Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личноти педагога"
проект

Рипп Инна Валентиновна

Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личности педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по направлению

«НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

учителя начальных классов ГБОУ «СКОШИ III-IV вида» Рипп И.В.

«учитель – ученик», «наставник – педагог», «наставник – будущий учитель»

«Возьмите слово за основу и на огонь поставьте слово.

Возьмите мудрости щепоть, душевной щедрости ломоть.

Немного юмора…и перца, большого трепетное сердце

и на конфорке мастерства прокипятите: раз и два.

Так много – много раз. И с богом! Теперь учите,

но сперва родитесь все же педагогом.»

Французская народная поэзия

  1. Название проекта: «Наставничество как траектория развития личности».

Формы наставничества:

 учитель – ученик, модели наставничества ситуационное, групповое, реверсивное наставничество, учитель в роли наставника – фасилитатора;

наставник – педагог, наставник – будущий учитель модели наставничества - индивидуальное, групповое, партнерское, скоростное, ситуационное, реверсивное, виртуальное учитель в роли тьютора, коуча, супервизора;

  1. Актуальность. 

В настоящее время мы живем в интересном историческом моменте, когда в России происходят динамичные изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в системе образования - создается суверенная система образования, единое образовательное и воспитательное пространство. 2023 год был годом «Наставника», годом «Педагога», 2024 год в созвучии с предыдущим является «Годом семьи».

На государственном уровне поставлены цели - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Возможности достичь этой цели нам дает наше государство, в том числе через участие в национальном проекте «Образование». Государственной бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида» является активным участником федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».

Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остаётся педагог. Нет профессии почетнее, сложнее и ответственнее, чем профессия учителя. Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Все эти профессиональные умения в первую очередь присущи учителю с многолетним опытом работы, а как быть молодому педагогу, только что окончившему высшее, среднее специальное учебное заведение? Как привить будущему педагогу любовь к своей профессии?

В той или иной степени, у малого количества нашего коллектива наблюдаются профессиональные дефициты, в том, что учителя затрудняются разрешать нетипичные конфликтные ситуации, разрешать проблему, связанную с эмоционально напряженной ситуацией и т.п., но с другой стороны итоги аттестации педагогов, исследования профессиональных компетенций педагогов показывают достаточно высокий уровень их сформированности.

Таким образом, было принято решение организовать наставничество в школе по позициям: мотивация учебной деятельности, развитие компетенций педагога в организации проектной деятельности школьников, имеющих нарушения зрения, учителей, студентов.  

Наставничество в данном контексте рассматривается не только как перспективная образовательная технология, которая позволяет педагогу в роли наставника не только ретранслировать знания, но и отвечать на вызовы времени, в роли наставника, человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию, находясь внутри проектной группы. Наставник позволит детям, студентам. Педагогам и даже родителям (законным представителям) сконцентрироваться на целях и содержании групповой деятельности, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения.

Вместе с тем возникает вопрос, почему феномен наставничества становится в современном образовательном пространстве очень актуальным. Это, как выше было сказано, связано с разного рода вызовами в обществе, с глобализацией социально-экономических процессов, с цифровизацией, соответственно, с готовностью педагогов жить и работать в постоянно изменяющихся условиях, с их базовыми навыками, которые, в свою очередь, повлияют на развитие критичности, креативности, самостоятельности мышления учащихся, их ориентации на конкурентоспособность и успешность в будущем.

Для развития наставничества необходима соответствующая инновационная среда. И мы создаем педагогический коллайдер, который станет этой инновационной средой для «встречи» позитивно «заряженных» педагогов для решения профессиональных и других важных задач. В результате «столкновения», т.е. нашего творческого взаимодействия, будут сформированы необходимые профессиональные, личностные, социально ориентированные компетенции педагогов и разработаны проекты.

В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида» обучаются и проживают дети, имеющие нарушения зрения: слепые и слабовидящие.

Познавательная деятельность слабовидящих и слепых обучающихся проявляется во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения знаний, у них нарушено зрительное восприятие внешнего мира, наблюдаются бедные, нерасчлененные и малодифференцированные представления. Часто проявляется расхождение между восприятием предмета и словом, отражающим его сущность. Также, работа со слабовидящими обучающимися, сопряжена с трудностями, которые определяются особенностями их психического развития, состояния эмоционально-волевой сферы.

Однако обучающиеся данной группы имеют значительные возможности, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память. Основа прочных знаний слепых и слабовидящих обучающихся - их систематичность и последовательность.

В этой связи важно, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) научились методике простейших самостоятельных исследований, постановке экспериментов, работе с литературными источниками. При обучении, практика служит главным образом для углубления понимания обучающимися теории, для закрепления, применения и проверки истинности усвоенных знаний.

Зачастую эти трудности в обучении обучающихся с нарушением зрения приводят к формализму как в знаниях слабовидящих и слепых обучающихся так и в деятельности самого педагога. Формальный характер знаний обучающихся, непонимание ими сущности изучаемого материала и неумение практически использовать его ведут к потере интереса к учению, к неумению коммуницировать между собой и с окружающим миром. Поэтому, в зависимости от содержания материала часто в своей практике используются такие формы работы как проектная и исследовательская деятельность.

В этой связи, наставничество – это не только развитие педагога с помощью традиционных способов, это не только помощь в восполнении имеющихся или западающих профессиональных (педагогических) дефицитов, это не только кураторство более опытного педагога над менее опытным, над будущим учителем, это не только деятельность в рамках учебных предметов, программ, образовательных мероприятий и событий, но и овладение в процессе совместной деятельности наставника и наставляемого, в том числе родителей (законных представителей) новыми компетенциями, контекстными навыками(soft skills), иными возможностями, которые выходят за пределы собственно образовательной деятельности.

Поэтому считаем, что для обучающихся с ОВЗ ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» сегодня востребованными становятся такие модели наставничества, как групповое, партнерское, ситуационное, реверсивное и виртуальное в роли наставника, также актуальной является модели наставник – ученик, наставник – учитель, наставник – будущий педагог, наставник – родитель (законный представитель).

Отсюда была определена тема образовательного проекта «Наставничество как траектория развития личности». 

Цель проекта: систематизация опыта наставничества в ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» для формирования мотивации к получению высокого уровня образования детей и профессиональной реализации педагогов; раскрытие личностного потенциала студентов – будущих педагогов, родителей.

Предполагается что созданная инновационная образовательная среда будет способствовать успешному развитию групповой коммуникации слепых и слабовидящих обучающихся через реализацию проектной, исследовательской деятельности с помощью наставника.

Задачи проекта:

  1. Организация совместно с администрацией школы – интерната аналитической и нормотворческой деятельности.
  2. Организация проектной и исследовательской деятельности среди обучающихся, педагогов школы и студентов БРПК, БГУ, ВСГУТУ при участии педагога - наставника.
  3. Организация совместной деятельности с родителями при участии наставника.
  4. Обобщение результатов проекта.
  5. Внедрение результатов проектной деятельности в образовательное пространство ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида».

Методы реализации проекта: анкетирование, входная и выходная диагностика, исследование содержания наставничества, коммуникативных навыков у слепых и слабовидящих детей, медиативных технологий, наблюдение, беседа, показ.

Объект: наставническая деятельность наставника педагога.

Предмет: наставничество как траектория развития личности: обучающегося, педагога, будущего родителя и родителя (законного представителя).

Гипотеза: Если в школе – интернате организовать непрерывную наставническую деятельность, то повысится уровень исследовательской, проектной компетентности педагогов – наставников;

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

1.Анализ в ОО профессиональных дефицитов

2.Постановка и формулирование проблемы

3.Исследование проблемы наставничества на основе изучения современной литературы

До 28 февраля 2023

Прогностический

1. Определение цели и задач работы над проблематикой проекта

2. Составление плана мероприятий, направленных на решение проблемы

3. Прогнозирование результатов

До 15 марта

Практический

1.Реализация плана мероприятий, направленных на решение проблемы

2.Корректировка работы

3. Отслеживание промежуточных результатов

4. Формирование методического портфолио

2023 -2024 г.

Обобщающий

  1. Подведение итогов
  2. Оформление результатов работы по проекту
  3. Представление материалов

До 15 ноября 2024 г.

Внедренческий

  1. Использование наставляемым опыта работы наставника
  2. Распространение опыта работы

2024 г.

  1. Будут внедрены модели наставничества: реверсивное наставничество, групповое наставничество, ситуационное наставничество.
  2. Будет апробирована новая роли наставника как тьютора, фасилитатора, ментора, коуча, супервизора.
  3. Будут оттачиваться «мягкие навыки» как у обучающихся, так и у педагогов-наставников.

Новизна проекта заключается в том, что при создании необходимых условий и с учетом сложившихся традиций, изменяющихся условий в наставничестве развиваются новые подходы к содержанию, формам и методам наставничества в коррекционном образовании.  

Предполагаемые результаты:

- повышение мотивации, интереса к учебе обучающихся с ОВЗ;

- развитие у наставников и наставляемых таких «мягких навыков» (soft skills), как умение коммуницировать с людьми и с окружающим миром, умение работать в команде и умение креативно мыслить.

Ресурсы: педагогические ресурсы – заместитель директора по УВР, старший методист по ВР, методист, учитель – дефектолог Центра реабилитации и абилитации детей – инвалидов при ГБОУ «СКОШИ III-IV вида», психолого-педагогический консилиум.

План мероприятий (дорожная карта)

проекта ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида»

 «Наставничество как траектория развития личности»  

Мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Аналитико-планирующий этап

Оформление проекта, формирование наставнических групп/пар

X, 2023

X, 2023г.

Составление дорожной карты, локальные акты

X

X

Коммуникативный тренинг педагогических работников «Роль наставника –фасилитатора в проектной деятельности школьников»

X, 2023-2024

X. 2023-2024

Основной этап (прохождение программы наставнической деятельности)

Собеседование, диагностика (выявление проблем)

Х,2023

Консультация (сообщение знаний теоретического характера по наставничеству)

Х,2023

Открытый показ – стажировка наставников (пример педагогической ситуации)

Х, 2023-2024

Х, 2023-2024

Х, 2023-2024

Х, 2023-2024

Х, 2023-2024

Х, 2023-2024

Круглый стол: «Наставничество как траектория развития ребенка с ОВЗ» (обмен мнениями по теории и практике, проблемы)

Х, 2023

Х, 2024

X, 2024

Блог-проект «Наставничество: да или нет в коррекционной школе?» (совместная деятельность по решению, выявленных проблем в ходе проекта)

Х, 2023-2024

Х,2023-2024

Х, 2023-2024

Семинар-практикум «Наставничество как траектория развития ребенка с ОВЗ» (по промежуточным итогам и итог реализации блога-проекта)

Х, 2023 -2024

Деловая игра: «Фасилитатор – коммуникатор проектов» (анализ приобретенных педагогических умений и навыков)

X,2024

Заключительный этап (выявление результативности, подведение итогов)

Контрольный срез результативности проекта

X, 2024

Подведение и тиражирование итогов реализации проекта

X, 2024

Рефлексия участников проекта

X,2024

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.

Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....

Оценка индивидуальной траектории развития ребенка.

Материал рассказывает о том, как надо создавать портфолио....

Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.

Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....

Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога

Вот уже третий год школы Крыма живут  в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения . В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи...

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Образовательный проект «Наставничество как траектория развития личности»

Сетевой образовательный проект по направлению «НАСТАВНИЧЕСТВО как траектория развития личности»...