Духовно - нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)

Чтобы наши дети развивались гармоничными личностями , с правильными ориентирами в жизни, им нужно помогать. В презентации я описала свой опыт работы с учащимися младших классов, постаралась раскрыть тему духовно - нравственного воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар на тему: « Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время» Материалы к методическому семинару использованы из опыта работы учителя начальных классов СОШ №1 п.Воротынск Новиковой Елены Николаевны 2022 год Зажги огонь в сердцах!

Слайд 2

Введение № слайда Пояснительная записка 3 Цели и задачи духовно – нравственного воспитания 4 Создание условий для реализации 5 Направления работы по духовно – нравственному воспитанию 6 Принципы организации духовно – нравственного воспитания 7 Образовательные технологии, используемые в работе 8 Формы работы с детьми 9 Формы работы с родителями 10 Приёмы, используемые мной в работе 11 Уровни усвоения учебного материала 12 Творческие работы детей 13 Развитие познавательной деятельности посредством походов, экскурсий 14 Диагностика познавательной активности учащихся 15 Наши достижения 16

Слайд 3

Пояснительная записка « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский Урок – основная форма обучения. Большое значение на уроке я уделяю самостоятельной работе учащихся, потому что она является неотъемлемой частью успешности в процессе обучения. С первых дней пребывания ребенка в школе я пытаюсь создать такую атмосферу и условия, чтобы ему было комфортно и интересно в классе, ведь от этого зависит успех учебной деятельности, его социализации в стенах школы. Я не только учу детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом, в результате чего формируется взаимное доверие и сотрудничество. Выстраивая работу на уроке, я помню, что моя первоочередная задача дать детям знания, но при этом выступая в роли старшего друга и помощника, а не Всезнайки. Работаю по программе УМК «Перспектива », где основной концепцией является формирование и развитие духовно – нравственной личности, к чему я стремлюсь на протяжении начального курса обучения. Актуальность выбора темы Данная методическая работа проводится мной для того, чтобы отразить проблему духовно – нравственного воспитания, которая существует в современном обществе., Её актуальность обусловлена тем, что из – за негативных перемен в российском государстве, на протяжении нескольких десятилетий были утрачены национальные ценности: обычаи, традиции русского народа. Живя в современном мире, понимаю, что, мне как учителю, нужно соответствовать современному образованию. Поэтому я в своей работе использую современные технологии обучения и воспитания, которые помогают развиваться личности ребенка и повышать его интеллект. Формировать духовно - нравственные ценности – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в воспитании и социализации, они должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад жизни ребенка.

Слайд 4

Основная цель духовно – нравственного воспитания младшего школьника - социально - педагогическая поддержка становления личностных качеств выпускника начальной школы, а именно : * развитие качеств, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие * приобщение детей к культуре и традициям своего народа, * развитие внутреннего мира детей для утверждения ими себя как активных граждан своей страны, *, сохранение и приумножение богатства национальных ценностей в воспитании духовно-нравственного и социокультурного опыта . Задачи, решаемые в процессе духовно – нравственного воспитания: * усваивать и реализовывать нравственные традиции русского * гармонично развивать духовные качества личности младшего школьника, а именно - доброту, честность, забота о ближнем, укреплять семейные традиции, любовь и уважение к старшему поколению. * усваивать моральные и нравственные принципы, которые выработало человечество на протяжении своей истории существования; * служить своему Отечеству и своему народу; * формировать в сознании каждого ребенка уважительного и ответственного отношения к русскому языку как государственному и как к средству межнационального общения; *усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни средствами массовой информации, воспитывать активную позицию противодействие пропаганде негативных образцов современного общества, основанных на культе насилия; отрицательного поведения к социуму. * организовать совместную работу родителей, школы, социально психологических служб организаций дополнительного образования в воспитании детей младшего школьного возраста. *сохранить историческую преемственности поколений, развивать русскую национальной культуры, воспитывать бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; *принимать и способствовать укреплению межэтнических отношений.

Слайд 5

Создание условий для реализации, обязательно учитывая возрастные и психологические особенности детей. 1.Окружающие предметы, которые пробуждают душу ребёнка, воспитывают эстетические чувства, любознательность, должны быть национальными. 2.Огромное место в приобщении детей к культуре своего народа занимают народные праздники и традиции, поэтому мы обязательно их проводим и участвуем на различном уровне. 3.Обязательно нужно знакомить детей не только с прошлым своей родины, своего края, но и делать акцент на развитие современной жизни, будущего своей малой родины, своего Отечества. 4.Очень важно детей знакомить с народными промыслами, росписью. Она своей красотой и гармоничностью способна увлечь детей национальным изобразительным искусством. 5. Существует хорошая материально – техническая и информационная база школы для духовно – нравственного воспитания, что является неотъемлемой частью современного процесса обучения и воспитания.

Слайд 6

Основой для достижения поставленных задач в УМК «Перспектива» являются соблюдение следующих условий : научность: владение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний ; системность и последовательность занятий: от простого к сложному, от неизвестного к известному ; проблемность : использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск её решения ; наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, презентаций, видео фильмов, научной и справочной литературы . Направления работы 1 . Воспитание патриотизма, гражданственности, уважение к правам и свобод каждого человека (любовь к своей Родине и малой родине, народу, служение Отечеству, доверительное отношение к людям) 2 .Воспитание нравственности (смысл жизни; справедливость; мораль, забота и помощь нуждающимся; равноправие, честность, милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека; ответственность и чувство долга; забота и помощь, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре. 3 .Трудовое воспитание (трудолюбие, целеустремленность, бережливость, творчество, созидание) 4 .Формирование семейных ценностей (любовь и уважительное отношение к членам своей семьи, почитание родителей, укрепление семейных традиций) 5 .Эстетическое воспитание (гармония с собой и окружающими, самовыражение в творческих работах, искусстве, духовный мир каждого ребенка).

Слайд 7

Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания, применяемые в моей практике 1. Принцип целостности взаимодействия учителя и ученика. Это общая цель, для достижения которой нужно использовать интересную совместную деятельность, основанную на позиции равенства ученика и учителя. 2 .Принцип непрерывности и системности в процессе духовно – нравственного воспитания, (связь обучения и воспитания) 3. Принцип успеха. Совместная увлеченность и творчество в процессе воспитания приведут ученика к созданию успеха. 4 . Принцип развития – предполагает развитие личности школьника на всех этапах обучения .

Слайд 8

Для формирования функциональной грамотности и интеллектуального и физического развития личности младшего школьника в своей работе я использую следующие технологии : 1. Развивающее обучение 2. Проблемное обучение 3. Развитие критического мышления 4. Проектные 5. Личностно – ориентированное обучение 6. Здоровьесберегающие 7. Информационно – коммуникативные технологии 8 . Игровые 9. Исследовательская деятельность 10 Кейс -технологии Информационно – коммуникативные Грамотное применение педагогических технологий в системе, позволяют каждому ученику « раскрыться »,не бояться высказывать свое мнение, выступать перед другими, в какой - либо роли, формируется сплоченность классного коллектива, взаимоуважение и поддержка, а это очень важный фактор в воспитании и обучении Кейс - технология Игровые

Слайд 9

Формы работы с детьми, используемые в моей практике: - Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания. - Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей хорового пения, музыкально-сценического движения. - Проведение праздников и мероприятий. - Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций). - Проектная деятельность учащихся. - Экскурсии, организация выставок. - Тематические и творческие вечера. -Участие в смотрах-конкурсах, -Фестивалях , концертах .

Слайд 10

Формы работы с родителями, используемые в моей практике: - Родительские собрания на духовно-нравственные темы. - Конкурсы . Анкетирование детей и родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса обучения и воспитания в семье. Информационные стенды для родителей, выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями. - Совместно организованные с родителями праздники, экскурсии, походы.

Слайд 11

Эффективные приёмы, используемые мной в работе Нестандартный вход в урок Ассоциативный ряд" Приём “Отсроченная отгадка” Приём “Удивляй!” Приём “Лови ошибку” Приём « Фишбоун » (рыбный скелет) Приём “Рюкзак ” Приём Творческая минутка (на уроке окружающего мира, пример) Применяется мной при открытии нового знания и закреплении полученных в разных учебных дисциплинах. По технологической карте ребенок в течении 5 минут выполняет изготовление «Жаворонка», я рассказываю, что он символизирует по народному и православному календарю, тем самым помогая детям сформулировать тему урока по окружающему миру «Сороки – вторая встреча Весны с Зимой» Выполняя такую творческую минутку на уроке, я сделала вывод, что младший школьник лучше усваивает и закрепляет материал. При изучении нового материала эффективно использовать следующие приемы : Работа с литературой Анализ ситуации Работа по инструкции Поисковая работа по группам Сравнение, сопоставление Рассказ-эстафета Составление схем Заочное путешествие Работа с компьютером Работа с сигнальными карточками Комментированное чтение Экскурсии Презентации Мини-проекты Мини-исследование Эксперименты Опыты Текст с ошибками Синквейн Игра «Верите ли вы что…» Инсерт Приемы для повышения учебной мотивации . Ролевой сюжет Проблемная ситуация Проблемный вопрос Видео сюжет Музыкальный фрагмент Ассоциативный ряд Вопрос-размышление Беседа , подводящая к теме «Мозговой штурм

Слайд 12

Уровни усвоения учебного материала в процессе обучения предполагают : 1. Репродуктивный (используется чаще всего мной на начальном этапе обучения, он воспроизводит знания опираясь на подсказку, изготовление по шаблону). Этот уровень позволяет младшему ученику воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной . 2 . Продуктивный (используется мной, на более осознанном этапе воспроизведения и применения информации ребёнком). Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях . 3.Творческий обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые алгоритмы действий, т.е. новую информацию, которая помогает ему проявить полностью свою индивидуальность.

Слайд 13

Творческие работы детей в процессе получения знаний Рисование зимней природы родного края солью Проект «Русская изба » «Верба на окошке» (праздник «Вербного воскресенья» Проект «Рождество Христово» Кукла - Берегиня

Слайд 14

Развитие познавательной деятельности в процессе экскурсий, походов Н овый год в Краеведческом музее г. Калуги Мастер-класс по изготовлению пряничного домика г. Калуга В резиденции Митрополита Калужского и Боровского Климента Трапезная Спасо – Воротынского женского монастыря В церкви Серафима Саровского В музее «Истоки» Походы

Слайд 15

Диагностика1 – 3 класс ( 2018 - 2021 год) диагностика уровня познавательной активности по ДНВ)

Слайд 16

Достижения

Слайд 17

Спасибо за внимание,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)

В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребе...

Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »

Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...