Доклад "Воспитание нравственности на уроках русского языка".
статья (4 класс)

Бурдюг Галина Николаевна

В статье подчеркивается важность духовного воспитания учащихся. Рассматриваются примеры пословиц, поговорок, афоризмов с помощью которых изучаются не только орфограммы, но и обсуждаются такие темы как: трудолюбие, честность, патриотизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитание нравственности учащихся на уроках русского языка

        Задача учителя начальных классов – создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Поэтому, учитель, на каждом уроке обязан не только дать определенные знания, но, и заботится о духовно-нравственном воспитании учащихся. Данную проблему необходимо решать на уроках русского языка. Для этого можно использовать пословицы и поговорки, например: сознательное отношение к труду и трудолюбию воспитывается в работе с пословицами при изучении частей речи, орфограмм, также, разъясняется смысл пословиц.  Например, «Если поздно встанешь – мало достанешь», орфограмма мягкий знак, или «Человек трудолюбивый – самый счастливый», род имен прилагательных.  Так же, изучая окончания глаголов можно тоже использовать пословицы, например: «Терпенье и труд – все перетрут», «По труду о человеке судят».  Дети получают не только необходимые знания, но и убеждаются в том, что истинная ценность человека в труде, т.к. он является основой жизни.

Работая над темой «Виды предложений по цели высказывания» в 4-ом классе примером побудительных предложений можно использовать   афоризмы: «Никогда не беспокой другого, тем, что ты можешь сделать сам». Л.Толстой, «Говорите только правду, и тогда вам не нужно ни о чем помнить» М.Твен. На примере этих афоризмов происходит духовно-нравственное воспитание. С целью патриотического воспитания при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам» мною было использовано стихотворение М.Сидорова «Россия»

Россия – Родина моя, ее мы любим: ты и я.

Нам каждый уголок России – отчий дом,

Где дорог даже кустик под окном.
А если за границей мы бываем, то

По России мы всегда скучаем.

Свою страну – Россию –мать

Не согласимся ни на что не променять.

Россией будем мы всегда гордиться,

Ее возвысить, укрепить стремиться!

  Кандидат педагогических наук Л.А.Фролова, подчеркивает, что нравственное развитие школьников невозможно без овладения эмоционально – оценочной лексикой, содержащей перечень положительных качеств человека, которые мы ценим в других, которые необходимо воспитывать в себе.  С этой целью, при изучении темы «Имя прилагательное», учащиеся составили «Азбуку нравственности».   Были выполнены самые разнообразные упражнения: учащиеся   находили слова-синонимы, например: аккуратный – опрятный, чистоплотный, вежливый – деликатный, тактичный, внимательный – отзывчивый, чуткий. Подбирали слова – антонимы: трудолюбивый - ленивый, злой – добрый, щедрый – жадный.  Дети учатся характеризовать себя, друга, одноклассников. А у учителя есть возможность познакомить детей с такими качествами как благодарность, благородство, милосердие. Созданную азбуку учащиеся поместили в свое портфолио.  Такие качества как трудолюбие, любовь к Родине, нравственность оценить обычной оценкой невозможно, но помимо знаний, навыков и умений мы должны воспитывать человека и уроки русского языка содержат немало возможностей для духовно-нравственного развития учащихся.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Возможности уроков русского языка для всестороннего развития учащихся» Л.А.Фролова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Слайд 2

«Если поздно встанешь – мало достанешь». «Человек трудолюбивый – самый счастливый». «Терпенье и труд – все перетрут». «По труду о человеке судят».

Слайд 3

«Никогда не беспокой другого, тем, что ты можешь сделать сам». Л.Толстой «Говорите только правду, и тогда вам не нужно ни о чем помнить» М.Твен.

Слайд 4

Россия Россия – Родина моя, ее мы любим: ты и я. Нам каждый уголок России – отчий дом, Где дорог даже кустик под окном. А если за границей мы бываем, то По России мы всегда скучаем. Свою страну – Россию –мать Не согласимся ни на что не променять. Россией будем мы всегда гордиться, Ее возвысить, укрепить стремиться! М.Сидоров

Слайд 5

спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.

Методическая разработка "Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий"....

Развитие нравственных и эстетических чувств на уроках русского языка при работе с фразеологизмами

В языке существуют часто употребляемые устойчивые сочетания слов. Устойчивые сочетания слов называют идиомами (в переводе с греческого  idioma – своеобразное выражение) или фразеологизмами, или ф...

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка.

Цель работы: выстроить систему работы по  нравственному воспитанию младших школьников на уроках русского языка....

Роль уроков русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов....

Роль уроков русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Роль уроков родного русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников.  О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется очень много. Но почему же &laqu...