конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Мухина Светлана Валентиновна

                                              

На  этом уроке я планировала дать детям представление о назначении православного храма и его устройстве. А так же хотела познакомить с храмами Волгоградской области. Некоторым ребятам предллагалось творческое задание к уроку - найти информацию о каком-либо храме области. Читали по ролям стихотворения-памятки для девочек и мальчиков. Очень многих детей заинтересовала разница между храмами. Ребята предложили сделать совместный проект "Храмы нашего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_hram_volgograd.docx520.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Тема: «Православный храм».

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

2. Сообщение темы занятия.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

3. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

4. Творческие работы учащихся.

- А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Волгограда и Волгоградской области.

Храм Иоанна Предтечи в Волгограде находится на Центральной набережной. Рядом стоит деревянная часовня иконы Божьей Матери Иверской, построенная в 1996 году. Современное здание начали возводить весной 1998 года в парковой зоне набережной. Место постройки выбрали рядом с местом, где стоял утерянный храм. Разница составила всего 100 метров. В 2000 году он был открыт для православных прихожан.

История храма Иоанна Предтечи начинается с 1664 года, с возведения монастырской церкви. Первоначально она была деревянной, каменное здание было выстроено в 1704 году, оно стало первым каменным церковным зданием города. После Октябрьской революции 1917 года в России началась компания по разделению Церкви и Государства. В результате этой компании повсеместно закрывали церковные помещения для богослужений, а здания и церковное имущество национализировали. Большое количество культовых сооружений просто уничтожили. Так произошло и с храмом Иоанна Предтечи, в 1932 году его взорвали.

ДУБОВКА
Женский монастырь Свято-Вознесенский Дубовский Женский монастырь  в городе Дубовке Волгоградской области в подчинении Волгоградской епархии. Основан в 1871г. в виде
женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 70км от Волгограда.
6 июня 1992 года был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп
о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. Красивое мест,
поистине святое, приближает вас к самым светлым чувствам и помогает оградиться от
шумного города.

 

СЕРАФИМОВИЧ
У западной части города Серафимовича, недалеко от Дона, стоит
Дона – Усть – Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь. Момент его возведения 1652 годом и связан с благословлением св.патриарха Иоакима.  Усть – Медведицкий  монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть – Медведицкий монастырь: одни помолится, другие – воочию  увидеть достопримечательности. Среди них будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. В одной из части пещер находится главная святыня обители - «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей. Считается, что, если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.


ОЛЬХОВКА-ГУСЕВКА

Мужской Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь  остается одним из красивейших и
Посещаемых монастырей Нижнего Поволжья. Чудотворный образ Божий матери» Всех скорбящих радости». И главное - пещеры, которые по святости занимают второе место после Афона. А по количеству легенд, многие из которых получили научное подтверждение, они имеют самый таинственный подземный лабиринт в мире. Даже сами афонцы считают, что пещеры Свято-Троицкий Каменно-Бродский  монастыря  скрывают нечто необычное. За просторными тоннелями в которых монахи проводили остаток своей жизни, за удивительной подземной часовней открывается провалы,  ведущие в загадочную неизвестность. Эти галереи расходятся  в разные концы света как минимум на 300 километров. Но самое потрясающее, что площадка глубиной пятьдесят метров, до которой добираются туристы, является только первым ярусом  пещер. Подземный лабиринт продолжается и на втором, и…даже на третьем уровне.

                                  КРЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В 1693 году в нескольких километрах от станицы Кременской, на берегу Дона возник
Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Основателем Кременского монастыря стал иеромонах Никанор. Годом позже местное атаманское правление выделяет на строительство Свято-Вознесенского монастыря около 2000 десятин земли. Кременской мужской монастырь считается одним из самых старых монастырей Всевеликого Войска Донского. По одной из легенд, в начале 15 века в одной из пещер, на месте Свято-Вознесенского монастыря, здесь трудились 7 монахов, убитые разбойниками. Другая история гласит, что здесь были убиты семь братьев, промышлявших торговлей на Дону во времена Ермака. После пожертвования Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю сруба старой часовни монахи просят у Петра Первого разрешения на ее возведение. На что царь дает свое согласие. Но постройка прожила недолго – вскоре она была разобрана и сожжена, а пепел был рассеян по Дону. В 1711 году монах Капитон построил пустынь, а в 1712 году игумен Никонор начинает строительство храма во имя вознесения Господня. Строительство было закончено к 1716 году, и храм был освящен.

V. Коллективная работа.

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия?

VI. Итог занятия.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

VII. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...