Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Чурнусова Лада Александровна

С целью  формирования  у  обучающихся  глубокого понимания прочитанного, овладения  активными  способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформировать активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой,  в  своей  работе  на уроках литературного чтения   я  активно  использую методы и приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ),  предполагающие  построение  урока  по схеме: вызов – осмысление - рефлексия и предлагающей  соответствующий набор приёмов и стратегий.  Важным  в  данной  технологии  является соблюдение  определённых  условий:  активность  участников  процесса,  разрешение  высказывать  разнообразные  «рискованные»  идеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии развития критического мышления на  уроках  литературного  чтения   в  начальной  школе.

               Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и  самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выпускника современной школы должно отличать: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу,  иметь  собственное  отношение  к  фактам,  проблемам,  уметь  выслушать  других,  найти  совместное  решение  проблем.  Поэтому необходим переход  к деятельностной  образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Учитель, реализующий деятельностный подход, поставлен перед необходимостью искать новые формы и методы организации коллективно-распределенной деятельности учащихся.  

               Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия, отправная точка для развития мышления. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.

               Часто  дети,  читая тексты художественных произведений, воспринимают их  неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Некоторые ученики не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое  характеризуется   не  только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Проблема  понимания эмоционального тона литературного произведения представляется очень серьёзной, поскольку понять эмоциональный тон текста, значит, уловить его смысл на интуитивном уровне в целом.  Таким  образом,  трудности понимания  детьми художественного произведения   выходят на  первый  план.

                С целью  формирования  у  обучающихся  глубокого понимания прочитанного, овладения  активными  способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформировать активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой,  в  своей  работе  на уроках литературного чтения   я  активно  использую методы и приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ),  предполагающие  построение  урока  по схеме: вызов – осмысление - рефлексия и предлагающей  соответствующий набор приёмов и стратегий.  Важным  в  данной  технологии  является соблюдение  определённых  условий:  активность  участников  процесса,  разрешение  высказывать  разнообразные  «рискованные»  идеи.

                 Первая стадия (фаза) - вызов. Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу;  «вызов» уже имеющихся знаний, либо создание ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе становится серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

                 Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией.

                 Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

                 На каждой стадии урока использую определенные приёмы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

                 На фазе вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Для  достижения  поставленных  задач  использую следующие  методы  и  приёмы:

  • Прогнозирование по названию

Пример: «Сказки народов России».

- Что вы знаете о зайце?

- А что можете рассказать о черепахе?

- Как вы думаете, о чём может идти речь в сказке под названием «Заяц и  черепаха»? (Важно дать высказаться всем желающим.  На стадии рефлексии стоит  вернуться к прогнозам и проверить, что сбылось, а также спросить детей,  почему автор выбрал такое название)

  • Прогнозирование по иллюстрации

- Прочитайте название рассказа и фамилию автора.

- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о ком это произведение. Что с ними могло произойти?

- Давайте прочитаем  и выясним, внимательно  ли  художник читал произведение   и насколько правдивы его иллюстрации.

  • Верные и неверные утверждения

Пример:  С. Маршак «Ты эти буквы заучи...»

- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?

- Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?

- Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?

- Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?

  • Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов

Используется на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Толстые  вопросы»                                     «Тонкие  вопросы»

Кто.?                                                               Объясните,  почему.?

Что..?                                                              Почему вы думаете.?

Когда.?                                                           Почему вы считаете.?

Может.?                                                         В чём различие.?

Верно  ли.?                                                    Предположите, что будет, если…?

Согласны  ли.?                                             Что, если…?

Пример:  «Е.Пермяк «Золотая рыбка».  Приём «Толстые и тонкие вопросы».

- Попробуйте задать по содержанию рассказа сначала «тонкие» вопросы, на которые можно ответить одним словом.

-  А теперь задайте «толстые» вопросы, которые требуют ответы-рассуждения.

«Тонкие вопросы»                                      «Толстые вопросы»

Куда поехала Юрина семья?                      Почему автор называет семью дружной?

Сколько рыб поймал Юра?                        Почему все хвалили Юру?

Что сделали с рыбой?                                 Чему Юра радовался?

  • Перепутанные логические цепочки

- Восстановите последовательность событий:

Покачала головой няня.

Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Закрыл  Шарик пасть, полез в кусты.

Погладила мама Юру по голове.

Обиделась сестрёнка, отошла.

  • Приём «Кластер». На доске записано:

- Назовите всё, что вам пришло на ум, связанное с темой звуки.

- Приведём  в систему всё, что вы знаете о звуках.

              звуки природы                        звуки музыки

                                            звуки

             звуки речи            слышим        произносим

                   гласные                               согласные  

 ударные    безударные             твёрдые   мягкие        звонкие    глухие

Словарная  работа

            Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.  Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

            На этапе проверки первичного  восприятия  важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа,  когда  ответы детей показывают качество восприятия произведения и служат ориентиром для анализа произведения.

            Важно помнить, что число вопросов обращённых к детям должно быть не велико – три-четыре, не более   и   не включать в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения.

Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенного понравилось?

- Когда было страшно?

- Что вызвало смех?

- Когда героя жалко?

              Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечёт за собой чтение и обдумывание текста.

               Стадия осмысления  направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».    

               Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), приём «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

  • Схема  реализации  приёма «Чтение с остановками»:

Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут).

Обсуждение названия произведения.

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

              Основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок  задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения.

  • Классификация  вопросов Бенджамина Блума               

В работе с вопросами использую классификацию Бенджамина Блума,  которая помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению на любом этапе работы. Данную работу провожу в парах, группах и индивидуально.

Выделяется шесть типов вопросов:

Простые вопросы.

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы.

Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

Объясняющие вопросы.

Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

Творческие вопросы.

Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

Практические вопросы.

Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами использую приём «Дерево предсказаний». На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасётся ли главный герой?», «Почему мальчик  Петя  всё  падает  и  падает?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний».  

              При использовании этого приёма необходимо помнить следующее: не стоит использовать приём больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

Пример:  «Л.Н.Толстой «Косточка». Приём «Чтение с  остановками».

1-ая остановка после слов «Он всё ходил мимо слив»

-  Почему Ваня никогда не ел слив?

- Как вы думаете, мальчик решится взять без разрешения сливу? (Приём «Дерево предсказаний»)

2-ая остановка после слов «Нет, я не ел».

-  Почему Ваня не смог удержаться?

-  Отчего он покраснел?

3-я часть читается до конца.

-  Для чего папа решил испугать детей?

-  Почему все рассмеялись?

-  Почему сам мальчик заплакал?

Пример: Сказка В. Сутеева «Мешок яблок».  Приём «Ромашка Блума».

На доске – рисунок ромашки с 6-ю разноцветными лепестками. После знакомства с содержанием на практическом материале знакомлю детей с видами вопросов:

Простые – Кто помирил всех зверей?

Уточняющие – Вы сказали, что всех помирил медведь?

Объясняющие – Почему разгорелся спор?

Творческие – Что могло случиться, если бы в спор не вмешался медведь?

Оценочные – Как бы вы назвали поведение ёжика?

Практические – Чему нас научил рассказ?

Дети  в  парах составляют вопросы нужного вида.

            Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.  Работа ведётся индивидуально или в парах.

            Большое  значение  имеет  этап рефлексии,  когда  важны  не  только логические умозаключения, но  и эмоциональные переживания. На  этапе  рефлексии  происходит  возвращение  учащихся к первоначальным записям с  целью  внесения изменений, дополнений.  Учитель  даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. В  результате  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой».  Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

             На  данном  этапе  использую как устные, так и письменные приёмы проведения рефлексии:

- «от обратного» - детям предлагается продолжить: «Что было бы, если……»

- составление словаря по тексту произведения

- написание сочинений

- исследование по отдельным вопросам

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- ответы на поставленные вопросы

«Синквейн»

1 строка – ключевое слово, понятие, тема, выраженное в форме существительного

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, несущая определённый смысл

5 строка – вывод, одно слово, существительное

                                            Книга                                                                        

                               Мудрая, полезная                                              

                    Читаем, узнаём, размышляем                        

                                 Книга - мой друг

           Использование таких заданий позволяет детям чётче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребёнка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

           С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками мною была составлена диагностика, которая решала следующие задачи:  выявление умения отвечать на поставленные вопросы,  выявление умения ставить вопросы к тексту произведения.  Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Оно предполагает овладение рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на  каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения. Анализ  диагностики показал: ученики отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств и конкретные события, описанные в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, правильно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей, уже к третьему классу учащиеся стали понимать идею произведения.

           Использование технологии развития критического мышления позволило достичь  следующих результатов:

- изменить отношение детей к уроку чтения (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);

- повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

           Говоря о преимуществах использования приёмов  технологии  ТРКМ следует отметить и то, что он дал мне непосредственно как учителю. Это - уметь грамотно применять стратегии на практике, способствующие развитию критического мышления у учащихся,  создавать атмосферу эмоционального подъёма, повышать уровень профессиональной грамотности и усовершенствовать педагогический процесс, внедряя новые стратегии. И хотелось бы закончить словами великого Абая: «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение технологий развития критического мышления"

Тема статьи обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определенными качествами мышления. Эта потребность связана с тенденцией к свободному обществу, которому соответствует ...

"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"

В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....

Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.

Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

Урок с применением технологии развития критического мышления.

Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства" с применением технологии развития критического мышления....