Выступление на РМО "Формирование функциональной грамотности" за 2022-2023год
материал

Колесник Лидия Петровна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup.pptx1.16 МБ
Файл plan_zasedaniya_no2_posl.variant.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики Колесник Л.П. учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОСШ УИОП№1»

Слайд 2

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Слайд 3

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»

Слайд 4

Итак, «функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Слайд 5

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

Слайд 6

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация , отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Слайд 7

Логические приемы Примеры заданий 1. уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Слайд 8

Математическая разминка. 1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник. 2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда. 3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник. 4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье. 5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница. 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг. 7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Слайд 9

Задача, воспитывающая гибкость мышления, когда по одному действию требуется восстановить весь дальнейший ход рассуждения Нужно привезти 540 т угля на трех машинах. За сколько дней это можно сделать, если на каждую грузить по 3 т и делать по 5 поездок в день? Дополнительные задания: Эту задачу можно решить разными способами. Закончите решение задачи другими способами: I способ 3·5=15 – тонн перевезет одна машина в день. II способ 3·3=9 – перевезут три машины за одну перевозку. III способ 540:3=180 – тонн нужно перевезти каждой машине.

Слайд 10

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ 1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет? 8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас 13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет .

Слайд 11

Решение логических задач табличным способом Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Слайд 12

Решение: Так как • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром; • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье; • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов; • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы; • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.

Слайд 13

Второй раз проанализируем условия. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.

Слайд 14

Третий раз проанализируем условия. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром

Слайд 15

Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей. Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель

Слайд 16

« Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».



Предварительный просмотр:

План

проведения заседания районного методического объединения

учителей начальных классов по теме:

«Развитие функциональной грамотности как способ повышения качества образования в

условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Дата проведения: 28февраля 2023 года

Время проведения: 15.00 часов

Место проведения: в дистанционном режиме

Время

Содержание

Ответственный

15.00.-15.10

Открытие заседания районного методического объединения учителей начальных классов

Актуальность темы.

Белозерова Алла Владимировна, методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр».

Муленкова Ирина Анатольевна  учитель начальных классов  муниципального бюджетного учреждения«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов, руководитель районного методического объединения учителей начальных классов

15.10-15.20

Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе. Из опыта работы.

Усанова Ксения Игоревна учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля», победитель конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют-2022»

15.20-15.40

Развитие функциональной грамотности на уроках  математики. Из опыта работы.

Колесник Лидия Петровна  учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов.

15.40-

15.55.

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Из опыта работы.

Волк Елена Николаевна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2» с углубленным изучением отдельных предметов.

15.55-16.10

Развитие функциональной грамотности на уроках  литературного чтения и окружающего мира (какой-то один предмет). Из опыта работы.

Дайнеко Ирина Александровна учитель начальных классов муниципального бюджетного уреждения « Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»

16.10-16.25

Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе в рамках внеурочной деятельности «Финансовая грамотность. Из опыта работы.

Нураева Дарья Сергеевна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов

16.25-16.40

Подведение итогов работы.

Белозерова А.В. методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования  «Спектр»

Муленкова Ирина Анатольевна  учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов , руководитель районного методического объединения учителей начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"

В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути  её формирования у младших школьников....

Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"

Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...

Выступление с докладом на МО КРО на тему "Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

У  большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэ...

Выступление на семинаре по теме "Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Выступление на семинаре для учителей начальных классов  по теме "Формирование функциональной грамотности  младших школьников»...