Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Миронова Ирина Александровна

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Результаты замечательные. Детям нравится - создают и защищают свои работы после первого года обучения 24% учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по проектной деятельности  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

        Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • СанПиН, 2.4.2..2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения  в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
  • Федеральный компонент  государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
  • «Концепция модернизации  российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
  • «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
  • Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)

нормативных документов Министерства образования и науки:

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Учебного плана.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.

Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).

Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса  Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данная тетрадь станет хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Теоретическая часть

24

2

Практическая часть

10

  1. защита проекта

Всего:

34

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • отвечать на вопросы по теме проекта
  • защищать свой проект
  • составлять презентаций (работа в программе МРР)
  • составлять публичное выступление
  • составлять список используемой литературы
  • использовать ресурсы Интернет при подготовке презентации
  • работать в программе Microsoft  Office Word.
  • подводить итоги в работе над проектом
  • уметь высказывать слова благодарности

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Видеть типичные ошибки проектантов и не допускать свои
  • Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
  • Выполнять тестирование, самоанализ, рефлексию
  • Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам
  • Прислушиваться к чужим советам

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.

Дополнительная литература для учителя:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

      Для обучающихся: 

Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.

Дополнительная литература для обучающихся:

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

    

Электронные ресурсы: 

  • Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  • Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
  • Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  • «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)



Предварительный просмотр:

 №

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Всего часов: 34 часа

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

Домашние задания.

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1

Кто я? Моя семья?

1

Определения себя в социуме, составление элементарного древа семьи

Научиться составлять простое древо семьи. Знать родственников.

Соблюдать традиции семьи, бережно относиться к семье.

текущий

/взаимоконтроль

УО

http://ppt-history.ru/rebenok-v-seme/

Составить родословную семьи

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

Знакомство с понятием «хобби». Выявление увлечений у ребенка.

Найти себе увлечение

текущий

/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

Составить рассказ о своем увлечении

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

Знакомство с понятиями «проект», «тема проекта».

Выбирать тему проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://unitroom.narod.ru/p30aa1.html

Определение темы проекта.

4,

Как собирать материал. Твои помощники. Этап.

1

Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник».

Определять этапы проекта

Выделять главное из множества

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/617063/

Определить помощников, этапы работы над проектом, сбор информации.

5

Повторение. Давай вспомним.

1

Закрепление изученных понятий, уточнение выбранной темы.

Искать информацию по теме

Искать информацию в разных источниках

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

сбор информации по теме проекта

6

Проблема.

1

Знакомство с понятием «проблема». Нахождение проблемы по теме своего проекта.

Определять проблему проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/624317/

Определить проблему проекта

7

«Проблема». Решение проблемы.

1

Работа по схеме: проблема -  совет -  решение - вывод

Находить решение проблемы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/624317/

Найти решение проблемы своего проекта

8

Гипотеза. Предположение.

1

Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение».

Понимать понятия «гипотеза», «предположение».

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html

Выдвинуть гипотезу по теме проекта

9

Гипотеза. Играем в предположение.

2

Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение».

Выдвижение своей гипотезы.

Выдвигать гипотезу к проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html

Черновик проекта (по пройденным темам)

10

Цель проекта.

1

Знакомство с понятием «цель». Постановка цели к теме своего проекта.

Ставить цель к проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Постановка целей к проекту

11

Задачи проекта.

Знакомство с понятием «задачи». Постановка задач по теме проекта..

Правильно ставить задачи к проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Определить задачи проекта

12

Выбор нужной информации.

1

Изучить источники информации. Понимать смысл  понятий «информация», «основная мысль».

Искать информацию в разных источниках и отбирать нужную

Оформлять папку по проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/617063/

Оформить теоретическую часть

13

Интересные люди – твои помощники.

1

Знакомство с понятием «помощники». Выбор помощников.

Определить помощников

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Сбор информации по проекту

14

Продукт проекта.

1

Знакомство с понятием «продукт проекта ». Определение конечного результата проекта – продукта.

Понимать понятие «продукт проекта»

Самостоятельно определять результат проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/proekt-yagody-ovoshchi-i-frukty-ochen-poleznye-produkty

Черновик практической части

15

Виды  продуктов. Макет.

1

Знакомство с понятием «макет ». выполнение небольшого макета (коллективно по выбору учителя)

Понимать понятие «продукт проекта»

Самостоятельно определять результат проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Продукт проекта

16

Повторение пройденных проектных понятий

1

Закрепление изученных понятий.

Понимать понятие «продукт проекта»

Самостоятельно определять результат проекта

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Черновик проекта и продукт

17 18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

2

Знакомство с понятием «визитка».  Изготовление визитки для своего проекта.

Создавать визитку – буклет проекта

Изготавливать самостоятельно

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.weblancer.net/projects/187528.html

Изготовить буклет проекта

19 20

Мини – сообщение. Семиминутное выступление.

2

Составление мини-выступления  для защиты проекта.

Составить выступление

Правильно составить выступление

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://grafika.stu.ru/html/003/uml/Other/prezentaciy%20zashiti%20kursovoi%20i%20diplomniy%20proekt.pdf

Составить выступление защиты

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

Выступление детей в классе.

Выступать перед одноклассниками

Не бояться, рассказывать не стесняясь.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Презентация защиты с помощью помощников

22 23

Играем в ученных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

2

Практическое занятие. Опыты.

Проводить опыты

Придумывать свои опыты

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Работа над проектом

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

Подготовка вопросов и ответов по теме проекта.

Отвечать на вопросы по теме проекта

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://grafika.stu.ru/html/003/uml/Other/prezentaciy%20zashiti%20kursovoi%20i%20diplomniy%20proekt.pdf

Составление предполагаемых вопросов

2526

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

2

Защита проекта на параллели 1-х классов.

Выступать перед незнакомой аудиторией

Не бояться, рассказывать не стесняясь.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Исправление ошибок

27

Повторение. Давайте вспомним.

1

Повторение  и закрепление пройденного материала.

Подводить итоги

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/proekt-yagody-ovoshchi-i-frukty-ochen-poleznye-produkty

Завершение работы над проектом (выводы, источники информации)

28

Играем в ученных. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

Практическая работа.

Искать интересное

Быть любознательным

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Найти интересную информацию

29

Играем в ученных. Получение электричества с помощью волос.  Это интересно.

1

Практическая работа.

Искать интересное

Быть любознательным

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

Найти интересную информацию

30

Играем в ученных. Поилка для цветов.  Это интересно.

1

Практическая работа.

Проводить опыты

Придумывать свои опыты

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Провести опыт и описать его

31

Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом.

1

Тест

Выполнять тесты

Выполнять самоанализ своей работы

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

Защита своего проекта

32

Памятка для учащихся – проектантов.

1

Памятка для учащихся – проектантов.

Создавать памятки по образцу

Создавать свои памятки

текущий

взаимоконтроль

УО

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/proekt-yagody-ovoshchi-i-frukty-ochen-poleznye-produkty

Защита своего проекта

33

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

1

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

Выражать свои мысли

Давать советы другим

текущий

взаимоконтроль

УО

Защита своего проекта

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Выражать свои мысли

Давать советы другим

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Защита своего проекта



Предварительный просмотр:

 №

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Всего часов: 34 часа

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

Домашние задания.

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1

Кто я? Моя семья?

1

Определения себя в социуме, составление элементарного древа семьи

Научиться составлять простое древо семьи. Знать родственников.

Соблюдать традиции семьи, бережно относиться к семье.

текущий

/взаимоконтроль

УО

http://ppt-history.ru/rebenok-v-seme/

Составить родословную семьи

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

Знакомство с понятием «хобби». Выявление увлечений у ребенка.

Найти себе увлечение

текущий

/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

Составить рассказ о своем увлечении

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

Знакомство с понятиями «проект», «тема проекта».

Выбирать тему проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://unitroom.narod.ru/p30aa1.html

Определение темы проекта.

4,

Как собирать материал. Твои помощники. Этап.

1

Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник».

Определять этапы проекта

Выделять главное из множества

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/617063/

Определить помощников, этапы работы над проектом, сбор информации.

5

Повторение. Давай вспомним.

1

Закрепление изученных понятий, уточнение выбранной темы.

Искать информацию по теме

Искать информацию в разных источниках

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

сбор информации по теме проекта

6

Проблема.

1

Знакомство с понятием «проблема». Нахождение проблемы по теме своего проекта.

Определять проблему проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/624317/

Определить проблему проекта

7

«Проблема». Решение проблемы.

1

Работа по схеме: проблема -  совет -  решение - вывод

Находить решение проблемы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/624317/

Найти решение проблемы своего проекта

8

Гипотеза. Предположение.

1

Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение».

Понимать понятия «гипотеза», «предположение».

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html

Выдвинуть гипотезу по теме проекта

9

Гипотеза. Играем в предположение.

2

Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение».

Выдвижение своей гипотезы.

Выдвигать гипотезу к проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html

Черновик проекта (по пройденным темам)

10

Цель проекта.

1

Знакомство с понятием «цель». Постановка цели к теме своего проекта.

Ставить цель к проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Постановка целей к проекту

11

Задачи проекта.

Знакомство с понятием «задачи». Постановка задач по теме проекта..

Правильно ставить задачи к проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Определить задачи проекта

12

Выбор нужной информации.

1

Изучить источники информации. Понимать смысл  понятий «информация», «основная мысль».

Искать информацию в разных источниках и отбирать нужную

Оформлять папку по проекту

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://festival.1september.ru/articles/617063/

Оформить теоретическую часть

13

Интересные люди – твои помощники.

1

Знакомство с понятием «помощники». Выбор помощников.

Определить помощников

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Сбор информации по проекту

14

Продукт проекта.

1

Знакомство с понятием «продукт проекта ». Определение конечного результата проекта – продукта.

Понимать понятие «продукт проекта»

Самостоятельно определять результат проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/proekt-yagody-ovoshchi-i-frukty-ochen-poleznye-produkty

Черновик практической части

15

Виды  продуктов. Макет.

1

Знакомство с понятием «макет ». выполнение небольшого макета (коллективно по выбору учителя)

Понимать понятие «продукт проекта»

Самостоятельно определять результат проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Продукт проекта

16

Повторение пройденных проектных понятий

1

Закрепление изученных понятий.

Понимать понятие «продукт проекта»

Самостоятельно определять результат проекта

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Черновик проекта и продукт

17 18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

2

Знакомство с понятием «визитка».  Изготовление визитки для своего проекта.

Создавать визитку – буклет проекта

Изготавливать самостоятельно

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.weblancer.net/projects/187528.html

Изготовить буклет проекта

19 20

Мини – сообщение. Семиминутное выступление.

2

Составление мини-выступления  для защиты проекта.

Составить выступление

Правильно составить выступление

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://grafika.stu.ru/html/003/uml/Other/prezentaciy%20zashiti%20kursovoi%20i%20diplomniy%20proekt.pdf

Составить выступление защиты

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

Выступление детей в классе.

Выступать перед одноклассниками

Не бояться, рассказывать не стесняясь.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Презентация защиты с помощью помощников

22 23

Играем в ученных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

2

Практическое занятие. Опыты.

Проводить опыты

Придумывать свои опыты

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Работа над проектом

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

Подготовка вопросов и ответов по теме проекта.

Отвечать на вопросы по теме проекта

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://grafika.stu.ru/html/003/uml/Other/prezentaciy%20zashiti%20kursovoi%20i%20diplomniy%20proekt.pdf

Составление предполагаемых вопросов

2526

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

2

Защита проекта на параллели 1-х классов.

Выступать перед незнакомой аудиторией

Не бояться, рассказывать не стесняясь.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Исправление ошибок

27

Повторение. Давайте вспомним.

1

Повторение  и закрепление пройденного материала.

Подводить итоги

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/proekt-yagody-ovoshchi-i-frukty-ochen-poleznye-produkty

Завершение работы над проектом (выводы, источники информации)

28

Играем в ученных. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

Практическая работа.

Искать интересное

Быть любознательным

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

Найти интересную информацию

29

Играем в ученных. Получение электричества с помощью волос.  Это интересно.

1

Практическая работа.

Искать интересное

Быть любознательным

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

Найти интересную информацию

30

Играем в ученных. Поилка для цветов.  Это интересно.

1

Практическая работа.

Проводить опыты

Придумывать свои опыты

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Провести опыт и описать его

31

Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом.

1

Тест

Выполнять тесты

Выполнять самоанализ своей работы

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-moe-hobbi

Защита своего проекта

32

Памятка для учащихся – проектантов.

1

Памятка для учащихся – проектантов.

Создавать памятки по образцу

Создавать свои памятки

текущий

взаимоконтроль

УО

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/proekt-yagody-ovoshchi-i-frukty-ochen-poleznye-produkty

Защита своего проекта

33

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

1

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.

Выражать свои мысли

Давать советы другим

текущий

взаимоконтроль

УО

Защита своего проекта

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Выражать свои мысли

Давать советы другим

текущий

взаимоконтроль

УО

http://www.myshared.ru/slide/219224/

Защита своего проекта



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по проектной деятельности  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

        Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • СанПиН, 2.4.2..2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения  в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
  • Федеральный компонент  государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
  • «Концепция модернизации  российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
  • «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
  • Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)

нормативных документов Министерства образования и науки:

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Учебного плана.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.

Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).

Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса  Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данная тетрадь станет хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Теоретическая часть

24

2

Практическая часть

10

  1. защита проекта

Всего:

34

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • отвечать на вопросы по теме проекта
  • защищать свой проект
  • составлять презентаций (работа в программе МРР)
  • составлять публичное выступление
  • составлять список используемой литературы
  • использовать ресурсы Интернет при подготовке презентации
  • работать в программе Microsoft  Office Word.
  • подводить итоги в работе над проектом
  • уметь высказывать слова благодарности

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Видеть типичные ошибки проектантов и не допускать свои
  • Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
  • Выполнять тестирование, самоанализ, рефлексию
  • Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам
  • Прислушиваться к чужим советам

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.

Дополнительная литература для учителя:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

      Для обучающихся: 

Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.

Дополнительная литература для обучающихся:

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

    

Электронные ресурсы: 

  • Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  • Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
  • Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  • «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Проект"Духовно- нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности". (пояснительная записка)

Пояснительная записка к описанию проекта "Духовно-нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности на уроках литературного чтения". В записке отражены цели, сроки...

Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка

Развитие общества в значительной мере определяется уровнем  здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа соответствует ФГОС с пояснительной запиской по изобразительному искусству 3 класс

Программа по изобразительному искусству соответствует ФГОС с пояснительной запиской...

Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...