Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.
статья

Карпова Юлия Николаевна

 Задача учителя – привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе использования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента и личных наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.

Из опыта работы

Современное образование основывается на принципах устойчивого развития, а именно «….мыслить глобально, действовать локально…»

Одним из механизмов обновления системы стало ведение в практику образования современных образовательных технологий: технологии проектной исследовательской деятельности учащихся, технологии проблемного обучения, игровые технологии, валеологические технологии.

Имея более чем 20-летний опыт сотрудничества с дополнительным образованием, в настоящее время особенное место в моей педагогической работе занимает исследовательская деятельность учащихся. Исследование в отличии от проекта не предполагает создания заранее планируемого продукта. Исследование - всегда поиск с большой долей самостоятельной работы учащихся.

Исследовательские работы моих учащихся в основном носят краеведческую или экологическую тематику, так как в рамках внеурочной деятельности у нас есть занятия по краеведению и экологии. Чаще всего наши исследования носят коллективный или групповой характер, при этом каждый участник вносит свой вклад в общее дело. Одним из важных факторов в исследовании является выбор темы, мы берем те темы, которые интересуют детей и затрагивают вопросы истории, природы нашей местности. Вместе с педагогами дома творчества мы стараемся подвести участников будущего исследования к вопросу: «Что нового в этой теме ты сможешь «открыть» сам?». Также совместно с коллегами из Дома творчества мы подбираем ресурсную базу для работы по выбранной в исследовании методике. Примером может быть «Исследование экологического состояния Звериницкого пруда», расположенного на территории школы.

Для проведения практической части исследования были использованы цифровой микроскоп и цифровая лаборатория. Дети сами смогли обнаружить и сфотографировать мелких беспозвоночных, без сложных опытов определить количество кислорода и кислотность воды.

Я считаю, что в таких вопросах просто необходимы профессиональные консультации и разъяснения педагогов дополнительного образования.

Особая ценность краеведческих и экологических исследований в том, что они носят метапредметный характер и способствуют развитию  всех групп компетентностей:

Мотивационных: повышает внутреннюю мотивацию, развивает практические способности, умение делать собственный обоснованный выбор,

Функциональных: учит оперировать научными знаниями, использовать разные источники информации для проведения работы и собственного развития.

Социальных: непосредственно связаны с общением, способствует сотрудничеству и взаимопониманию, приобщение к общественным ценностям.

Также в эколого-краеведческом образовании школьников велика роль массовых экологических и краеведческих конференций, праздников, выставок, конкурсов, ролевых игр. Участвуя в массовых мероприятиях, дети психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношения людей и общества к природе, учатся овладевать приёмами общения, развивают творческие способности.

Главная задача учителя – привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе использования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента и личных наблюдений

Таким образом, основной результат эколого-краеведческого образования при тесном взаимодействии основного и дополнительного образования предполагает осознанную социально значимую деятельность, направленную на гармонизацию отношений человека с окружающей средой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Организация взаимодействия основного и дополнительного образования с учащимися начальных классов по типу элективных курсов.

В статье говорится о  форме работы с детьми нашего Дома творчества  по типу элективных курсов – «Клуб юных мастеров». Основа деятельности клуба – объединение детей, занимающихся разными вида...

Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Взаимодействие уч-ся дополнительного образования

Внеурочная деятельность. Её основные направления и виды деятельности....

Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.

Опыт совместной практико-ориентированной и исследовательской деятельности ГБОУ СОШ и районного Дома детского творчества...