Разработка урока по курсу ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс) на тему

 Разработка урока №22 Семья в исламе по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы исламской культуры".Цель - формирование представлений о мусульманской семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.urok_22_semya_v_islame3.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы исламской культуры»)

Составила:Яким Е.Р.,

                       учитель МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»

Модуль: "Основы исламской культуры"

Класс: 4.

Урок:  22.    

Подготовка к уроку:

Отбор дидактических единиц:1)Введение в исламскую духовную традицию 2) Семья в исламе3) Нравственные ценности ислама

Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока: Формирование представлений о мусульманской семье, о роли семьи в жизни человека.

Задачи урока:
           

Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями

 Расширить знания учащихся о семье..

Развивать у учащихся уважение к семейным ценностям.

Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.


Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником,.

Основные термины и понятия: Семья. Махрам.

План урока:

1.Что такое мусульманская семья?

2.Качества семьянина

Оборудование:  мультимедиа, учебники, цитаты, пословицы, сказка «О счастье»(учебник или  ("Талисман",) карточки( с рисунками (солнце, звезда, свеча, жемчужина), ватман, фломастеры.

                                                           

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Предметные

Духовно- нравственные

1.Организационный момент:

Тихая классич. музыка. Презентация. Слайд Счастливая улыб.семья и слова: «……- где человек должен учиться творить добро…»

В Сухомлинский Как выдумаете, какое слово здесь пропущено?(СЕМЬЯ)

2 Сообщение темы и цели урока 

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О семье)
Сегодня, на уроке мы с вами поговорим не только о семье в целом, но и об особенностях и традициях в исламской семье.
3.
 . Работа в группах.  Игра "На что похожа семья" Каждая группа получает карточку и рисует один символ семьи.( Солнце, свеча..) Дается время для подготовки.
Дети каждой группы должны поочередно назвать по одному эпитету, характеризующему семью, используя картинку своей группы

Внимательно смотрят на слайд и предлагают варианты ответов.











Находят ответ, предлагают темы












Выбирают картинку-символ, характеристику картинки

(лучистая, сияющая)

Выступления в группах




Умения излагать свою т.зрения












Овладение логическими действиями анализа











Овладение логическими действиями анализа, умение договориться со распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Наличие работы на результат












Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний









Развитие навыков сотрудничества, Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия








Понимание значения нравственности











Понимание значения нравственности, значение выстраивания конструктивных отношений в семье

Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье








Воспитание ценностного отношения к семейным традициям









Ценностное отношение к труду и творчеству






4 Как появилось слово «СемьЯ». Что оно значит

(Значение цифры 7)

Варианты ответов детей Семь Я

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

Осознание своей этнической принадлежности, наличие работы на результат

Осознание ценности человеческой жизни

Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье

5. Работа по группам

Продолжи фразу..Семья- это..

предлагают варианты ответов, слушают мнения собеседников, высказывают свое собственное

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Развитие навыков сотрудничества, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов

Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье Ценностное отношение к труду и творчеству

6. Работа со словарями и различными источниками 

Теперь мы с вами посмотрим объяснение этого слова разными авторами.

Ищут значение слова и понятия семья в словарях Ожегова, Энциклопедическом по группам, а также на листах высказывания знаменитых людей о семье

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, готовность признавать возможность существования различных т.зрения

Наличие работы на результат, развитие самостоятельности

7. . Слово учителя: "Основы мусульманской семьи".

Внимательно слушают,дополняют

Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье

8. Физминутка:

..Потянулись к солнышку, как семейные  деревца своими веточками, сначала маленькие, как рожденные в семье первенцы, затем выше, выше как руки тянутся к солнышку-маме…

Дети выполняют упражнения вместе с учителем и классом

9. . Работа с учебником. Знакомство с текстом. Каждая группа получает свой вопрос, на который они должны ответить после работы с текстом учебника.
1 группа. Как относятся мусульмане к семье?
2 группа. Как распределяются обязанности в мусульманской семье?
3 группа. Что вы узнали о традициях исламской семьи?
4 группа. Перечислите ценности мусульманской семьи

Изучающее чтение текста, поиск необходимой информации в тексте-поисковое чтение

Овладение навыками смыслового чтения, логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

Развитие навыков сотрудничества,

Понимание значения нравственности, значение выстраивания конструктивных отношений в семье

Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье

10. Дискуссия

Учитель предлагает детям прочитать пословицу: " Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Объясните смысл данной пословицы.

Можно ли эту пословицу отнести к исламской семье?
Согласны ли вы с тем, что семья - это счастье человека

Высказывается каждый ребенок, вначале можно обсудить в группах(вариант)

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям

Понимание значения нравственности значение выстраивания конструктивных отношений в семье

Уважительное отношение к родителям, Заботливое отношение  к младшим

11.Работа со сказкой Постановка задачи перед учащимися:
Прослушайте внимательно текст  сказки и предположите: Что мог ответить незнакомец? Как вы думаете, существует ли на самом деле талисман семейного счастья?
Какими должны быть муж и жена, чтобы всю свою жизнь они прожили в согласии и счастье?

В чем заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чем-либо еще?

(Дети предполагают свои варианты ответов). Выбирается более точный ответ и учитель зачитывает концовку сказки

Готовность слушать собеседника и вести диалог Овладение логическими навыками, действиями анализа, синтеза, сравнения

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям, Наличие работы на результат

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия

Уважительное отношение к родителям Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье

12. Рефлексия Перед вами изображение счастливой исламской семьи. На доске большое сердце и учитель сообщает, что это сердце счастливой исламской семьи. Учитель предлагает перечислить сокровища этого сердца.

Ученики называют (Например, любовь, терпение, гармония, доверие..)

 Овладение логическими навыками, действиями анализа, синтеза, сравнения

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям,

Бережное отношение к семье

13. Итоги урока.Домашнее задание Спасибо, дети за ваш труд, за интересный разговор, который мы обязательно продолжим на следующем уроке..Ваше домашнее задание- Опишите волшебный талисман счастья  для своей семьи и расскажите о том, как он может помочь вашей семье.

  Приложение1

Сказка «Талисман»

Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!

Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!

Стало быть, и у немо искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:

— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.

— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:

— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.

Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.

Улыбнулся на это мудрец и сказал:

— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?

— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольсто своей судьбой — редкий дар на этом свете!

— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!

Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.

Ганс Христиан Андерсен

Приложение 2«Основы мусульманской семьи».

Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми. Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. 

Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.

Слушайте слово старших.

Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.

Навещайте своих родичей.

Мусульмане не должны встречать своих детей хмурыми, сердитыми проявлять сухость и говорить им грубые слова. Дети в исламе являются частичками сердец. Важное место в исламе, рассматривая семейные отношения, отводится вопросам материального благополучия детей. Ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег.

Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь их на нужду и гибель большое преступление. Поэтому даже если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучие. Если же случается, что отец забывает свои родительские обязанности, то это относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание. Мать же, давшая жизнь ребенку никогда не оставит его. Такие нравственные добродетели в отношении детей так актуальны для некоторых наших родителей. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, ибо только в семье, в родительском доме они получают сочувствие, поддержку, любовь и теплоту родных сердец.

Сознательный родитель беспокоится за развитие своего ребенка, он изучает его окружение, друзей, интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общается с сомнительными подростками, злословит, посещает непристойные места, то в этом случае он, тактично и решительно, возвращает свое чадо на путь истинный.

Принимая во внимание все вышесказанное; можно сделать вывод, если в семье детям уделяется серьезное внимание, то дети становятся настоящими людьми, которыми гордятся не только их родители, но все общество.

Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери, в одном из хадисов сказано: Рай находится под ногами ваших матерей: Мама самый дорогой человек на земле, она всегда готова пожертвовать собой ради детей.  

Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными.

Дети должны помнить, что самое святое - это родители.

Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставится на второе место после родителей.

Выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга.
Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в родстве
махрам находиться друг с другом наедине.

Махрам - близкие кровные родственники-мужчины, с которыми Ислам запрещает женщине вступать в брак, например, отец, сын, брат, дед, дядя, племянник, а также свекор и молочный брат. Соответствующие родственники-женщины являются махрамами для мужчины

В Исламе разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством

Человек сохраняет связи со своими родственниками и ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родственникам и близким и оказания им уважения и помощи. Человек в исламе проявляет высшие нравственные качества по отношению к своим родственникам и не ждет, что ему ответят тем же.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  1. Правдивость (ас-сидк).
  2. Надёжность и верность (аль-амана).
  3. Искренность (аль-ихлас).
  4. Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  5. Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  6. Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  7. Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  8. Скромность (аль-хайя).
  9. Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  10. Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  11. Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  12. Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  13. Терпение (ас-сабр).
  14. Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  15. Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  16. Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  17. Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Семья в Исламе считается фундаментом общества. Поэтому следует заботиться о ее укреплении, чтобы на основе семьи возникла прочная социальная структура, способная противостоять любым испытаниям.

Притча «Как появилось слово СЕМЬЯ»

Как появилось слово СЕМЬЯ?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя.
- Я, я, я!
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

разработка урока по курсу ОРКСЭ "Буддизм" 4 класс

На уроке ребята знакомятся с самой древней религией - буддизмом, с жизнью, учениями  ее основателя - Ситтхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"

разработка урока по курсу ОРКСЭ ,  Тема:  "Стыд, вина извинение"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья.

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.  Урок №27 Тема: Христианская семья....