Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям
учебно-методическое пособие (здоровый образ жизни) по теме

Вязовик Юлия Александровна

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности; 

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизац

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchkbno-metod._posobie.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей № 23

Петроградского района»

             

Учебно-методическое пособие

 «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

по здоровому образу жизни детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

(для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)
в помощь воспитателям

                                                                     Автор – составитель

                                                                     Вязовик Ю. А.

                                                                     Воспитатель высшей

                                                                     квалификационной

                категории

Санкт-Петербург

2014 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………3
  2. Тематический план……………………………………………...9
  3. Содержание программы…………………………………….11
  4. Список литературы……………………………………………14
  5.  Список литературы для детей…………………………..16
  6. Приложение №1…………………………………………………17

Пояснительная записка

  Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.  Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

   В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский,  Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

   Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

   Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

 Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

    Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

   Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

    Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

          Задачи:

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;  

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

    Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

    Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет, реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.

   Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

   В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

  Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-уровень нравственной воспитанности;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Тематическое планирование

   

Темы занятий

Всего часов

Кол-во

часов

Сроки

1.Блок

 «Основы здоровья и ЗОЖ»

Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»

Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»

Беседа-игра «Гигиена тела человека»

Беседа «Секреты здорового питания»

Викторина «Уроки здоровья»

Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

2.Блок

«Сделай свой выбор»

Круглый стол «Зачем тебе это надо?»

Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»

Беседа –диалог «Умей сказать нет»

Конкурс рисунков «Курение-это»

Игра «Мир без вредных привычек»

Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века»

3.Блок

«Мир каждой души»

Дискуссия «Свобода и ответственность»

Беседа «Мир против насилия и жестокости»

Беседа «Доброта в нас и вокруг нас»

Диспут «О дружбе и друзьях»

6

6

4

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Содержание:

1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

  • Режим дня и здоровый организм

Теоретическая часть.  Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

  • Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть.  Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

  • Гигиена тела человека

Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

  • Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания, о кулинарии Древней Руси.

Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка».

  • Уроки здоровья

Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик». 

  • Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».

2 блок «Сделай свой выбор»

  • Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

  • Каково твоё мнение?

Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

  • Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

  • Мир без вредных привычек

Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

  • Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

Предпринимаемых правительством  против наркотиков.

  • Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.

3 Блок «Мир каждой души»

  • Свобода и ответственность

Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

  • Мир против насилия и жестокости над детьми

Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.

Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».

  • Доброта в нас и вокруг нас

Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.

  • О дружбе и друзьях

Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

  • Как проявить себя и свои возможности

Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов).

Список литературы:

1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8

2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р.,  Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.

 -М.,1956.

5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.

7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990.

8.Классному руководителю о воспитательной системе  класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000.

9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

10.Орлов Ю.М. Восхождение к  индивидуальности. М., 1991.

11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.

13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997.

15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001.

16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.

17.Соколов Я.В., Миньковский  Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.

18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.

 20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.

       

Список литературы для детей:

 

1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980.

2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.

3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО  Астрель, 2001.

4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990.

5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.

Приложение №1

Анкета

Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе?  Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.

1.Твой возраст.

2.Пол.

3.Как ты проводишь своё свободное время?

4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?

-Да; нет.

5.Употребляешь ли ты алкоголь?

-Да; - Иногда; - Регулярно.

6.Пробовал ли ты токсические вещества?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

7.Куришь ли ты?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?

(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)

-любопытство;

-влияние сверстников;

-семейные проблемы;

-бегство от реальности;

-чувство протеста;

-другие причины.

9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?

10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?

-Отставание в умственном развитии.

-Отставание в физическом развитии.

-Бесплодие у мужчин и у женщин.

-Зависимость от приёма наркотиков.

-Ранняя смерть.

-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.

11.Знаешь ли ты что такое СПИД?

-Да. - Нет. - Очень смутно.

12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?

-Чувство жалости, сострадания.

-Чувство презрения, брезгливости.

-Безразличия к этим людям.

-Другие чувства.

13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?

-К воспитателю.

-К родственникам.

-К друзьям.

-К учителю.

-Другое (допишите)

14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)?

-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.

Кто предлагал?

-Друзья.

-Знакомые.

-Ровесники.

-Взрослые.

-Другое (допишите)

15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Работая в школе-интернате,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Формирование здорового образа жизни обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР)

laquo;Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полно...

Комплексно-целевая программа здоровьесбережения воспитанников детского дома «Здоровье на всю жизнь»

Особенно остро проблема сохранения, укреп­ления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с...

Доклад "Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию ок...