Выступление на ШМО: "Проектная деятельность как средство формирования УУД"
статья по теме

Выступление на ШМО учителей школы. Теоретическая часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО «Проектная деятельность как средство формирования УУД»

Подготовила и выступила учитель начальных классов Портнова Л.И.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

 «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

 1. Мотивационный этап

 2.Этап планирования

 3.Информационно - аналитический этап

 4.Этап реализации проекта

 5.Защиту   проекта

 6.Рефлексивный этап

Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.

Всё это может дать работа над проектом. Одним из путей достижения успеха моими учениками  я считаю проектную деятельность .Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. 
Тема нашего первого проекта была рождена из практической задачи, взятой из учебника «Мы и окружающий мир» .  На  уроке  учащиеся решили  провести опыт с посадкой и выращиванием рассады для пришкольного участка.  Проект – творческий, коллективный, долгосрочный мы назвали  « Вырастим цветы в подарок школе».  Нам очень хотелось  вырастить самые красивые цветы, чтобы 1 сентября они радовали своим цветением, получить навык исследовательской работы. Актуальность темы в том, что предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок вырастил свой сорт цветов. Структура  проекта – блок теоретических знаний, практическая деятельность,  опытно – экспериментальная работа.
Доминирующая  деятельность в проекте – учебно –исследовательская, творческая и поисковая. На подготовительном этапе мы заручились поддержкой  родителей. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали сами учащиеся в ходе работы над проектом. Темы:1.Из истории цветов. 2 Желтый, красный, голубой - выбирай цветок любой 3.  По страницам Красной книги 5. Литературная страница 6. Цветочный этикет 7. Презентация.
В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта.
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, который был значим и интересен для детей. Дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых.  Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях. 

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции, совместная работа очень сдружила учеников. . И всё это время  дети  были так заинтересованы общим делом, что старались прийти пораньше. Все 14 семей учеников нашего класса «горели» вместе с нами. Дети были  готовы и хотели выполнять коллективно следующий проект. 
В четвёртом классе мы готовили два проекта. Первый – «В мире профессий». Дети сами выбирали для себя тему: «Сладкие профессии», «Опасные профессии», «Кто делает города красивыми?», «Музыкальные профессии» и т. д.  В конце 1 четверти состоялась защита своего проекта. Во время защиты использовалась игра, презентация, фотовыставка, на глазах у зрителей один ученик демонстрировал работу кондитера: украшал торт.
 Во второй четверти  мы подготовили  следующий проект: «Заповедники России». Он создан как итог большой работы по экологическому воспитанию учащихся в начальной школе. Его цель - формировать у учащихся экологические знания и культуры через:

  1. знание экологических проблем;
  2. знание основ поведения человека в природе;
  3. умение предвидеть последствия своих действий в природе;
  4. ориентацию на общечеловеческие ценности в поведении в жизненных ситуациях.


Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках при выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:

1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

2.   Не сдерживайте инициативы детей;

3.   Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4.    Не спешите с вынесением оценочных суждений;

5.    Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

В начальной школе,  используя  на уроках проектную  деятельность, учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные действия:

– научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

– размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

– принимать самостоятельные аргументированные решения;

– самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины;

– активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы;

– взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Литература:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения). 

3.     Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.-152с.

2.     Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010.

3.     Господникова  М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"

Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

Выступление на ШМО. «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Разработка выступления на ШМО на тему «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики» в рамках педагогической практики "Фор...