Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) на тему

Пасынок Юлия Юрьевна

 

Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявления творческой активности и самостоятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Opyt_raboty_vospitatelnaya_sistema.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

«ФОРМИРОВАНИЕ «Я» - КОНЦЕПЦИИ»

(НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКТИВНО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Пасынок Юлия Юрьевна,

заместитель директора по УВР

школы первой ступени

и инновационной работе,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

Воспитание –  это педагогическое

управление процессом развития личности.

Х. И. Лийметс

Актуальность.

Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявления творческой активности и самостоятельности учащихся.

Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.

Принимая первый класс, я в течение года внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать детей в последующие годы. Таким образом, с самого начала я твердо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.

Для себя я составляю ориентировочную программу (ориентировочные направления) всей воспитательной деятельности на весь выпуск. Все эти направления акцентируют внимание на “Я ” каждого ребенка.

Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую немного эти пожелания и придаю им форму реального дела. Забегая вперед, скажу, что дети при такой организации наших классных дел живут интересной и наполненной жизнью.

Цель работы:

теоретическая разработка и экспериментальная проверка системы воспитательной работы в начальных классах.

Цель программы состоит в том, чтобы

ребенок в ходе практических действий имел возможность пережить различные эмоциональные состояния (только тогда будет происходить постепенное принятие или не принятие ребенком конкретных действий для формирования собственной «Я» - концепции).

Задачи программы состоят в том, чтобы:

дать минимально достаточный объем знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств и причин человеческого бытия;

научить ребенка задавать вопросы (не надо отвечать на вопросы, которые они еще не задали);

обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать;

воспитать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца;

воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Результативность.

В процессе работы по данной программе создаются условия для:

  • проявления самостоятельности;
  • проявления активной общественной, гражданской позиции;
  • саморазвития, самореализации;
  • формирования собственной «Я» - концепции.

Основа программы:

Ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Культура, Земля.

Формирование собственной «Я» - концепции происходит по формуле: «логическое познание (мысль) - пережито (чувства) - принято (это мое) - сделано (моя деятельность и мое поведение)».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Направление 1:

«Охрана и безопасность нашей жизни».

Цели:

  • Защитить детей от различных опасностей, которые подстерегают их в быту;
  • Обеспечить безопасность учащихся (ПДД);
  • Охранять здоровье детей;
  • Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

Содержание направления:

Физическое, духовное и психическое здоровье – факторы, определяющие здоровье человека.

Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.

Отдых, среда природного окружения: игры, спорт, труд, познавательная деятельность.

Забота об окружающей среде и здоровье; соблюдение режима дня.

Соблюдение гигиенических норм и культуры быта.

Блоки:

  1. Дорога закалки.
  2. Юный пешеход.

1. Дорога закалки:

  1. Беседа «Человек – Главное чудо света!» Понятия: Сила физическая, Сила ума, Сила добра. Раскрытие понятий «здоровье», «здоровый человек».
  2. Час общения на тему «Твой режим дня – твоя первая программа оздоровления». Самостоятельное составление режима дня с рисунками, обсуждение, чей режим лучше и почему.
  3. Час общения «Хочешь быть здоровым, умным, веселым? Закаляйся!». Что такое закаливание, зачем надо закаляться, основные средства закаливания – вода, воздух, солнце. Правило закаливания. Игры на свежем воздухе.
  4. Конкурс рисунков на тему «Спорт». Значение спорта для жизни человека.
  5. Веселые старты – спортивные состязания. Девиз: «Всякое дело поправимо, если человек здоров».
  6. В гостях у Чистюли (инсценированная викторина).
  7. День здоровья (спортивные соревнования).
  8. Шустрики и Мямлики (спортивные соревнования).
  9. Сто одежек – все без застежек (внеклассное занятие).
  10. Веселые приключения зубной щетки (внеклассное занятие).
  11. Как Егорка ехал с горки (соревнования).
  12. Конкурс красоты (осанка, походка).
  13. В гостях у Мойдодыра (ролевая игра).
  14. Тяни-толкай (спортивные соревнования).
  15. Как отдыхать летом на природе (беседа).
  16. Делу – время, потехе – час (праздник).
  17. Веселые приключения Стообеда (внеклассное занятие).
  18. Конкурс “Слава богатырская”.
  19. Эстафета ловких (спортивные соревнования).
  20. Путешествие Незнайки в Мойдодырию (викторина).
  21. «Делай, как я, делай, как мы, делай лучше нас» (спортивные соревнования).
  22. Эстафета ловких.
  23. Операция “Здоровье” (проверка выполнения режима дня).
  24. Кочки и пенечки (спортивные соревнования).
  25. Рыцарский турнир.

Конкурс рисунков на асфальте “Солнечный круг, небо вокруг”.

  1. Праздник «День здоровья».
  2. Операция «Здоровье» (очистка территории школы).

2.Юный пешеход.

  1. Беседа на тему «Ориентация в транспортном мире». Почему дети попадают под машину? Достаточно ли для безопасности детей Правил движения? По какой причине дети чаще всего попадают под машину, находясь на улице рядом со взрослыми? Какая ошибка детей на дорогах главная – с точки зрения дорожных ситуаций? И т. д.
  2. Встреча с работниками милиции. Как дети класса выполняют ПДД?
  3. Встреча со школьным медицинским работником. Опасности, которые подстерегают нас не только на дорогах, но и в быту. Помощь при ушибах, ожогах, отравлении.
  4. Праздник «Правила движения знай, как таблицу умножения».
  5. «Три чудесных света» (ролевая игра по ПДД).
  6. «Волшебный жезл» (ролевая игра по ПДД).

Направление 2:

«Правила культурного человека –

«Уважаем хочешь быть – умей других уважить».

Цель:

  • Воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям;
  • Воспитание нравственного человека.

Нелегок труд заводов и полей,

но есть работа много тяжелей,

работа эта – быть среди людей.

Содержание направления:

Я – равноправный член семьи.

Чтобы помочь детям почувствовать роль личности в семье, изучаю ребят, особенности их характера, интересы, роль каждого ребенка в конкретной семье. В контакте с родителями веду целенаправленную деятельность по воспитанию у ребенка чувства самоуважения через его добрые дела и поступки. Родителям полезно обращать внимание ребенка на то, что он играет значимую роль в семье, им важно знать его мнение; дорога его помощь.

Моя семья – моя радость:

Ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия.

Мои родители – какими они были раньше? Как они поженились? Как они работают? Какую пользу приносит их работа обществу?

Кто мои бабушка и дедушка? Как они росли сами? Как они растили моих маму и папу? Где работали мои бабушка и дедушка? Что умеют делать мои бабушка и дедушка? Почему они слабы? Я – их помощник. Я учусь быть послушным и терпеливым.

Познакомимся с “волшебными” словами. Когда и как ими пользоваться? Как вежливо вести себя в магазине, в транспорте? Как разговаривать по телефону? Как вести себя в гостях и принимать гостей? Как занять гостей?

Мои друзья.

Учимся взаимопониманию с одноклассниками (начинаю работу в этом направлении с организации дежурства в кассе).

Блоки:

  1. Я, моя семья, мои друзья.
  2. Уроки доброты, вежливости, такта.
  3. Это таинственное шестое чувство.
  1. Я, моя семья, мои друзья.
  1. Моя любимая мамочка (беседа).
  2. Мамины руки не знают скуки (беседа).
  3. Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).
  4. Почему меня так назвали (рассказ детей).
  5. Как я появился на свет (беседа).
  6. Мои бабушка и дедушка (беседа).
  7. Путешествие Незнайки в магазин (ролевая игра).
  8. Данила – мастер (конкурс поделок из природного материала).
  9. Где работают мои родители (беседа).
  10. Что означает моя фамилия (беседа).
  11. Как образовалась моя семья (беседа).
  12. Работа и мои родители (рассказ детей).
  13. Как росли мои бабушка дедушка (рассказ детей).
  14. Бабушкины секреты (копилка секретов).
  15. Мой папа – мастер на все руки (беседа).
  16. Как растили бабушка и дедушка моих маму и папу (рассказ детей).
  17. Как работали мои бабушка и дедушка (рассказ детей).
  18. Оч! – умелые ручки (мастерская Самоделкина).
  19. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны (дискуссия).
  20. Труд родителей вливается в труд моей Родины (диспут).
  21. Я маме дорогой дам подарок трудовой (поделки к 8 Марта).
  22. Что умеют бабушкины руки (рассказ детей).
  23. У кого будет мое отчество (беседа).

2. Уроки доброты, вежливости, такта.

  1. Час общения на тему «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»,
  2. Час общения на тему «Ты не один на свете»
  3. Занимательная игра «Пойми меня». Воспитание чувства дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи, находчивости.
  4. Час общения «Мы и наши имена», «Наши фамилии, отчества». Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Беседа на тему «Что такое такт?».
  6. У меня зазвонил телефон (ролевая игра).
  7. Если вы вежливы (ролевая игра).
  8. Старость – это всегда слабость (диспут).
  9. Составление кодекса вежливости. Ответы на вопрос «Как прослыть приятным человеком?» Правила товарищества, дружной работы, честной игры, вежливости.
  10. Беседа «Что значит быть вежливыми?»

3. Это таинственное шестое чувство.

  1. Беседа на тему «Мы, наши права и обязанности».
  2. Для чего я рожден (диспут).
  3. Почему я непослушен. Учимся вырабатывать характер (беседа).
  4. Я – будущая надежда семьи (диспут).
  5. Что такое настоящая культура? Сочинение на данную тему: Каким ты представляешь культурного человека? Анализ сочинений.
  6. Это таинственное шестое чувство. Игра «Веселый калейдоскоп». Сплочение коллектива.
  7. Праздник «Очаровашки».

Направление 3:

«Я, мы и природа».

Цель: 

  • Воспитание у детей любви к родному краю, гордости и уважения к землякам, знакомство с его прошлым и настоящим.
  • Расширить представления ребят о нашем городе, научить любить Южно-Сахалинск как свою Родину.

Содержание направления:

Мое место в природном и социальном окружении.

Содержание этого раздела направлено на становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Ведущая идея – неразрывная связь человека и природы.

Формирования представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Роль и место “Я ” в этой среде.

Обучение методами познания природы, восприятия окружающей среды посредством органов чувств.

Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Охрана окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место “Я” и “МЫ” в реализации этой задачи.

Эстетическая выразительность городской среды: памятники, транспорт, магазины, культурно-просветительные учреждения.

Профессии людей, обеспечивающие функционирование городских систем.

Знакомство со страницами истории нашего города.

Я – своему городу. Участвовать в благоустройстве своего города.

Блоки:

  1. Операция «Синица».
  2. Край, где мы живем: «Родной Сахалин».
  1. Операция «Синица».
  1. Чтение рассказов, примеры из жизни на тему «Любить все живое». Конкурс «Мисс кошка».
  2. Конкурс «Испытание на сообразительность». Загадки в кроссвордах о птицах и зверях.
  3. Конкурс плакатов на тему «Природа в опасности! Сохраним природу России».
  4. Операция «Росток». Выращивание и посадка отростков комнатных растений.
  5. Операция «Синица». Изготовление кормушек, подкормка птиц.
  6. Не ломайте веточку (беседа).
  7. Старичок – лесовичок (ролевая игра).
  8. Вопросы деда Всеведа (конкурс загадок).
  9. В царстве Снежной Королевы (выставка детского творчества).
  10. Растения – составная часть природного окружения человека (беседа).
  11. Наблюдаем за птичками (на кормушке за окном класса).
  12. Экологическая сказка.
  13. Внеклассное занятие “О воде живой и мертвой”.
  14. Творческие композиции “Осень”, “Зимние забавы”, “Весна – красна”.
  15. Мы водим хоровод (народные традиции).
  16. Праздник Масленицы.
  17. Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок).
  18. Не нарушайте тишину (беседа).
  19. Вода – эликсир жизни (викторина).
  20. Экскурсия в краеведческий музей.
  21. Водичка, водичка, умой мое личико (ролевая игра).
  22. В лесу родилась елочка (дискуссия).
  23. Мои друзья – животные (олимпиада)
  24. Путешествие в страну чудес (охрана окружающей среды).
  25. Мое место в природе. “Природа и я” (дискуссия).
  26. Сказка под ногами – путешествие в парк. (Внеклассное занятие).
  27. Костер – лесу враг (беседа).
  28. Связь человека с природными сообществами (дискуссия).
  29. День Земли (пресс-конференция).
  30. Растения под охраной (конкурс тематических кроссвордов).
  31. Конкурс тематических плакатов “Планета заболела”.
  32. Игра “Поле чудес” (растения и животные нашего края).
  33. Поберегите тишину (диспут).
  1. Край, где мы живем.
  1. Беседа на тему «История моего города».
  2. Сочинение на тему «Моя улица», «Мой город», «Мой дом», «Мысли моего двора». Экскурсия в лес.
  3. Рисунки на тему «Край, где я живу».
  4. Беседа на тему «Мои земляки».
  5. Час общения «Хорош отдых, когда работа сделана». Знакомство с основными типами загадок, загадки о животных, которых можно встретить в нашем крае.
  6. Праздник «Родной Сахалин».
  7. Экскурсия на почту.
  8. Где сидит Айболит (беседа о скорой помощи).
  9. Кто двор убирает, как чистоту соблюдать (беседа).
  10. Изучаем названия улиц микрорайонов (исследование).
  11. Операция “Чистюлька” (субботник по уборке класса).
  12. Экскурсия в аптеку.
  13. Операция “Кленовый лист”.
  14. Конкурс рисунков “День Победы”.
  15. Урок “День рождения Южно-Сахалинска ”.
  16. Операция “Чистюлька” (генеральные уборки класса в конце четверти).
  17. Посещение театра.
  18. Экскурсия в краеведческий музей “Природа нашего края”.
  19. В честь кого названы улицы нашего города (беседа).
  20. Кто ночью не спит (дискуссия).
  21. У меня зазвонил телефон (беседа о работе АТС).
  22. Экскурсия в Дворец творчества.

Направление 4:

«Страна Читалия».

Цель:

  • Обогащение души ребенка через чтение, размышление, через чувства.

Чтение – это упражнение

в нравственном чувстве.

К. Д. Ушинский

Направления и блоки:

1. Путешествие в книжное царство – мудрое государство.

2. Словесное творчество учащихся.

1.Путешествие в книжное царство – мудрое государство.

1) Час общения на тему «Не будь равнодушен к людям». Чтение рассказов о доброте, отзывчивости. Беседа.

2) Конкурс на лучшего чтеца.

3) Конкурс рисунков к любимым сказкам.

4) Постановка любимых сказок.

5) Конкурс «А ну-ка, девочки!». Викторина на знание героев из различных произведений.

6) Праздник «Мы все хотим побывать на Луне». Чтение рассказов о космонавтах.

7) Спектакль «Экологическая сказка».

2. Словесное творчество учащихся.

  1. Словотворчество учащихся;

        Направлениям и методам при работе над сочинением сказок нет предела. Можно выделить следующие группы:

  • «бином фантазии» (прием Дж. Родари),
  • «брошенный камень»,
  • сказки о путешествиях,
  • новые свойства предметов, явлений,
  • знакомые герои в новых обстоятельствах,
  • коллаж из сказок,
  • сказки от фантастических явлений,
  • магическое «если бы…»,
  • сказка продолжается,
  • переработка известной сказки в связи с введением нового элемента,
  • сказки в заданном ключе,
  • грамматические сказки,
  • сказки от литературных произведений,
  • сказки от рисунка,
  • сказки о себе.
  1. Издание сборников литературного творчества учащихся и «Книги сказок» (уровень школы, уровень города);
  2. Презентация литературных сборников;
  3. Пополнение фондов Сахалинской областной детской библиотеки.

Функции и содержание работы классного руководителя:

  • Аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, анализ уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
  • Организационно – координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
  • Коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе).

Формы работы:

  • Дискуссионные;
  • Состязательные;
  • Художественно – эстетические;
  • Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).

Критерии оценки воспитательной работы:

  • Мера повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, мировоззренческое развитие;
  • Мера развития классного коллектива;
  • Мера проявления активной общественной, гражданской позиции.

Оценка каждого и в целом коллектива по уровням:

  • Комфортности;
  • Тревожности;
  • Притязаний (стремлений);
  • Воспитанности:
  • Нравственные ориентиры;
  • Полезные привычки;
  • Коммуникабельность;
  • Коллективизм.

Экспериментальная работа по программе дала положительные результаты.

При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, так как сами же их и предложили. Я ничего насильно им не навязываю, каждое мое предложение обсуждается детьми, и, если они одобряют, я включаю его в свою программу.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Ю. А. Откровенный разговор. – М.:  Просвещение, 1986 .

Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991 .

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.: Мол гвардия, 1988 .

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990 .

Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.

Левин Б.М., Левин М. Б. Не оступись… - М.: Мысль, 1988 .

Пасынок Ю.Ю. Формирование письменной речи младших школьников в процессе создания сказок // Инноватика – 2006. – Южно-Сахалинск, 2006.

Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990 .

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1996.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. – М.: Генезис, 2003 .

Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск. 1998 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данная система воспитательной работы позволит классному руководителю комплексно подойти к построению всей воспитательной работы в классе....

Система воспитательной работы в начальных классах

Из опыта работы. Моя система воспитательной работы в начальных классах....

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....

Система воспитательной работы в начальной школе

Исходя из цели воспитательной работы школы , анализа воспитательной работы за прошлые учебные года, учитывая психологические особенности учащихся, мною была взята и реализуется воспитательная пр...

Концепция воспитательной работы в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Нижнемактаминская СОШ №1". Самопрезентация на конкурсе " Классный руководитель года"....

Система воспитательной работы в начальных классах

В данной статье рассказывается об основных направлениях воспитательной системы в начальных классах, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность. Представлены разные формы работы внекласс...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...