Доклад «Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
материал

Байбордина Ольга Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Учитель начальных классов: Байбордина О.Н.

Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. А этому в первую очередь способствует технология продуктивного чтения, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология универсальна, может применяться на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, истории,  иностранном языке.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  • Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  • Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап технологии –работа с текстом до чтения.

Антиципация- предвосхищение, предугадывание предстоящего текста. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевыми словами. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной ,эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 Второй этап – работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя)  в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений) .

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

Анализ текста (диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

Третий этап - работа с текстом после чтения. 

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских интерпретаций (толкований) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Достоинства технологии:

  • применима самостоятельно вне урока;
  • доступна для любого возраста;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.Т аким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...