Исследовательский проект в системе интегрированных технологий
статья по теме

Малкова Татьяна Анатольевна

 

Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач нашей школы  передо мной встал вопрос: «Как организовать деятельность учащихся с нарушением зрения на уроках  и во внеклассной работе».

    Инновационный поиск новых средств, привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны исследовательские, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_sisteme_integrirovannyh_tehnologiy.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

   

Исследовательский проект в системе интегрированных технологий.

    Трудно назвать другое школьное звено, которое обладало бы таким широким, как младшее звено, диапазоном межпредметных связей, имело бы такое разнообразие форм и средств обучения.

    Процесс формирования познавательного интереса к предмету  происходит под влиянием многих факторов. Одним из этих факторов являются межпредметные связи.

     Межпредметные связи важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Самая эффективная в наше время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки.

     Над данной проблемой работает и наша творческая группа.

    Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач нашей школы  передо мной встал вопрос: «Как организовать деятельность учащихся с нарушением зрения на уроках  и во внеклассной работе».

    Инновационный поиск новых средств, привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны исследовательские, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

     Среди разнообразных направлений современных методик и технологий лучше подходит метод проектов.

    Почему мной из разнообразия инновационных направлений был выбран метод проектов? Это было сделано по нескольким причинам:

  1. во-первых, потому, что проекты сплачивают детей, развивают
  2. коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и развивают ответственность за совместную работу;
  3. во- вторых, потому, что объединяют предметы, т.е. интегрирует их.

    Учитывая, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, мы недолжны, забывать о том, что при нарушении зрения, особенно в раннем детстве, заметная ограниченность чувственного опыта препятствуют нормальному процессу познания: (восприятию, сравнению и обобщению конкретных предметов и их образов.  И поэтому я организую проектную деятельность на уроках, во внеклассной и воспитательной работе).

      В своей работе использую несколько типов проектов.

    Но сегодня мы поговорим об  исследовательской деятельности, а затем её использование в учебном процессе, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей.  Сейчас я немного остановлюсь на алгоритме работы над исследованием.  Исследовательская деятельность состоит из 3 этапов.

1слайд

I этап. Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

  1. формирования интереса к данной теме;
  2. создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности. 

2слайд

2этап организация исследовательской работы

  1. Выбор темы и постановка целей, выдвижение гипотезы (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование).
  2. Определение количества участников исследования (индивидуально или группами) и сроков работы

3 слайд

3 этап исследовательская деятельность

Определение источников информации.

        Выработка плана действий (как можно это сделать?).

4слайд-14слайд

Подумать

Спросить у взрослых

Найти в книге

Понаблюдать

Посмотреть по телевизору

Проведи эксперимент

Найди в интернете

Фиксировать информацию различными способами

Планирование итогового продукта

Оценка работы

      В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Слайд15

Предварительно перед уроком окружающий мир я провела анкетирование с целью, выяснить, готовы ли они к исследовательской деятельности и по какой бы теме они хотели бы провести исследование. Как показало анкетирование, все дети готовы к исследованию.

Слайд16-17

     При проведении урока окружающий мир на тему: «домашние животные» в 1ом классе принесла в класс живую кошку. Натуральная наглядность так обзовём этот предмет является определяющей в процессе чуственного познания. Она готовит базу для понятийного мышления, во многом определяет его объективность и степень обощненности отражения действительности.  Предложила детям внимательно обследовать её, называя при этом все части тела кошки. Каждый ученик проводит руками от головы до конца хвоста, обследует её мордочку, лапки и хвост, гладит её, чтобы проверить, как слышит кошка, ребята скребут рукой под партой, а другие с помощью осязания наблюдают за ушами кошки, отмечают, что она прислушивается.

    Затем я опустила кошку на пол, и дети слушают, как она ходит. Оказывается, она ходит неслышно. Дети обследуют лапки кошки и устанавливают, что на лапках у нее мягкие подушечки и кошка когда ходит , то прячет когти. Дети поят кошку молоком из блюдечка, слушают, как она лакает молоко. Наблюдают за характерной позой кошки, когда она сидит, «умывается», готовится к прыжку, как она играет с бумажкой.

Слайд18

   В конце урока обобщаются, полученные знания и коллективно составляется план о внешнем виде и повадках кошки для последующего устного рассказа:

  1. Какая шерсть у кошки ?
  2. Какие у неё лапки, мордочка и хвост?
  3. Что она любит есть?
  4. Где она спит?
  5. Как и чем играет?
  6.  Какую пользу она приносит человеку?

    Всё это ребятам позволяет почувствовать себя в роли исследователей они знакомятся с внешним видом предмета, его существенными признаками, формой, размером, соотношениями частей , характерными для него движениями, отмечают элементы осязательного восприятия, мягкость, гладкость. Запоминают цвет предмета,  а дети, имеющие остаточное зрение, воспринимают его зрительно. Мне очень важно научить ребят с остаточным зрением умению сравнивать предметы по признакам сходства и различия, правильно их обобщать и объединять в определенные группы. Всё это помогает детям разобраться в сложных процессах и явления действительности. Чтобы направить внимание детей на различные признаки предметов. Я ставлю перед учениками новые задачи описать внешний вид животного так, чтобы на основе такого описания другие ученики могли представить и определить её и т.д. ребята оживляются в процессе восприятия предметов, задают много вопросов, охотно сами ищут ответы на поставленные вопросы. При изучении домашних животных составляются таблицы на которых помещаются 3-4 рельефных рисунка с надписями названий животных. Это делается для того, чтобы они смогли сопоставить их по величине, сравнить форму отдельных частей, выделить характерные признаки для каждого из них.

Слайд19

Беря за основу уникальность младшего школьного возраста. Я попыталась создать ряд нетрадиционных уроков , которые способствуют формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, в мире подражания животным, ощущать радость, уметь владеть своим телом, развивать чувство ритма. Создать атмосферу эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, и творческой активности. Именно интерес детей, их исследовательская работа служит главным мотивом, побуждающим  активизировать в физических упражнениях повадки животных

Вашему вниманию я предлагаю отрывок из урока физической культуры, и музыки.  

На материале данного исследования дети мысленно объединяют, все свои знания по данной теме и у них создаётся целостное представление о предмете.  Усвоенные таким образом названия были вполне достаточны для того, чтобы дети могли уловить общий смысл услышанного, прочитанного, но, а самое главное это всё служит основой для построения самостоятельных суждений.

Положительные результаты интеграции

Обобщая плюсы и минусы «Проектного метода в системе интегрированных технологий» хочу отметить положительные результаты в своей работе.

Интеграция помогает мне:

  1. развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  2. расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
  3. стимулирует к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;
  4. получить качественно новый педагогический результат;
  5. увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;
  6. определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
  7. т.о. в специальных коррекционных образовательных учреждениях 3-4 вида очень важно правильно отрегулировать соподчинённость всех составляющих интегрированных технологий с учётом возраста детей, динамики протекания патологических процессов, выявить недостатки изолированного преподавания предмета. Такая направленность эффективно решает задачи компенсации дефектов, социально-трудовой адаптации и реабилитации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Итак, исследовательский проект  в системе интегрированных технологий многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Планеты Солнечной системы"

Исследовательский проект "Планеты Солнечной системы" составлен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"...

Научно – исследовательский проект по внедрению здоровьесберегающей технологии через организацию физкультминуток на уроках

Проектная работа на тему «Влияние физкультминуток на здоровье ученика» была выбрана с целью раскрытия роли движений в развитии психики и интеллекта ученика. Поэтому, цель моей работы - изучить р...

Интегрированный урок-проект "Солнечная система"

Разработка учебного занятия с использованием новых образовательных технологий...

Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.

Опыт совместной практико-ориентированной и исследовательской деятельности ГБОУ СОШ и районного Дома детского творчества...

Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.

Задача учителя – привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе использования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента и личн...

Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский  проект  Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...

Реализация поисково-исследовательского проекта «Тело человека» (интегрированный урок)

Данный урок проводится на основе интеграции трёх предметов: математики, окружающего мира и физкультуры. Урок рассчитан на 40 минут. Технология обучения: развивающее обучение Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...