Доклад "Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "
методическая разработка (2 класс)

Солдатова Раиса Николаевна
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_attestatsiyu.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное Учреждение РЖД Лицей№10

Доклад

"Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "

                                                                                                              Солдатова Р .Н

                                                            2022г

Доклад

"Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "

                        «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                                                          

                                                                                                         В.А. Сухомлинский

Актуальность

Проблема сохранения здоровья у школьников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Работая в школе-интернате, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу воспитателя, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии, красоте и здоровью.

Быть здоровым — это естественное состояние человека. Здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов. Образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

настрой на здоровый образ жизни;

 двигательная активность;

  личная гигиена;

  умеренное и сбалансированное питание;

  ритмичность жизни;

  безопасность жизни.

Работая воспитателем в школе-интернат, основной и, пожалуй, главной для меня задачей является сохранение и укрепление здоровья школьников. Из моих наблюдений могу отметить, что в школе большое количество детей с разнообразными нарушениями, осанки,  с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическими нарушениями и т. д. Такие дети впрочем как и все другие особенно нуждаются в нашей помощи, наша задача заложить здоровое будущее наших детей, подготовить наших воспитанников к жизни в обществе, воспитать так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Работа по формированию ЗОЖ у наших воспитанников проводится через все виды деятельности детей, в течение всего дня, включая в себя режимные моменты, воспитательные часы, игры, а также во взаимодействии с учителями физической культуры, классным руководителем, медицинским персоналом, с семьей и т. д.

Происходит это в процессе ежедневной жизни и быта. День всегда начинается с утренней зарядки, затем умывание прохладной водой. Во время самоподготовки обязательная физкультурная пауза.

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

Задачи:

  1. информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
  2. выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных, предоставленных медицинской службой школы-интерната.
  3.  проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
  4. проведение занятий с воспитанниками, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.

Для реализации, поставленной задачи в своей работе, использую танцевальные разминки, подвижные игры, музыкальную гимнастику, гимнастику для глаз, инструктажи по технике безопасности.                                                                                             Огромное значение имеет прогулка, т.к. во время проведения игр на свежем воздухе у ребёнка снимается напряжение, возникающие в процессе учебных занятий. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. В процессе игры у ребёнка формируются и совершенствуются основные двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, координация движений, сила и выносливость. В том числе участие в игре вырабатывает стойкий характер и воспитывает такие качества как целеустремлённость, выдержка, дисциплинированность, коллективизм. Это средство общения детей друг с другом.  Уроки физической культуры это один из обязательных предметов в нашей школе. Урок физической культуры проводит учитель физкультуры. Они нацелены на исправление недостатков физического развития, общей моторики, эмоционально - волевой сферы, которые направлены на воспитание положительных качеств личности, а также укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д.); ежемесячно проводятся массовые спортивные праздники. И ребята, и педагоги школы принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях. Ребята также играют в такие спортивные игры как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках. В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы. Кроме того, в школе в течение всего учебного года проводятся дни здоровья, экологические тропы. Многие из ребят постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.                                                                                                       Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья. Целеустремленная, терпеливая работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Чтобы достичь поставленную цель, что я для этого делаю?

  1. Соблюдение режима дня. Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы. Активный отдых после занятий, удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
  2. Неоценимое значение для здоровья, имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: с 6 до 13 лет - 9-11 часов, с14 до17 лет-8-10 часов.
  3.  Проведение воспитательских часов, на которых проводятся разнообразные виды бесед и практикумов по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью.

 Беседуем "О профилактике различных заболеваний, о вредных привычках» и т. д.

  1. Беседу о правильном здоровом питании провожу в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости) и т. д.

Каждую четверть мы с классом делаем выезды на природу в Этнографический музей, в лес, где проводим «день здоровья», где наслаждаемся свежим воздухом, проводим тематические беседы о пользе свежего воздуха в организме человека.

В нашей педагогической деятельности своим воспитанникам мы активно пропагандируем здоровый образ жизни:

- Формируем здоровый образ жизни, заботу о физическом здоровье каждого ученика.

- Прививаем навыки личной гигиены: практические занятия через проведение режимных моментов, о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

-Создаем психологический климат и комфортную среды в группе, педагогика сотрудничества.

- Проводим коррекционно- оздоровительные мероприятия: воспитательные мероприятия, коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования, дни здоровья.

Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:

  1. обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;
  2. реализацию потребностей ребенка в движении;
  3. умение соблюдать правила здорового питания;
  4. освоение навыков адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
  5. введение новых игровых технологий, оригинальных заданий, исторической справки;
  6. освоение навыков соблюдения правил дорожного движения, поведения на улице, пожарной безопасности;
  7. разнообразие форм учебной деятельности (снимает усталость от однотонности учебного труда школьника);
  8. обучение учащихся рациональной организации труда.

Таким образом, для формирования ценностного здорового образа жизни среди детей необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих детей. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей.

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

                   

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Работая в школе-интернате,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"

Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться....