Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
статья на тему

Ипполитова Елена Викторовна

Работа по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_pedsovet_konsp.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБОУ гимназия

     

Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Учитель начальных классов

Ипполитова Е.В.

Узловая 2013-2014 учебный год

  Слайд1 

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Я остановлюсь более подробно на развитии познавательных УУД через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Слайд 2

    Познавательные универсальные учебные действия включают в себя

 

1)общеучебные  действия,

2) логические действия,

3) действия постановки и решения проблемы .

 Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

  1.  Общеучебные УУД включают в себя следующие действия:
  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 

Слайд 3

Так на открытом уроке по русскому  языку по теме «Разбор слова по составу» дети сами сформулировали цели урока по наводящим вопросам учителя. Тему я объявила сама, а потом спросила: как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? Чему научиться?( узнать, что такое разбор слова по составу, научиться выполнять разбор слова по составу)

  • Поиск и выделение необходимой информации 

Слайд 4

На этапе первичного осмысления нового материала во время разбора слов по составу детям попалось незнакомое слово «рябинник». Значение этого слова  ребята нашли в толковом словаре ( у каждого ребенка есть такой словарик), я дополнила их новые знания о птице, показала фото ( межпредметные связи на уроке).

  • Знаково-символические действия – моделирование. 

Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)    

     Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; обобщать и т.д. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления  о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.     Наиболее элементарную группу составляют простые задачи.

Например: • У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них всего?  

Затем идет работа с составными задачами, в которых само условие не определяет возможный ход решения. Например:У Маши 5 яблок, a y Пети на 1 яблоко меньше. Сколько всего у них яблок?  

В дальнейшем дети знакомятся с двумя видами построения модели задачи: в виде схемы или чертежа  и в виде таблицы, которые используют при решении задач.

     На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте  это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. Например, при знакомстве с приставкой ( а дети не знают еще этого понятия, но уже знают корень и окончание) я предложила найти в слове ПЕРЕЛЁТ корень и окончание. Выясняется, что найденный способ не всегда срабатывает. Дети узнают, что слово состоит не только из корня и окончания, но и  из других частей. Вводится понятие «приставка» слова, аналогичная работа проводится и с введением понятия «суффикс». На следующих уроках уже применяются схемы слов.  

На основе анализа и сравнения  слов дети  классифицируют их в группы по признакам и вводится понятие частей речи и т.д. Ну и конечно же не обойтись без схем на этапе рефлексии. Здесь дети должны сами зафиксировать свои знания с помощью модели.

  • умение структурировать знания,
  • умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи,
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности ( на данном этапе урока русского языка я использовала вазу с цветами: красный – я все понял, узнал новое, жёлтый – я не все понял, надо еще тренироваться, синий – мне было не интересно, я ничего не понял)
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации 

слайд 5

 в процессе чтения параграфа по окружающему миру я использую с детьми такие знаки:

v – что я знаю, мне известно  

-  - противоречит читателю (я считаю, что это не так)

+ - мне нравится

? – я не знал

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ( дети на уроке русского языка составили алгоритм разбора слов по составу; на уроке математики составляли алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик: складываю единицы, складываю десятки, читаю ответ)
  1.  Логические действия включают в себя следующие:
  • анализ объектов с целью выделения признаков,
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ( составить слово к схеме) ПОКАЗ СХЕМЫ
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство,
  • выдвижение гипотез и их обоснование

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».  Учебники  содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

Я в своей работе использую такой приём как «толстые» и «тонкие» вопросы. «Толстые вопросы» задает учитель. Они более трудные, проблемные, требующие разных ответов, мнений детей. «Тонкие вопросы» задают дети по содержанию текста или по учебнику после текста.

     При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас,  карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот).

3. Постановка и решение проблем – это формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера ( Например, ставится проблема перед учащимися: как разобрать слово по составу, дети предлагают свои способы. Учитель: что для этого надо знать? Дети: правило, алгоритм разбора. Далее идет самостоятельное выведение алгоритма.  Слайд 6)

      И в заключении хочется сказать, что эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Слайд7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

Презентация "Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

Данная презентация была подготовлена для публичного выступления на городском конкурсе "Педагог года-2015".Предварительный просмотр по ссылке:  https://docs.google.com/presentation/d/1puUZMc9bPwer...

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Работа содержит понятие и виды УУД, которые необходимо для развивать у учащихся в начальной школе. Практическая значимость работы состоит в том, что в нем представлен  комплекс заданий для учащих...

Сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2-м классе

Дидактическая игра достаточно давно известна, но новый аспект состоит в том, что нужно понять, как использовать дидактическую игру для развития познавательных универсальных учебных дей- ствий. Наблюде...

Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Использование метода моделирования на различных уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников....

Исследовательская деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...