доклад на тему "Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - индивидуальная стратегия профессионального роста"
материал

Шарипова Гульжан Джамбуловна

выступление на РМО по теме "Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - индивидуальная стратегия профессионального роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx24.94 КБ
Файл prezentatsiya_na_rmo.pptx228.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится; как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.»

К.Д. Ушинский

               Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок отличается, прежде всего организацией учебной образовательной деятельности. Успешность современного урока зависит: от личности учителя, его профессионализма, современности используемых им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.

            Сущность НАСТОЯЩЕГО Учителя:

  • У - уникальный, умный, успешный, универсальный,

           умеющий профессионально преподносить материал.

  • Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
  • И - искренний, индивидуальный.
  • Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
  • Е - естественный, единомышленник.
  • Л - любящий детей, любящий свою работу
  • Ь - и очень мягкий, как мягкий знак  и само слово!

Что отличается современный урок от традиционного?

            Методики, технологии, подходы:

  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Рефлексивное обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Исследовательское обучение;
  • Проектное обучение;

                               

              Средства обучения:

  • Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
  • Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
  • Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

     

На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:  

свобода выбора, открытости, деятельности, идеальности, обратной связи.

                               Современный урок – это

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Главным признаком урока на сегодняшний день, является
системно - деятельностный подход.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  • моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  • использование интерактивных методик;
  • участие в проектной деятельности;
  • вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

            Учащиеся на уроках:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • формулируют собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Какой должна быть структура «деятельностного» урока?

Этапы:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация изученного с подведением к теме урока

3. Постановка основного (проблемного) вопроса урока

4. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы (процесс, средства, результат)

5. Первичное применение новых знаний (формирование   умений)

6. Самостоятельная работа с проверкой

7. Итог урока.

8. Рефлексия деятельности

9. Домашнее задание

Критерии эффективности современного урока

  • Обучение через открытие.
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной                деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности.
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность, открытость.
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат,    какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача,   пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.

                                Требования к современному уроку

  • Хорошее начало и хорошее окончание;
  • Четко сформулированные тема, цель, задачи урока;
  • Урок должен быть проблемным и развивающим;
  • Учитель активизирует деятельность учащихся;
  • Вывод делают сами учащиеся;
  • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • Времясбережение и здоровьесбережение;
  • Учет уровня и возможностей учащихся;
  • Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности;

Доброжелательная атмосфера на уроке;

  • Различные методы и формы работы;
  • Педагогика сотрудничества должна присутствовать на современном уроке;
  • Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке;
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся;
  • Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося;
  • Все это, благодаря учителю, помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника.

                              Какие технологии применяются?

1.  В начальной школе на уроках широко используются игры. Игры различаются по форме проведения:

  • - игры-путешествия;
  • - ролевые игры;
  • - конкурс-аукцион;
  • - загадки, кроссворды и т.д.
  • - конструктивные игры (связаны с моделированием, проектированием объектов, систем);
  • 2. Элементы здоровьесберегающей технологии (динамические паузы, подвижные игры).
  • 3. Частично-поисковый метод (дети сами получают ответ на поставленный вопрос (проблему).
  • 4. Проектная деятельность
  • 5. Исследовательская деятельность
  • 5. Технологии групповой работы
  • 6. Информационно-коммуникативные технологии

                              Результаты обучения

  • Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере.
  • Образовательная – в её основе лежит учебная деятельность.
  • Коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями.
  • Информационная – находить, применять, преобразовывать информацию.
  • Социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей.

-    Толерантность – способность принимать иную точку

     зрения, при этом сохраняя собственную.

Как научить школьника оценивать результаты деятельности?

    «Оценку определяют учитель и ученики сообща!»

        - Школьник учится отличать верно выполненное задание от неверного через сравнение цели и результата.

-     Учится давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке совместно с другими учащимися.

-     Учится признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания в диалоге с учителем и другими учащимися.

-     Учится определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и другими учащимися.

-     В диалоге учится осознавать причины своего успеха или неуспеха.

-     Учится вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из целей и имеющихся критериев, различая результат и способ действий.

-    Находит способы выхода из ситуации неуспеха.

Урок можно считать удавшимся, если:

1. Реализован замысел урока (достигнуты запланированные цели).

2. Дети работали с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока с желанием продолжить занятие.

Вывод:

Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

  «Посредственный учитель излагает.

    Хороший учитель объясняет.

    Выдающийся учитель показывает.

    Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста» Подготовила Шарипова Г.Д. руководитель ШМО начальных классов МОУ-Лицей г. Маркса 2023 г.

Слайд 2

Сущность НАСТОЯЩЕГО Учителя: У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал. Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальный. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник. Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий, как мягкий знак и само слово!

Слайд 3

Что отличается современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы: Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение; Рефлексивное обучение; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение; Средства обучения: Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.) Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п. На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники : свобода выбора, открытости, деятельности, идеальности, обратной связи

Слайд 4

Современный урок - это урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска…..); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; урок, содержащий разные виды деятельности; урок, на котором ученику должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; современный урок развивает у детей креативное мышление; современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала; урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Слайд 5

Главным признаком урока на сегодняшний день, является системно - деятельностный подход. Деятельностный подход на уроках осуществляется через: моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; использование интерактивных методик; участие в проектной деятельности; вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Учащиеся на уроках: работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; формулируют собственные заключения и оценочные суждения; решают познавательные и практические задачи; анализируют современные общественные явления и события; осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах; выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Слайд 6

Какой должна быть структура «деятельностного» урока? Этапы: 1 . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 2 . Актуализация изученного с подведением к теме урока 3. Постановка основного (проблемного) вопроса урока 4 . Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы (процесс, средства, результат) 5 . Первичное применение новых знаний (формирование умений) 6 . Самостоятельная работа с проверкой 7 . Итог урока. 8 . Рефлексия деятельности 9 . Домашнее задание

Слайд 7

Критерии эффективности современного урока  Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Слайд 8

Требования к современному уроку Хорошее начало и хорошее окончание; Четко сформулированные тема, цель, задачи урока; Урок должен быть проблемным и развивающим; Учитель активизирует деятельность учащихся; Вывод делают сами учащиеся; Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; Времясбережение и здоровьесбережение ; Учет уровня и возможностей учащихся; Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности; Доброжелательная атмосфера на уроке; Различные методы и формы работы; Педагогика сотрудничества должна присутствовать на современном уроке; Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке; Создание условий для проявления самостоятельности учащихся; Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося; Все это, благодаря учителю, помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника.

Слайд 9

Какие технологии применяются? 1. В начальной школе на уроках широко используются игры. Игры различаются по форме проведения: - игры-путешествия; - ролевые игры; - конкурс-аукцион; - загадки, кроссворды и т.д.; - конструктивные игры (связаны с моделированием, проектированием объектов, систем). 2. Элементы здоровьесберегающей технологии (динамические паузы, подвижные игры). 3. Частично-поисковый метод (дети сами получают ответ на поставленный вопрос (проблему). 4. Проектная деятельность. 5. Исследовательская деятельность. 5. Технологии групповой работы. 6. Информационно-коммуникативные технологии.

Слайд 10

Результаты обучения Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере. Образовательная – в её основе лежит учебная деятельность. Коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями. Информационная – находить, применять, преобразовывать информацию. Социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей. - Толерантность – способность принимать иную точку зрения, при этом сохраняя собственную.

Слайд 11

Как научить школьника оценивать результаты деятельности? «Оценку определяют учитель и ученики сообща!» Школьник учится отличать верно выполненное задание от неверного через сравнение цели и результата. - Учится давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке совместно с другими учащимися; - Учится признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания в диалоге с учителем и другими учащимися. - Учится определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и другими учащимися. - В диалоге учится осознавать причины своего успеха или неуспеха. - Учится вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из целей и имеющихся критериев, различая результат и способ действий. - Находит способы выхода из ситуации неуспеха.

Слайд 12

Урок можно считать удавшимся, если: 1. Реализован замысел урока (достигнуты запланированные цели). 2. Дети работали с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока с желанием продолжить занятие.

Слайд 13

Вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Уорд

Слайд 14

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - – индивидуальная стратегия профессионального роста»

Тема «Современный урокв соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»...

ДОКЛАД на тему: «Современный урок - индивидуальная стратегия профессионального роста

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человече...

Современный урок в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ - индивидуальная стратегия профессионального роста.

В педагогической литературе урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.Современны...

«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»

laquo;Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»На современном уроке нет места скуке, страху и злост...

Индивидуальная стратегия процесса роста.

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человече...