пк 4.3
методическая разработка

Зиннатуллина Алёна Жалиловна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках в начальной школе

Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса.

Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и уровня развития детей.

Функции игровой технологии:

• Развлекательная - процесс игры с точки зрения данной функции рассматривается как развлекательный, направленный на снижение напряженности и просто как процесс отдыха.

• Коммуникативная - с точки зрения данной функции игра рассматривается как процесс общения и взаимодействия.

• Социализирующая - в совокупности с коммуникативной функцией игра рассматривается как процесс интеграции маленького человека в общество и процесс обучения взаимодействию в социуме.

• Самореализации - игра позволяет всем участникам в рамках установленных правил проявить себя и принять на себя те роли, которые наилучших образом им соответствуют.

• Терапевтическую - с этой точки зрения игра рассматривается как процесс, в рамках которого можно проиграть реальную ситуацию и решить возникающие проблемы, найти способ решения спорных вопросов

• Диагностическую - игра позволяет наблюдать за школьником и анализировать его действия в рамках установленной ситуации, в частности уровень его знаний или его умение взаимодействовать

• Корректирующая - игра позволяет устранять пробелы в образовании и поведении учащихся в ненавязчивой форме.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Фрагменты уроков

Русский язык, «Состав слова» 3 класс, УМК «Школа России». Игровой приём «Крестики-нолики»

Окружающий мир, «Когда наступит лето», 1 класс, УМК «Школа России».

Игровой приём «Бывает - не бывает»

Русский язык, «Звук Т, буква Т» 1 класс, УМК «Школа России».

Игровой приём «Ассоциации»



Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии на уроках в начальной школе

        

В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные (диалоговые)

технологии обучения. Это связано с тем, что интерактивные технологии обучения кардинально отличаются от традиционных, где ведущая роль принадлежит педагогу, а учащиеся зачастую выступают как пассивные слушатели. Интерактивное обучение основано на принципе равноправного взаимодействия учащихся и педагога, то есть это обучение посредством диалога.

Интерактивная технология обучения – специальная форма организации учебного процесса, предусматривающая создание комфортных условий для обучения, в рамках которых каждый учащийся чувствует свою успешность и интеллектуальные способности. Сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что учебный процесс реализуется при активном взаимодействии между всеми его участниками.

Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения предусматривает использование

следующих средств и приемов обучения:

  • моделирование жизненных ситуаций;
  • использование ролевых игр;
  • совместное решение вопросов и проблемных ситуаций;
  • осуществление совместного анализа определенных обстоятельств.

В процесс интерактивного учебного занятия рассматривается не одно конкретное решение или ответ, рассматривается вся совокупность выдвинутых решений (идей, мыслей, предположений и т.д.). Важным является найти решение сообща. В этом и заключается суть интерактивных технологий обучения.

Интерактивные технологии обучения предусматривают соблюдение демократичного общения между учащимися, умения общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения и мыслить критично.

Таким образом, интерактивные технологии обучения направлены на приобщение учащихся к решению проблем посредством диалога, обоснованному высказыванию собственных мыслей и умению выслушивать собеседника. Практика внедрения интерактивных технологий в процесс обучения показывает, что они способствуют развитию у учащихся инициативности; самостоятельности; независимости; самодисциплины; умения сотрудничать; стимуляции когнитивных процессов; заинтересованности к совместной деятельности.

Особенности интерактивных технологий обучения

  • Основой интерактивных технологий обучения являются различные интерактивные задания и упражнения, которые учащиеся выполняют сообща.
  • Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они
  • направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового.
  • Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется учащимися самостоятельно под управлением (руководством) педагога.

Формы интерактивного обучения

  • Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
  • Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.
  • Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
  • Кейсы — решение конкретной ситуации.
  • Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
  • Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
  • Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
  • «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
  • «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
  • Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
  • Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
  • «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
  • Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
  • Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
  • «Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

С помощью этих форм все участники принимают активное участие в образовательном процессе и каждый участник вносит свой посильный вклад в решение проблемной ситуации (вопроса, задачи), поиска необходимой информации и т.д. Все это осуществляется в доброжелательной обстановке, при взаимной поддержке, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде.

Основные правила организации интерактивной технологии обучения

1. В рабочий процесс должны быть вовлечены все учащиеся и педагог.

2. Внедрение интерактивной технологии требует осуществления специальной психологической подготовки учащихся, то есть все ученики должны быть готовы принимать активное участие в работе.

3. Участников интерактивного обучения не должно быть слишком много. Это необходимо для того, чтобы каждый мог высказаться, и каждый был услышан. Оптимальное количество 20-25 человек.

4. Осуществление подготовки помещения – необходима такая расстановка мебели (школьных парт, столов и т.д.), при которой все участники буду видеть друг друга, а также если возникнет потребность, то будет удобно перемещаться и пересаживаться.

5. Четкое определение и закрепление процедур и регламента проведения интерактивного занятия. Все участники должны быть ознакомлены с правилами, понимать и принимать их, относиться с пониманием к тому, как педагог поделил участников на группы или подгруппы. В первую очередь необходимо настраиваться на плодотворную работу, а не учитывать свои личные симпатии и антипатии.

Фрагменты уроков

Литературное чтение, «Авторская сказка «Гадкий утёнок»», 3 класс, УМК «Школа России»

Приём интерактивной технологии «Проблемный вопрос»

Литературное чтение, «Сказки Р. Киплинга и их особенности»», 3 класс, УМК «Школа России»

Приём интерактивной технологии «Мозговой штурм»

Литературное чтение, 2 класс, Есеновский М. «У мальчика Юры ужаснейший насморк»,

УМК «Начальная школа 21 века»

Приём интерактивной технологии «Работа в паре над общим решением»



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе.

В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в  качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога. На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение иукрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу
  • жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

1. «Не навреди».

2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность за свое здоровье.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

• Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Время - 2-3 минуты.

• Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

• Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

• Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

• Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

• Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые – развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

• Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.

• Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

• Посадка учащихся. Неправильная посадка, которую принимает ребенок во время уроков, может привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

• Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

• Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, которые помогают снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

• Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

• Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка (беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях).

Фрагменты уроков

Окружающий мир, «Роль двигательной активности», 3 класс, УМК «Школа России»

Приём здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика»

Окружающий мир, «Роль динамических пауз для школьника», 3 класс, УМК «Школа России»

Приём здоровьесберегающей технологии «Разминка для глаз»

Русский язык, «Учимся составлять план текста», 3 класс, УМК «Школа России»

Приём здоровьесберегающей технологии «Динамическая пауза»