Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение на уроках литературного чтения
опыты и эксперименты

Шишова Елена Викторовна

Мастер-класс "Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение

на уроках литературного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_shishova_e.v.docx318.94 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение

на уроках литературного чтения

Шишова Елена Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

     Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе взаимодействия по освоению приёмов формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Задачи:

создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений учащихся, направленных на понимание текстов и лёгкого их запоминания в процессе педагогической деятельности;

повысить мотивацию педагогов к овладению активных методов обучения.

Ожидаемые результаты:

развитие умений у педагогов использования приемов смыслового чтения, направленных на формирование у обучающихся читательских компетенций;

продуктивный обмен опытом по вопросу формирования читательских компетенций приемами смыслового чтения на основе представленного опыта.

Форма: мастер-класс.

Продолжительность работы: 15 минут.

Место проведения: МБОУ «СОШ № 28» г.Кемерово, кабинет  27.

Участники семинара: учителя начальных классов школ города Кемерово.

Оборудование: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: шаблоны, буклеты, текст рассказа В.Осеевой «Сыновья», листы  для работы с приёмом «Толстые и тонкие вопросы».

Сценарий мастер-класса

1.Организационный этап. Вступительное слово ведущего.

-Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми приёмами, направленными на формирование смыслового чтения учащихся на уроке литературного чтения.

2.Постановка цели. Погружение в тему.

-Перед вами рассказ Валентины Осеевой «Сыновья», таблица и вопросы на отдельных листочках.

-Как думаете, что будем делать? (Предполагаемые ответы: «Учиться отвечать на разные вопросы, учиться различать вопросы, учиться задавать вопросы…».)

3.Практический этап освоения приёмов смыслового чтения. Содержание мастер-класса, его основная часть: практическое освоение материала.

-Прочитаем рассказ вместе. 

Валентина Осеева

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

-Прочитайте вопросы на листках и разделите их на две группы.

Если ответ на вопрос легко найти в тексте, поместите его в первый столбик таблицы под тонким вопросительным знаком.

Если над вопросом надо поразмышлять, подумать, то положите его во второй столбик под толстым вопросительным знаком.

-Какие вопросы отнесли к первой группе, какие ко второй?

-Каким вопросом можно дополнить первую группу, вторую группу? Коллеги, так можно познакомить учащихся с приёмом «Тонкие и толстые вопросы».

Сколько женщин собралось у колодца?

Как вы думаете,  почему старичок сказал, что видит только одного сына?

Что особенного у сына первой женщины?

Объясните, что самое главное должны делать сыновья?

Какой мальчик взял вёдра у матери?

Чем третий мальчик отличается от первых двух?

Кто автор рассказа?

Как вы считаете, какова главная мысль рассказа?

Почему женщины останавливались?

Если бы вы были автором этого произведения, как бы вы его озаглавили?

Кто герои этого рассказа?

Что бы вы сказали каждому сыну, если бы встретились с ними?

-Что же это за приём? Переверните, пожалуйста, лист.

(Участники мастер-класса переворачивают лист.)

Приём «Тонкие и толстые вопросы» направлен на формирование смыслового чтения учащихся.

Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, задавать вопросы к тексту, составлять план.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Репродуктивный, однозначный ответ.

Требуют лишь знания текста.

Требуют размышления и анализа.

Глубокое осмысление, рациональные рассуждения, анализ информации.

Кто…

Когда…

В каком году…

Как назвали

Что говорили…

Какой…

О чем думал…

Что делал…и т.д.

Объясните почему…

Как мог бы иначе поступить…

Что было бы, если…

Мог ли…

В чем сходство и различие между…

Если бы вы оказались в ситуации…

Можно ли согласиться, что… и т.п.

Во 2-м классе учитель знакомит с «тонкими» и «толстыми» вопросами в процессе анализа произведения, учит их задавать.

В 3-м классе дети, работая в группе, сами задают вопросы и записывают их, выбирают лучший.

В 4-м классе это умение оттачивается.

        (Представленная разработка – фрагмент одного мастер-класса по обозначенной выше теме, поэтому структура мастер-класса  неполная.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113

УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...