ориентация на результат.

Рассмотрим основное содержание отдельных этапов.

  1. Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»

От 29.12.2012г

№ 273 –ФЗ

Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

От 19.12.2014г

№ 1598

Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

От 19.12.2014г

№ 1599

Методические материалы по ФГОС обучающихся с ОВЗ:

1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

2. Какую документацию необходимо разработать педагогу?

1. рабочую программу по учебным предметам; 
2. коррекционно-развивающую программу;
3. программу внеурочной деятельности;
4. карту оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.

Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

При разработке адаптивных рабочих программ по учебным предметам необходимо иметь ввиду, что ФГОС - это совокупность трех систем требований:

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  • Требования к организации образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ.

3. В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде: 
Профессиональная компетентность
 позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он не транслятор знаний,  а человек, который способен  проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения.

Способности. Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении. Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности. Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

 Личностные качества современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени.  Учителя понимают, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Учитель сам являться носителем образа человека, народа, страны и передает этот образ молодому поколению. Отсюда приоритетными следует признать воспитание духовно-ценностных качеств, творческого отношения к миру, умение взаимодействовать с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры.

Профессиональное самосознание -это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности. Профессиональный учитель любит свой предмет и своих учеников, обладает простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учит не только наукам, но и жизни.

5.Учителю необходимо владение современными образовательными технологиями, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:

  • ИКТ;
  • личностноориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие и игровые технологии;
  • коррекционно-развивающие;
  • дифференцированное, «пошаговое» обучение;
  • проектные технологии;
  • исследовательские технологии;
  • обязательная индивидуализация обучения;

6.Знание и соблюдение структуры урока по ФГОС

Урок по ФГОС – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.

«Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 -     признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 -    признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

 - развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества;

 -     разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

 -  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;

 - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося;

 - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Опорный конструктор урока может быть следующим:

  • Организационный этап
  • Контроль  за усвоением пройденного материала
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Первичная проверка понимания изученного
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий
  • Применение знаний и способов действий
  • Обобщение и систематизация
  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
  • Коррекция знаний и способов действий
  • Подведение итогов занятия
  • Рефлексия.

Главным же при работе по ФГОС являются принципы, подходы педагога к самой организации урока.

Принципы деятельности  педагога:

  • пересмотр схемы и требований к  уроку;
  •  изменение психологических условий обучения;
  •  создание между детьми атмосферы добра,     взаимовыручки;
  •   создание психологической комфортности;
  •   равенство всех участников учебного процесса;
  •   привлечение детей к    деятельности на добровольной   основе;
  • возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
  •   вера в каждого ребенка;
  •  способствовать речевому развитию;
  •  максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

7. Четкая ориентация на результат.

  В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.

Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

.     И в итоге хотелось бы отметить ещё раз: ответственность учителя  всегда была  исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        

Пожелаю же всем коллегам здоровых идей и здоровых детских душ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Инклюзивное образование гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Педагогическ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...

Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...