Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)
материал

Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем»

(из опыта работы)

«Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.»

                                      (С. Давидович)

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети?

Отечественные психологи к трудным относят детей, которые доставляют, учителям наибольшее беспокойство (Безруких М.М., Ефимова С.П.). Это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности (Крутецкий В.А.). Термин «трудный» - не значит «плохой», «испорченный», негодный или тем более «безнадежный».

  В моём классе, обучаются 13 учащихся и все они разные. Какие- то добрые, отзывчивые, спокойно реагируют на замечания и стараются не нарушать правила поведения в школе. Но на некоторых учеников необходимо обращать внимание: эти обучающиеся склонны кнарушению дисциплины, шалостям и пропускам уроком по неуважительным причинам. К таким детям нужен особый подход. Их мы называем «трудные» дети.

Как же должна проводится  работа, по профилактике правонарушений среди «трудных учащихся?

Если учащийся только что поступает в класс, то необходимо тщательно ознакомиться с личным делом. И если в его деле уже имелись, какие либо правонарушения, то необходимо взять его по особый контроль. Он включает в себя: ежедневное контролирование учебы, поведения и посещаемости учебных занятий, если учащийся не является  интернированным.  Также обязательно посещение на дому, беседы с родителями, установление причин отклоняющегося поведения. Налаживание  контакта с близкими родственниками.Важно понятьпричины, почему у ребенка имеется склонность к отклоняющему поведению, что или кто его к этому подталкивает. Следующим этапом является максимальное включение «трудного» учащегося в коллективные дела остального класса.

Но в классе есть и дети, которые не были замечены в отклоняющемся поведении и  с ними необходимо проводить не менее важную профилактическую работу, которая не позволит им совершить противоправные действия.

Она может включает в себя  разнообразные формы: классные часы, коллективные дела, игровые часы, соревнования, викторины, праздники. 

И следующие методы работы: личный пример, беседы, разъяснения, просьбы, поощрения, убеждения, проявления доброты и понимания, моральная поддержка.

Одним важных факторов профилактики является предотвращение бродяжничества и безнадзорности, поэтому ведётся строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися класса.

Необходимо обеспечить занятость учащихся в свободное время, поэтому большое внимание должно  уделяться  вовлечению детей в кружки и секции. Успехи в деятельности по интересам позволяют трудным детям завоевать признание одноклассников и педагогов, способствуют развитию у них уверенности в своих способностях и возникновению самоуважения, что может послужить основой для исправления.

Привлечение   к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, участию в общественно-полезном труде.

Привлекая в различные школьные мероприятия создаётся «ситуация успеха».

Польза общественной работы широко известна. Именно в рамках общественной работы можно улучшить характер межличностных отношений трудных учеников с товарищами по учебе, изменить направленность их личности с эгоистической на коллективистскую. Вовлечь трудных детей в общественную работу непросто. Им необходимы такие разовые или постоянные общественные поручения, в процессе выполнения которых они смогут проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих (в качестве не только простого исполнителя, но и активного организатора). Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.

Особое внимание необходимо уделять культурному просвещению: посещение библиотеки, музеев.

Неотъемлемой частью в работе является работа и  с семьей (беседы, консультации). Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно побуждать обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения, а не скрывать ее.Знакомить не только с  успеваемостью и поведением детей, но и повышать педагогическую культуру родителей. Необходимо по возможности привлекать их к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий, различных конкурсов.

В плане воспитательной работы с классом большое место отводится проведению тематических классных часов, бесед, направленных на профилактику правонарушений, напропаганду здорового образа жизни.

Тематика профилактических бесед, проводимых в течение учебного года в классах могут быть такие:  «Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью», «Ответственное поведение», “Уберечь детей от опасности”, “Административная и уголовная ответственность подростков за правонарушения”, «Спеши делать добро»,  «Умей организовать свой досуг»,  «Учимся находить причину и последствия событий», «Злой волшебник – табак», « Как помочь сохранить здоровье», «Злой волшебник – алкоголь»,  «Злой волшебник – наркотик», тренинг безопасного поведения «Я умею выбирать».

В настоящее время очень актуально проведение мини-тренингов, в которые могут входить упражнения «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни в моей жизни». Учащиеся рассказывают о том, что происходило с ними в последние дни, что было хорошего, а что плохого и почему. Это упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей. Поэтому на вопрос «почему» следует требовать обязательного ответа, отказы от объяснений не должны приниматься.

Упражнение «Сказка за сказкой». Цель которого формирование представлений о необходимости законов. Подросткам предлагается сочинить сказку про тридевятое царство-государство, в котором жили-были король и его народ. Группа делится на две подгруппы. Каждой дается свое задание. Первая группа пишет сказку про царство, где существуют законы и король следит за их исполнением. Вторая подгруппа сочиняет сказку про жизнь в царстве государстве без законов. На творчество отводится 15 минут.
Каждая подгруппа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

  • В какой стране народу жилось лучше?
  • Нужно ли контролировать исполнение законов?
  • Нужны ли законы вообще?

Упражнение «Чемодан» Каждому участнику предлагается «собрать» себе чемодан в долгую жизненную дорогу. В этот чемодан нужно сложить все то, что они узнали на уроке,чему научились. После этого чемодан сдается в «багаж» — передается ведущему. Записи используются для оценки результативности тренинга.

Таким образом, целенаправленное систематическое использование разнообразных методов и приемов  работы с трудными школьниками позволяет добиться положительных результатов в формировании у них положительных морально-волевых качеств: ответственности за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.

Но, к сожалению, в любом классном коллективе есть учащиеся, которым очень трудно встать на путь исправления, они не способны пройти такой сложный путь взаимодействия, но мы не должны опускать руки и  верить в каждого,   даже трудного подростка и помнить, что вода камень точит.

 «Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.

- Зачем ты это делаешь? - спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.

- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».

Я надеюсь, что большинство из вас, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы школы за 3 года по гражданско - праавовому направлению...

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)...

Активные формы воспитательно-профилактической работы

Активные формы воспитательно-профилактической работы...

Мастер-класс на тему " Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"

Цель:предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов. Задачи:  расширить представление о современных формах и методах восп...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Выступление на тему "Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ".

               Формы и методы работы  с родителями обучающихся с ОВЗ....