Комплексная итоговая работа 4 класс (в рамках требований новых ФГОС)
методическая разработка (4 класс) по теме

Астафьева Елена Владимировна

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность учеников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе: - системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных систем; -умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; - общественных способов деятельности; -обобщённых способов деятельности; - коммуникативных и информационных умений. Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа на предметной и межпредметной основе. Данная работа соответствует этим требованиям. Цель этой работы на межпредметной основе – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kompleksnaya_rabota.doc604 КБ

Предварительный просмотр:

Астафьева Е. В. Нижегородская область, г. Ветлуга, МОУ ВСОШ

Жукова Т. А. Калужская область, г. Обнинск, МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением ряда предметов

Содержание:

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………..3
  2. Рекомендации по составлению и выполнению комплексной итоговой работы ….4
  3. Основная информация о работе ………………………………………………………6
  4. Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Часть 1 (Математика и УУД)…………………………………………………………………………………….7
  5. План  комплексной итоговой работы «День рождения» ………………………….12
  6. Рекомендации по оцениваю заданий комплексной итоговой работы ………….....14
  7. Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класс. Часть 2 (Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, УУД) ……………………………………16
  8. План комплексной итоговой работы «Цветок кактуса» …………………………..27
  9. Рекомендации по оценке выполнения задания комплексной итоговой работы …32
  10. Интернет-источники ………………………….. ……………………………………..35
  11. Библиографические источники ……………………………………………………...35


Пояснительная записка

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
  • обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»,  т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов  не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:

  • в сфере регулятивных УУД  - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Рекомендации по составлению и  выполнению

комплексной итоговой работы

 Комплексная итоговая  работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начального цикла. Для проведения комплексной оценки надо использовать специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в различной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации.

В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку  достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. Время на выполнения каждой части составляет 1 урок. Работа выполняется в два дня.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • на установление последовательности и соответствия;
  • со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);
  • со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений.  Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы.  Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлена 0, 1, 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов.

Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил: если наряду с верным ответом дан неверный ответ, то задание считается выполненным неверно; если наряду с верным ответом дополнительно  приведен ответ не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично.

Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися  за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число балов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе.  Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Основная информация о работе

Часть 1

Структура

Объект оценки

Связь с учебными предметами и программами

Число отдельных заданий

Время выполнения

Максимальный балл

Комплексное задание 1 «День рождения»

Решение учебно-практических задач

Математика, УУД

5

40 минут

14 баллов

Часть 2

Комплексное задание 2

«Цветок кактуса»

Решение учебно-практических задач

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, УУД

16

40 минут

29 баллов

Итого

21

80 минут

43 балла

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса

Часть 1 (Математика, УУД)

Комплексное задание «День рождения»

В семье Воробьевых приближался день рождения дочери Ирины. Ирина училась в 5 классе. Она планировала пригласить на день рождения своих подружек. Об этом Ира рассказала маме. Вместе они стали решать вопрос о праздничном угощении. Мама предложила  испечь  торт. Для этого надо было точно знать, сколько планируется пригласить гостей. Угостить кусочком торта нужно было каждого гостя. Ира должна была составить список подружек. Дочь в свою очередь предложила маме купить уже готовый торт в магазине. Но мама не согласилась с ее предложением, так как посчитала, что такой вариант будет менее выгодным для семейного бюджета. Действительно, что же выгоднее купить торт в магазине или испечь самим?  Кроме торта мама планировала купить на праздничный стол фрукты и конфеты. Сколько денег придется потратить из семейного бюджета, чтобы накрыть стол для праздничного чаепития?

Выполни  задания.  Пользуйся информацией, представленной в таблице:

Цена торта в магазине (500 г)

Цена продуктов для приготовления торта весом

в 1 кг

Количество ингредиентов для приготовления торта и крема для украшения торта

Цена шоколадных конфет

(1 кг)

Цена фруктов

(1 кг)

Запланированные

покупки

98 рублей (500 г)

пачка масла (200 г) – 35 рублей

200 г сливочного масла

1 сорт – 150 рублей (1 кг)

яблоки – 56 рублей (1 кг)

Продукты для приготовления домашнего торта

1 десяток яиц – 40 рублей

2 яйца

2 сорт – 210 рублей (1 кг)

бананы – 46 рублей (1 кг)

Шоколадные конфеты по 500 г каждого сорта

1 литр молока – 35 рублей

200 мл молока

3 сорт – 256 рублей (1 кг)

апельсины – 60 рублей

(1 кг)

Фрукты: яблоки, бананы, апельсины по 500 г

виноград – 1 кг

1 кг муки – 56 рублей

1 ч. л. гашеной соды

виноград – 98 рублей

(1 кг)

1 банка сгущенки – 35 рублей

500 г муки

1 банка вареного сгущенного молока

200 г сливочного масла

1 задание:

  1. Для решения проблемы мама сделала расчеты, определяющие стоимость продуктов необходимых для приготовления торта весом в 1 кг в домашних условиях. Воспользуйся ее расчетами и определи стоимость каждого продукта в отдельности. Запиши стоимость продуктов в таблицу.

Название продукта

Стоимость

сливочное масло

яйца

молоко

мука

сгущенное молоко

Итого:

Расчеты:

1) 35•2 = 70 руб.

2)  40 : 10 • 2 = 8 руб.

3) 1л = 1000 мл

1000 : 200 = 5 частей

35 : 5 = 7 руб.

4) 56 : 2 = 28 руб.

5) 35 руб.

б) Высчитай общую стоимость всех продуктов для приготовления домашнего торта. Запиши итог в таблицу.

2 задание:  

Сравни стоимость покупного торта и приготовленного дома и сделай вывод о том, кто прав мама или дочка. Что обойдется дешевле: покупной торт или домашний?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 задание:

Воспользуйся информационной таблицей и определи, хватит ли семье Воробьевых 1000 рублей, чтобы оплатить запланированные покупки на праздничный стол. Свои расчеты выполни здесь:

Ответ: ………………………………………………………………….

4 задание:

Какую сумму сдачи получит мама, после покупки всех запланированных продуктов?  Правильный ответ отметь V.

  • 366 рублей;
  • 365 рублей;
  • 375 рублей;
  • 465 рублей.

5 задание:

Ира должна составить список приглашенных гостей, чтобы мама знала, как лучше накрыть на стол и всех рассадить. Определи, что должна сделать Ира, чтобы все приглашенные гости пришли к ней на день рождения. Выбери из предложенных действий те, которые для этого необходимы. Отметь их V.

  • Сообщить день, в который будет отмечаться день рождения.
  • Сообщить о том, какие подарки она ждет.
  • Сообщить точное время праздничного чаепития.
  • Сообщить о том, кто будет приглашен на праздник.
  • Сообщить о том, что будет приготовлено на праздничный стол.
  • Сообщить о том, когда гости должны разойтись.
  • Попросить придти в одежде определенного цвета.
  • Сообщить  свой точный адрес.
  • Предупредить о том, что гости должны соблюдать чистоту и не нарушать порядок в квартире.

План комплексной итоговой работы

 «День рождения»

№ задания

Объект оценки, умения

Тип задания

Максимальный балл

1 а)

Предметные умения:

  • умение соотнести сюжетную ситуацию и математические отношения, записанные с помощью числовых равенств;
  • умение заполнять несложные таблицы.

Общеучебные умения:

Используя жизненный опыт, анализировать информацию, представленную в табличном виде и в виде готового решения задачи.

короткий ответ

3 балла

1 б)

Предметные умения:

  • решать задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом;
  • умение заполнять несложные таблицы.

Общеучебные  умения:

Использовать полученную ранее информацию в новой ситуации.

короткий ответ

2  балла

2

Предметные умения:

  • решать задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом;
  • сравнивать величины: суммы денег;

Общеучебные умения:

Использовать данные, представленные в форме таблицы, для получения информации, необходимой для решения задачи. Понимать информацию представленную в неявном виде.

развернутый ответ

3 балла

3

Предметные умения:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами;
  • выполнять действия с величинами;
  •  сравнивать величины: суммы денег.

Общеучебные умения:

Использовать данные, представленные в форме таблицы, для получения информации, необходимой для решения задачи.

краткий ответ

3 балла

4

Предметные умения:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами.

Общеучебные умения:

Использовать полученную ранее информацию (в ходе решения предыдущей задачи) в новой ситуации.

выбор ответа

1 балл

5

Общеучебные умения:

  • строить понятные для партнера высказывания;

выбор ответа

2 балла

Итого

14 баллов

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной итоговой работы

Комплексное задание «День рождения»

1 а)

3 балла, если ученик правильно расписал в таблице все предложенные суммы из расчетов (сливочное масло 70 руб.; яйца 8 руб.; молоко 7 руб.; мука 28 руб.; сгущенное молоко 35 руб.).

2 балла, если ученик допустил 1 ошибку.

1 балл, если ученик допустил 2-3 ошибки.

0 баллов, если ученик допустил более 3-х ошибок.

1 б)

2 балла, если ученик высчитал верную общую стоимость продуктов для приготовления домашнего торта 148 руб. и записал ее в таблицу.

1 балл, если ученик только высчитал верную общую стоимость продуктов для приготовления домашнего торта 148 руб.

0 баллов, если ученик дал другой ответ

2

3 балла, если ученик правильно высчитал стоимость покупного торта, сравнил ее со стоимостью домашнего торта и сделал верный вывод о том, что домашний торт печь выгоднее, он будет дешевле покупного.

2 балла, если ученик правильно высчитал стоимость покупного торта и сравнил ее со стоимостью домашнего торта.

1 балл, если ученик правильно высчитал стоимость покупного торта.

0 баллов, если ученик дает любые другие ответы.

3

3 балла, если ученик правильно высчитал стоимость запланированных покупок (635 руб.) и определил, что 1000 рублей хватит для их оплаты.

2 балла, если ученик вел расчеты для выяснения стоимости запланированных покупок и составил из полученных данных  сумму, но ответ при этом получил другой.  

1 балл, если ученик совершал попытки высчитать стоимость отдельных  покупок для праздничного стола, получил при этом не менее 4-х верных ответов, но далее попыток составить из них сумму не было или они не привели к окончательному ответу.

0 баллов – любые другие ответы.

4

1 балл, если ученик выбрал ответ:  365 рублей.

0 баллов – любые другие ответы

5

2 балла, если ученик выбрал 1, 3, 8 ответы.

1 балл, если ученик выбрал два верных действия, и была допущена 1 ошибка или ученик выбрал 3 верных ответа и 1 неверный.

0 баллов – любые другие ответы.


Часть 2 (Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, УУД)

Комплексное задание «Цветок кактуса»

Прочитай представленный ниже текст. Постарайся понять, о чём в нём рассказывается. При выполнении заданий будь внимателен, пользуйся для работы текстом произведения.

ЦВЕТОК КАКТУСА

Мария Скребцова

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребёнком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.

Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. “Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. “А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слёзы дают нам столько свежести!?

Его мать сердилась и ворчала: “Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!”

Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождём, а ночами — с далёкими звёздами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...

“Другие! Вот бы увидеть их!” — мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: весёлые и печальные, тревожные и даже страшные.

“Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами”, — вздыхал мечтатель.

“Ха-ха-ха”, — смеялись звёзды. “Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда”, — так говорили звёзды.

“Пески рассказывают, что люди знают всё на свете. Они не молчат, как мы...”, — размышлял кактус.

“Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа”, — говорили кактусу звёзды.

“Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!” — спрашивал кактус.

И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: “Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...”

Кактус понял, что говорят о нём. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нём действительно выступили капли слёз, просочившиеся через частые иглы. “Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?” — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! “Да, видно он один здесь такой, нежный!” — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.

Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: “Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!” — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.

“О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении”, — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.

Была ночь. Небо, усыпанное звёздами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звёздном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звёзды говорили кактусу: “Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив”.

Ответь на вопросы и выполни задания.

1 задание:

а) К какому жанру ты отнесёшь это произведение? Выбери ответ. Отметь его V.

  • рассказ
  • сказка
  • быль

б) Докажи свой ответ. Запиши свое доказательство.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2 задание:

Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Отметь один верный ответ  V.

  • С кактусом в пустыне никто не разговаривал.
  • Солнце, пески, ветер, редкий дождь, звёзды пели кактусу песни о мире, о людях, о жизни других…
  • Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел, что люди уходят из пустыни.
  • Все кактусы в пустыне были с мягкими нежными иглами.

3 задание:

В сказке главный герой – Кактус. Автор называет его разными словами.  Попробуй продолжить  этот ряд. Найди в тексте еще 2 слова.

Кактус, ___________________________________________________________

4 задание:

 Выпиши из текста предложение, которое подтверждает, что кактусы воспитывались  в строгости.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5 задание:

Какими были люди в представлении песков, звёзд, кактуса? Соедини  части высказывания, чтобы они соответствовали тексту.

люди в представлении песков

                               

люди в представлении звёзд    

люди в представлении кактуса

6 задание:

«Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми… (кактусами)».

Такими словами встретили люди пустыню и ее жителей. Попробуй и ты вспомнить признаки этих природных сообществ: пустыни и луга. Прочитай каждое высказывание и запиши его номер под нужной иллюстрацией.

  1. Растения имеют толстые, мясистые стебли и колючки вместо настоящих листьев.
  2. Способность всех без исключения животных,  долгое время обходиться без воды.
  3. Обилие растительной пищи и насекомых.
  4. Обильные осадки.
  5. Температура на солнце достигает + 60 С .
  6. Ярко выражены времена года.
  7. На карте она обозначается оранжевым цветом.
  8. Животные ведут ночной образ жизни.
  9. Прекрасное место для выпаса скота.
  10. Осадки редки.

7 задание:

 Кактус вел разговоры со звёздами, песками и ветрами. С кем ещё бы мог поговорить кактус в пустыне? Запиши названия двух растений и двух животных, проживающих в этой местности. Определить собеседников тебе помогут иллюстрации. Рассмотри их, выбери представителей пустыни.

       

 


       

Растения: _________________________________________________________

Животные: _______________________________________________________

8 задание:

 «А небо – это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?» О чем идет речь в этих строках? Запиши свое предположение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9 задание:

а) Рассмотри иллюстрации.  Узнал ли ты эти растения?

                                                                                                                                                             

                                                                     

Впиши их названия.

1 растение  _______________________________________________________

2 растение _______________________________________________________

3 растение________________________________________________________

б) Вспомни основные части растения.  Представленные на фото растения  очень похожи друг на друга одной из своих частей. Чем они похожи? Выбери ответ, отметь его V.

  • корень;
  • стебель;
  • листья;
  • цветы;
  • плоды;
  • семена.

10  задание:

Восстанови правильный порядок событий сказки. Расставь цифры в плане.

Разговоры кактуса с обитателями пустыни.

Душа кактуса.

Кактус и люди.

Семья кактуса.

11  задание:  

Автор говорит: «Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей».  Замени выделенные слова, словом, подходящим по смыслу. Свой ответ отметь V.

  • обрадовался
  • испугался
  • побледнел
  • развеселился

12  задание:

 Перед тобой слова, взятые из текста произведения. Распредели эти слова в предложенные группы. Попробуй дополнить каждую группу своими примерами. Допиши в каждую группу по 2 слова.

Семья, сердце, редко, песок

  •  проверяемая безударная гласная в корне слова:____________________

_____________________________________________________________

  • непроверяемая безударная гласная в корне слова:___________________

_____________________________________________________________

  •  парная согласная в корне слова: _________________________________

_____________________________________________________________

  •  непроизносимая согласная в корне слова:  ________________________

_____________________________________________________________

  •  другое (укажи название орфограммы): ___________________________
    _____________________________________________________________

13  задание:

 В каких случаях, оценивая поведение человека, говорят, что он колючий,  как кактус? Выбери подходящий ответ из списка. Отметь его V.

  • когда человек небрит;
  • когда человек сделал такую причёску, которая напоминает иглы кактуса;
  • когда человек на добрые слова других людей сердится, отвечает резко, старается обидеть своего собеседника;
  • когда человек надевает одежду зелёного цвета.

14  задание:

 В сказке цветок кактуса люди назвали белоснежным чудом.

а) Разбери по составу слово белоснежное, определи часть речи, к которой относится это слово.

__________________________________________________________________

           б) подбери ещё одно слово с таким же составом, но другой части речи.

__________________________________________________________________

          в) составь и запиши  предложение со словом, которое ты подобрал.

__________________________________________________________________

15  задание:

 Перечитай последний абзац произведения. Звёзды объяснили кактусу, что теперь он стал счастливым. Почему это произошло, выбери один ответ. Пометь его V.

  • кактус помирился со своей семьей;
  • кактус видел людей и открыл им свою душу;
  • в пустыне пошёл дождь;
  • звёзды рассказали ему новую историю о людях.

16  задание:

 а) Кактус задает вопрос: «Душа! Что это? Есть ли это у нас, кактусов?!». Смог ли кактус ответить на эти вопросы? Выбери ответ, отметь его V.

  • да
  • нет

б) В чем заключалась душа кактуса? Как ответишь ты на этот вопрос? Выбери ответ, отметь его V.

  • в его колючках;
  • в его благоухающем цветке;
  • ни в чём, в сказке нет ответа на этот вопрос.

План комплексной итоговой работы

«Цветок кактуса»

№ задания

Объект оценки, умения

Тип задания

Максимальный балл

1 а)

Предметные умения:

определять жанр литературного произведения.

Общеучебные умения:

Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

ВО

1 балл

1 б)

Предметные умения:

Формулировать, основываясь на тексте простые выводы.

Понимать текст, опираясь на его жанр.

Общеучебные умения:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить рассуждение в форме простых суждений об объекте.

Строить речевое высказывание в  письменной форме.

РО

2  балла

2

Предметные умения:

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

ВО

1 балл

3

Предметные умения:

Работать со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

КО

1 балл

4

Предметные умения:

Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста.

Общеучебные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Понимать информацию, представленную в неявном виде.

РО

2 балла

5

Предметные умения:

Интегрировать, содержащиеся в разных частях текста детали сообщения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

КО

2 балл

6

Предметные умения:

Различать изученные объекты и явления живой  и неживой природы.

Общеучебные умения:

Осуществлять  классификацию по заданным критериям.

Работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.

РО

1 балл

7

Предметные умения:

Различать изученные объекты живой  природы.

Общеучебные умения:

Работать с информацией, представленной в разных форматах: рисунок.

Осуществлять анализ  объектов с выделением существенных признаков.

Группировать объекты, выделяя их существенные признаки.

РО

2 балла

8

Предметные умения:

Узнавать изученные объекты неживой природы.

Общеучебные умения:

Понимать информацию, представленную в неявном виде.

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

Строить речевое высказывание в письменной форме.

РО

2 балла

9 а)

Предметные умения:

Узнавать изученные объекты живой  природы.

Общеучебные умения:

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделения его существенных признаков и их синтеза.

ВО

1 балл

9  б)

Предметные умения:

Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков.

Общеучебные умения:

Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям.

Обобщать объекты на основе выделения сущностной связи.

ВО

1 балл

10

Предметные умения:

Делить текст на части и составлять простой план.

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

РО

2 балла

11

Предметные умения:

Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас.

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

ВО

1 балл

12

Предметные умения:

Применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Проводить классификацию по заданным критериям.

Владеть общим приемом решения задач.

КО

2 балла

13  

Предметные умения:

Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

ВО

1 балла

14 а)

Предметные умения:

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс.

Определять часть речи по ее грамматическим признакам.

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

РО

1 балл

14 б)

Предметные умения:

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс.

Определять часть речи по ее грамматическим признакам.

Общеучебные умения:

Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям.

Владеть общим приемом решения задач.

РО

1 балл

14 в)

Общеучебные умения:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

15

Общеучебные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

Устанавливать причинно-следственные связи.

ВО

1 балл

16 а)

Общеучебные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста

Устанавливать причинно-следственные связи.

ВО

1 балл

16 б)

Общеучебные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи.

ВО

1балл

Примечание:

ВО – выбор ответа;

РО – развёрнутый ответ;

КО – краткий ответ.

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексного задания

«Цветок кактуса»

№ задания

Критерии оценивания

1 а)

1 балл, если ученик выбрал ответ «сказка»

0 баллов, если выбраны любые другие случаи.

1 б)

1 балл, если ученик дает развернутое доказательство того, что данный текст является сказкой (указываются признаки жанра сказки: неодушевленные предметы разговаривают, размышляют, плачут).

0 баллов, если ученик не смог привести аргументированные доказательства своего выбора.

2

1 балл, если ученик выбрал ответ: Солнце, пески, ветер, редкий дождь, звёзды пели кактусу песни о мире, о людях, о жизни других…

0 баллов, если выбраны любые другие ответы.

3

2 балла, если ученик нашел все слова называющие кактус: десятый ребенок, мечтатель

1 балл, если ученик нашел 1 слово из двух: десятый ребенок или мечтатель, или он выписал такие слова: цветок, мечтатель; или такие слова: цветок, десятый ребенок.

0 баллов, если ученик нашел слово цветок, или не нашел таких слов, или выписал любые другие варианты.

4

2 балла, если ученик выписал следующее предложение: Им полагалась лишь капелька влаги в неделю.

1 балл, если ученик, не искажая смысла данного предложения, записал его своими словами.

0 баллов, если ученик выписал любые другие варианты предложений или сделал свои записи.

5

1 балл, если ученик соединил все правильно: Люди в представлении песков (Люди знают все на свете. Они не молчат, как мы…); люди в представлении звёзд (Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто им делает больно…); люди в представлении кактусов (Люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении.)

0 баллов, если допущены ошибки.

6

3 балла, если ученик указал правильную последовательность чисел: луг – 3, 4, 6, 9; пустыня – 1, 2, 5, 7, 8, 10.

2 балла, если ученик допустил по одну ошибку в последовательности чисел.

1 балл, если ученик допустил две ошибки в последовательности чисел.

0 баллов, если ученик допустил более 2-х ошибок в последовательности чисел.

7

1 балл, если ученик верно указал представителей растений и животных пустыни (круглоголовая ящерица, сайгак, тушканчик, саксаул, верблюжья колючка, верблюд). Возможны различные комбинации среди представителей животных.

0 баллов, если допущены ошибки при выполнении задания.

8

1 балл, если предположение ученика верно: речь идет о дожде.

0 баллов, если ученик написал любые другие варианты.

9 а)

1 балл, если ученик верно опознал все растения: кактус, сосна, ель.

0 баллов любые другие варианты.

9 б)

1 балл, если ученик верно сделал выбор: листья.

0 баллов любые другие варианты.

10

2 балла, если ученик записал следующую последовательность чисел: 2, 4, 3, 1

1 балл, если ученик допустил 1 ошибку в расстановке чисел.

0 баллов, если допущено более 2-х ошибок.

11

1 балл, если ученик выбирает слово «обрадовался»

0 баллов любые другие варианты.

12

3 балла, если ученик правильно распределил слова по группам:

проверяемая безударная гласная в корне слова – семья

непроверяемая безударная гласная в корне слова – песок

парная согласная в корне слова – песок, редко

другое – семья (разделительный ь);

если правильно дописал по два примера в каждую группу.

2 балла, если ученик, выполняя действия, перечисленные выше, допустил одну ошибку, независимо от места выполняемого задания.

1 балл, если ученик допустил две ошибки, независимо от места выполнения задания.

0 баллов, если допущено более 2-х ошибок при выполнении задания.

13

1 балл, если ученик выбрал ответ: когда человек на  добрые слова других людей сердится, отвечает резко, старается обидеть своего собеседника.

0 баллов любые другие варианты.

14 а)

2 балла, если ученик разобрал слово так: окончание – ое, корень – бел и снеж, суффикс – н, буква  «о»  – соединительная гласная, часть речи – имя прилагательное.

1 балл, если ученик допустил 1 ошибку при разборе слова или  разбор проведен верно, но часть речи не указана или указана неверно.

0 баллов, если ошибок при разбое допущено более одной.

14 б)

1 балл, если ученик верно подобрал слово такой же структуры другой части речи (например существительное, мясорубка, газонокосилка и др.)

0 баллов, если при выполнении допущены ошибки в структуре слова или определении части речи.

14 в)

1 балл, если ученик верно составляет предложение, используя слово, которое он подобрал в предыдущем задании.

0 балов, если предложение составлено неверно или в предложении отсутствует слово, подобранное учеником ранее.

15

1 балл, если ученик выбрал: кактус видел людей и открыл им свою душу.

0 баллов любые другие варианты.

16 а)

1 балл, если выбран ответ «да»

0 баллов любые другие варианты.

16 б)

 1балл, если выбран ответ: в его благоухающих цветах.

0 баллов любые другие варианты.

Итого

29 баллов максимальный результат (100%)

Интернет-источники

http://www.dobrieskazki.ru/priroda.htm  текст «Цветок кактуса»;

http://img-fotki.yandex.ru/get/15/svm0902.0/0_be4b_724496f9_-1-L  луг

http://www.mine-engineer.com/hobby/photo/Desert/images/CactusField-Small.jpg  пустыня

http://museum.stavsu.ru/Image.ashx?ID=8071  сайгак

http://img.rian.ru/images/6861/03/68610351.jpg тушканчик

http://attachments-blog.tut.by/526/files/2007/08/0012-1s.jpg ромашка

http://club.itdrom.com/files/blog/beautiful/5113_3.jpg бабочка

http://img-fotki.yandex.ru/get/3000/nuharik.0/0_1cbde_5d155644_L кузнечик

http://museum.stavsu.ru/Image.ashx?ID=247 круглоголовая ящерица

http://pustini.ru/bwm/korablipustini/foto/1.jpg верблюд

http://img-fotki.yandex.ru/get/2/svetlanalezhnyova.b/0_109ce_eb0a11e4_XL клевер

http://img-fotki.yandex.ru/get/4804/sokolof-film69.3e/0_49ac1_347cfb2b_L божья коровка

http://bhand.e-gloryon.com/userdata/images/9-web.jpg колокольчик  http://www.bonsaisale.net/asset/image/972/sbig/DSC02151_________________.jpg кактус

http://www.kalitva.ru/uploads/posts/2010-01/1263643659_a19947c066bb.jpg сосна

http://ona-zdes.ru/images/firstfolder/315.jpg ель

http://www.indostan.ru/blog/foto-video/1673/29241_6.jpg саксаул

http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/uploads/posts/2010-04/thumbs/1272120204_rastenie-verblyuzhya-kolyuchka_dzhantak.jpg верблюжья колючка

Библиографические источники:

1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1; под ред.   Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

2. Планируемые результаты начального общего образования; под ред.  .   Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная итоговая работа в соответствии ФГОС

Комплексная итоговая работа состоит из заданий по чтению, письму, математики, окружающего мира за 1 класс...

Комплексная итоговая работа в 1 классе ФГОС

Контрольно-измерительный материал разработан на основе ФГОС и содержит проверку техники чтения "про себя", и заданий по литературному чтению, математике, русскому языку и окружающему миру.. Контрольна...

ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФГОС ДЛЯ 1,2,3,4 КЛАССА

Содержатся контрольно-измерительные материалы по ФГОС для начальной школы по математике и русскому языку....

Комплексные итоговые работы для 4 классов, реализующих ФГОС

Комплексные итоговые работы. Пояснения даны в пояснительных записках....

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....