Выступление на МО классных руководителей. «Обмен опытом по взаимодействию с семьей»
статья (1 класс)

Лебедева Лариса Евгеньевна

Представлен практический опыт работы по взаимодействию и общению с семьями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_po_vzaimodeystviyu_s_semey_mo_kl_ruk_dek.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей

«Обмен опытом по взаимодействию с семьей»

Классный руководитель

1- А класса

Лебедева Лариса  Евгеньевна

Смоленск 2022. Декабрь.

Обмен опытом по взаимодействию с семьей.

Актуальность.
   В соответствии с Законом  "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в школе, так и в семье.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах школьной педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку и проблемам его воспитания стоят педагоги, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание ребенка происходит в условиях одновременного влияния семьи и образовательного учреждения.
  В условиях, когда большинство семей озабочено материальными проблемами, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Непонимание между семьёй школой всей тяжестью ложится на ребенка.

Цель взаимодействия семьи и школы.

   Помощь современной семье в деле воспитания и образования детей. Родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи воспитания, процесс обучения,  должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания и обучения  ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.


Задачи взаимодействия семьи и школы.

 -Активизировать и обогатить  знания и умения родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания.

-Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и образовательным учреждением на основе Федеральных государственных требований.

Принципы сотрудничества с семьёй.

  -Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

-Единство, которое достигается, если цель и задачи образования и воспитания хорошо понятны не только педагогам, но и родителям.
-Доброжелательный стиль общения.

-Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем

отдельное хорошо проведенное мероприятие.

-Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяется человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

-Сотрудничество, а не наставничество. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, считают, что хорошо знают,  как им надо воспитывать и обучать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность  - в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности учителя в решении проблем ребенка и искреннее желание помочь семье.

Способы взаимодействия.

   Важная форма взаимодействия школы и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями обучающихся.

В этой работе  используются  как традиционные формы (собрания, консультации, беседы), так и новые: мастер – класс, рассылка фотографий с мероприятий, уроков, короткие видеофрагменты работы или игры конкретного ребенка.

Наглядная агитация для родителей носит разноплановый характер: выставки работ, стенд объявлений, знакомство родителей с пройденным материалом. Смена материала имеет как сезонный характер, так и определенную педагогическую направленность с опорой на возрастные особенности класса.

Взаимодействие школы с родителями обучающихся носит систематический, плановый характер:

- проектная деятельность (детско-родительские проекты);

- индивидуальная беседа;

-привлечение родителей к проведению развлечений и праздников;
- анкетирование и тестирование;

- индивидуальное консультирование;

- мастер – класс;

- стендовый доклад;

- общие и групповые родительские собрания;

- знакомство родителей с пройденным материалом.


Результаты работы по взаимодействию с семьей.
 Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из зрителей и наблюдателей становятся  активными участниками процесса развития и обучения детей. Создается  атмосфера взаимоуважения.
Родители начинают проявлять искренний интерес к жизни класса, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Использование технологий

Доронова Татьяна Николаевна: «Вместе с семьей ». Суть технологии в том, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, педагоги обязаны оказать помощь родителям, которые не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Майер Алексей Александрович: «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» (приемлемо и для школы).  Одним из принципов этой технологии является перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемой «работой с семьей» в сторону партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни ребенка.

Антонова Т. В.: «Взаимодействие школы и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества». Выделен ряд причин, по которым возникают  сложности при  взаимодействии образовательного учреждения и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя, учителя; отсутствие установки на сотрудничество со стороны родителей; различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями.

Выводы.
   Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка, а значит, в будущем обеспечит успех в жизни.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие учителей и родителей в процессе обучения и развития детей.
 Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе школы, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.


Литература

1. Антонов, А.И., Борисов, А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. –

М., 1990.

2. Капралова, P.M. Работа классного руководителя с родителями. – М.,

1980.

3. Кулик, Л.А. , Берестов, Н.И. Семейное воспитание. – М, 1990.

4. Сергеева, ВП. Классный руководитель в современной школе. – М.,

2001.

5. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.

6. Калейдоскоп родительских собраний / Е.Н.Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»

Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...

Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)

Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным рук...

Выступление на ГМО по теме "Обмен опытом"

Выступление на ГМО по теме "Обмен опытом"...