Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности
учебно-методическое пособие

Погодин Александр Александрович

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-pogodin_a.a.docx219.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Колледж ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

Доклад на тему: «Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Форма обучения очная

Выполнил:

студент группы ОФ-318-165-3-1

Погодин Александр Александрович

Челябинск

2023

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

1. Изучение явления одарённости в истории педагогики и психологии        4

2. Отечественные концепции одаренности.        6

2. Обзор западных концепций одаренности        11

3. Концепция одаренности Дж. Гилфорда        13

4.  Концепция развития человеческого потенциала Дж. Рензулли        15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        19


ВВЕДЕНИЕ

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Понятие - одаренность происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Выявление одарённости наиболее благоприятно в детстве. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, это культурный и научный потенциал общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, культура и техника в будущем.

Проблема одаренности привлекала внимание многих психологов за рубежом и в нашей стране. Вопросом одарённости занимались такие известные учёные как Дж. Гилфорд, Н. С. Лейтес, Л.Термен, Дж. Рензулли и др.

В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

 

 

1. Изучение явления одарённости в истории педагогики и психологии

История выявление одаренности, насчитывает много веков. В эпоху Возрождения испанский врач Хуан Уарте устанавливал азы профессиональной ориентации, пытаясь разобраться в механизме зарождения способностей к тому или иному роду деятельности. Позднее английский философ и педагог Джон Локк заложил основы мировоззрения эпохи Просвещения. В XIX веке другой выдающийся англичанин Ф.Гальтон установил высокую роль наследственности в получении талантов и способностей. В Европе и Америке XX века проблема была исследована глубже, но со своими специфическими особенностями. Среди психологов и педагогов велась острая полемика по различным признакам, параметрам, структурным компонентам одаренности. Все это подкреплялось широкой практикой работы с одаренными детьми, что позволило делать более фундаментальные выводы в условиях того периода. Психологические модели одаренности были разработаны Дж.Гилфордом, Дж.Рензулли, П.Торренсом и др. (1)

В начале XX века и в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей. Постепенно в российской педагогике обозначились следующие основные вопросы для острых научных дискуссий:

              социальная необходимость выявления и развития одаренности;

              определение понятия одаренности;

              происхождение и структура одаренности.

Наиболее яркие имена в истории отечественного изучения одаренности – Б.М.Теплов, Н.С. Лейтес, А.Г. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и др.

В 70-е годы психолого-педагогические исследования в области индивидуальных различий переместились в сферу образования. Школы стали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения. Обнаружились дефицит качественных учебников, программ, нехватка средств и т.д. Однако развитие новых технологий, резкое возрастание спроса на людей, обладающим нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, ускорили преобразования в общественной политике.


 2. Отечественные концепции одаренности.

Мотивация или побуждение к деятельности становится важнейшим фактором на пути развития одаренности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы. Важные аспекты этой проблемы освещены в исследованиях психологов В.Э. Чудновского и В.С. Юркевича. Они отмечают, в частности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей.

Согласно концепции А.М. Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. Внешние проявления творчества многообразны: более быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом; любознательность ребенка, исследовательская активность.

По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез.

Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения, антиципации каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствийГлубина предвосхищения составляет необходимый компонент общей одаренности.

Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова.

Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития.

Положения динамической теории одаренности, предложенной Л.С. Выготским, опираются, в свою очередь, на идеи Павлова ("рефлекс цели"), А. Адлера (сверхкомпенсация) и Т. Липса ("теория запруды"). Основной тезис динамической теории одаренности - не статический, а динамический характер одаренности. Очевидна неизбежность динамического подхода в работе педагогов. Бесперспективна работа со "статической" одаренностью, данной или не данной раз и навсегда.

В соответствии с концепцией развития одаренности он расклассифицировал их на три сферы: «когнитивного развития» (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность и др.), «психосоциального развития» (перфекционизм, социальная автономность, лидерство и др.) и «физического развития».

Попытка подобного подхода к разработке концепции одаренности была предпринята А.М. Матюшкиным и впоследствии развита исследованиях Савенкова, но если у А.М. Матюшкина выделено пять характеристик, то он предлагал не ограничивать их список. Это положение имеет принципиальный характер, во-первых, одаренность, как любое сложное природное явление не может быть описано в виде относительно простой, логически ясной схемы, во-вторых, мы рассматриваем одаренность как интегративное личностное свойство, проявляющееся по-разному, в разных ситуациях. Описывая их, следует понимать, что всегда будет оставаться вопрос о том, все ли качества перечислены.

Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «рабочая концепция одаренности» (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С.

В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Концепции, которая выражала бы не частное мнение одного, пусть даже самого авторитетного исследователя, а теоретическую модель, которая вобрала бы в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии. Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название - «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова).

По определению авторов концепции: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Давая ему собственную оценку, авторы отмечают: «В предлагаемом определении удалось отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».

Интересным, оригинальным является предложение авторов концепции представить «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов - инструментального и мотивационного. Это, безусловно, существенный шаг вперед по сравнению с моделями, выполнявшими ранее функции официальной точки зрения (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин и др.).

Разведение интеллекта и креативности - предмет давних споров наших исследователей, правда, не столько с зарубежными исследователями, сколько между собой. Авторы «Рабочей концепции одаренности» провели эту дифференциацию внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в данном случае вполне оправданным, логичные и весьма продуктивным шагом.

Мотивация дифференцирована авторами более традиционно. Она содержит пять основных признаков:

1. повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;

2. ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом;

3. повышенная познавательная потребность;

4. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;

5. высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Пять критериев для определения видов одарённости:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой).

2. Степень сформированности

3. Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность).

4. Широта проявлений в различных видах деятельности (обобщая одаренность и специальная одаренность).

5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).

Вероятно, в дальнейшем данная теоретическая модель будет доработана и внедрена в образовательную практику.


2. Обзор западных концепций одаренности

Современные концепции одаренности ведут свою «родословную» от исследований Ф. Гальтона. Его попытка найти истоки гениальности не в «божественной» предопределенности, а во врожденных способностях знаменует начало научного этапа в исследовании одаренности.

Исследователи включают в структуру одаренности мотивационные, эмоционально-волевые характеристики, интересы, самооценку, Я-концепцию и другие личностные особенности. Особо следует остановиться на исследованиях последних лет, в частности, на работе Н. С. Лейтеса «О признаках детской одаренности». Автор поднимает вопрос о правомерности использования понятия «одаренный ребенок».

П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.

 В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.

Концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном, состоит из трех пересекающихся окружностей ядро, по его мнению, должно быть дополнено Я-концепцией и самоуважением. Она сходна с моделью Рензулли, но имеет свои особенности. Он в категорию общих способностей включает креативность, а его мотивация другого толка – мотивация достижения.

Немецкий ученый К.Хеллер считает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности. Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»). Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.


3. Концепция одаренности Дж. Гилфорда

«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной педагогической теории и практике. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех когда-либо предложенных моделей интеллекта. Естественно, что при этом она является и одной из самых критикуемых (Р.Стернберг, Е.Григоренко и др.) (5).

Дж. Гилфорд находит несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений (факторов) интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделяя три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов. В основе классификации интеллектуальных факторов первого блока («операции») - выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей (факторов):

Познание - восприятие и понимание предъявляемого материала;

Память - запоминание и воспроизведение информации;

Конвергентное мышление - логическое, последовательное однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ;

Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов;

Оценка - суждение о правильности заданной ситуации.

Несмотря на довольно глубокую проработанность, данная модель остается открытой системой. На это указывает и сам автор, отмечая, что к уже имеющимся 50 факторам может быть добавлено больше 120. В настоящее время их выделено уже более 150.

Предложенное Дж. Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивергентное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, а следовательно, и способствовало большему их пониманию. И фактически положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».

Гилфорд выделял «творческую одаренность» и «интеллектуальную одаренность».

Творчество в его понимании – естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. В его основе лежит дивергентное мышление. В основе интеллектуальной одаренности лежит конвергентное мышление.

Многофакторная модель «структуры интеллекта» Дж. Гилфорда представлена в виде модели куба , каждое измерение которого представляет собой один из способов измерения факторов: в одном измерении располагаются различные виды операций; в другом измерении – находятся разные виды конечного мыслительного продукта; в третьем измерении – разные виды содержания. 

Рекомендуемые направления сопровождения развития одаренности: внедрение комплексных моделей диагностики и развития одаренности в образовательной среде. Свойством данной модели является то, что она носит комплексный характер, содержит описание разных типов когнитивных способностей, позволяет педагогическим работникам использовать самые разнообразные методы, далеко выходящие за рамки обычных учебных программ, стимулирования учебного процесса.

4.  Концепция развития человеческого потенциала Дж. Рензулли

В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание трех характеристик:

Интеллектуальной одаренности;

Творческой одаренности или креативности;

Мотивации или побуждения к деятельности.

Интеллектуальная одаренность индивида оценивалась до 50-х годов ХХ века в основном по результатам теста интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ), однако в дальнейшем выяснилось, что данные тесты не позволяют спрогнозировать развитие умственных способностей у детей. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем. Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Творческая одаренность или креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности.У П.Торренса их четыре: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность. «Креативность - пишет П.Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Мотивация или побуждение к деятельности становится важнейшим фактором на пути развития одаренности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы. Важные аспекты этой проблемы освещены в исследованиях психологов В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
  2. Лейтес Н. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. – М.: МПСИ, 2008. – 480 с.
  3. Ридецкая О.Г. Психология одарённости. Учебно-практическое пособие. – М.: ЕАОИ, 2010. - 374 с.
  4. Ушаков Д. Психология интеллекта и одарённости. – М.: Когито-центр, 2011. – 365 с.
  5. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008 г. № 2, с.154-165.
  6. Бабаева Ю.Д., Попова Е.Н., Сабадош П.А. Творческие способности и ценностная структура личности// Психология и школа, 2008 г. № 1, с.55-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные концепции одаренности

Современные концепции одаренности...

Рабочая концепция одаренности

Рабочая концепция одаренности...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)...