Главные вкладки

    Рабочая программа (1 класс) по теме:
    Рабочая программа курса "Чудо-шашки".

    Пантелеева Марина Алексеевна

    Рабочая программа  кружка шашек для 1 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabochaya_programma_po_shashkam.docx20.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа курса «Чудо-шашки».

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

            Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

            В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

            При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца, вручаются классификационные билеты, даются задания на лето.

            Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.

            Каждый кружковец старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со школьниками.

            Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.

            Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста  к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

            Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

            Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

    ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

            План начального периода обучения рассчитан на подготовку шашистов IV разряда из числа ребят, уже знакомых с основными правилами шашечной игры.

            Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

            Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

            Преподаватель (тренер) должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

            Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шашиста.

            Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

            Подготовка шашистов III разряда строится по тому же принципу и с тем же расписанием, что и первый год обучения, - два раза в неделю по два часа. Большие темы разбиваются на отдельные двухчасовые занятия. Однако теоретическому материалу и его анализу придается большое значение. Учащихся знакомят с более сложными элементами шашечной игры, дают конкретные понятия о ее стратегии и тактике, об оценке позиции, расчете и выборе вариантов. Преподаватель не должен опасаться анализа с занимающимися отдельных дебютных систем, которые вызывают у специалистов споры, так как эти примеры расширяют комбинационные способности шашиста и могут явиться иллюстрацией для критического, самостоятельного понимания разнообразных положений на шашечной доске.

            В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.

            

    Цель программы:

     • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

    Задачи:

     Обучающие:

     • Обучение основам шашечной игры;

     • Подготовка квалифицированных спортсменов;

     • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

     Воспитательные:

     • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

     • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

     • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

     Развивающие:

     • развитие стремления детей к самостоятельности;

     • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

     • Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

    Тематическое планирование.

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    1.

     История развития шашек.

    2

    2.

    Русская шашечная школа.

    2

    3.

    Правила шашечной игры.

    2

    4.

    Что изучает теория шашечной игры.

    2

    5.

    Турнирная дисциплина, правила соревнований.

    2

    6.

    Основы шашечной игры.

    1

    7.

    Основы шашечной игры: сила флангов.

    1

    8.

    Основы шашечной игры: как выиграть шашку.

    1

    9.

    Основы шашечной игры: как пройти в дамки.

    1

    10.

    Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии.

    1

    11.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске.

    1

    12.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция.

    1

    13.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка.

    1

    14.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске:  зажим.

    1

    15.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске:  жертва.

    1

    16.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске:угроза.

    1

    17.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске:окружение.

    1

    18.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске:роздых.

    1

    19.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске:самообложение.

    1

    20.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание).

    1

    21.

    Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр.

    1

    22.

    Комбинации.

    3

    23.

    Комбинации:комбинация для прохождения в дамки.

    1

    24.

    Комбинации: комбинация для получения материального преимущества.

    1

    25.

    Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции.

    2

    26.

    Комбинации:комбинация для достижения ничьей в худшей позиции.

    2

    27.

    Окончание.

    1

    28.

    Окончание:нормальные окончания.

    2

    29.

    Окончание:  треугольник Петрова.

    2

    30.

    Окончание:три дамки против дамки с простой.

    2

    31.

    Окончание:эстафетные окончания.

    1

    32.

    Тренировочные и соревновательные турниры.

    10

    33.

     Анализ сыгранных партий.

    3

    34.

    Решение задач и комбинаций.

    5

    35.

    Сеансы одновременной игры.

    5

    Количество часов в неделю-2ч. Итого-66ч.

    Ожидаемые результаты.

    Знание теории и практики шашечной игры.

    Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

    Умение моделировать комбинации игры.

    Овладение элементарными навыками игры в шашки.