Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования
статья на тему

Бедретдинова Марина Васильевна

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и социальному окружению. Сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети разного уровня развития. Связано это с тем, что решение о выборе школы закреплено за родителями. 

Данная программа может быть использована при написании раздела Основной Образовательной программы ступени  начального общего образования ОУ. В программе сформулированы задачи, принципы, направления и этапы реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования

М.В.Бедретдинова,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №22»

1 кв. категория г.Дзержинск Нижегородской области

 Кто-то когда – то должен ответить,

 Высветив правду, истину вскрыв

         Что же такое трудные дети?

 Вечный вопрос или больной нарыв!

      Вот он сидит перед нами, взгляните!

 Сжался пружиной, отчаялся он…

          С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли …

                                                   Нет! Не рождаются трудными  дети,

                                                    Просто им вовремя не помогли!!!

(С. Давидович)

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и социальному окружению. Сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети разного уровня развития. Связано это с тем, что решение о выборе школы закреплено за родителями. Медико-педагогическая комиссия имеет право только на рекомендации о форме обучения и образовательном учреждении. Следствием этого является то, что в общеобразовательных школах совместно обучаются дети разного уровня развития и  коррекционные методы и  приёмы в преподавании можно использовать не только на уроках в школах для детей с задержкой психического развития, но и  в работе с учениками общеобразовательных школ.

По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации.

Поэтому в рамах дифференцированного подхода к обучению детей в общеобразовательных школах, испытывающих трудности в обучении, создана Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Задачи программы

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
  • определение особых образовательных потребностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми, в том числе с  ограниченными возможностями здоровья, основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям;
  • разработку и реализацию индивидуальных учебных планов,  организацию индивидуальных и  групповых занятий для обучающихся;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы работы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей  выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения.

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа (входная, промежуточная, итоговая) обеспечивает своевременное выявление детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей  в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у  обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса , со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей, в том числе  с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей , в том числе с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов  работы.

Структура и содержание

Программа  коррекционной работы включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико- консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.             

 

Коррекционно-развивающий модуль

 Коррекционно-развивающий модуль рассматривает следующие  формы коррекционной работы учителя:

● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

  • ● составление психолого-педагогической характеристики учащегося  при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

● контроль  успеваемости и поведения учащихся в классе;

  • ● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся  чувствовал себя комфортно;

● ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Главный принцип коррекционно-развивающей работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов. В начальной школе  кроме математики и русского языка, относятся такие предметы как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, трудовое обучение. Это  позволяет обеспечивать максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус; дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое учителем на всех уроках, дает детям возможность усваивать программный материал на уровне образовательного стандарта начальной школы.

                Основная коррекционная задача, которую я ставлю перед собой – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие психи-ческих процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка  к равноценному участию детей в различных видах деятельности.   Задания, выполняемые детьми в ходе урока, являются корригирующими – способствуют развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.  В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:

в 1 классе:

- двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);

- ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.)

на протяжении 4 лет обучения:

- памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);

- всех видов мышления;

- развитие сенс,орных способностей ребёнка; способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка.

- активизации познавательной деятельности;

- всех видов речевой деятельности.

             В ходе индивидуальной работы с учащимися на уроке я осуществляю коррекцию недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных умений и навыков: каллиграфии, скорописи, списывания, обучение приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, приёмами запоминания, техники чтения. Начиная с 3 класса подключаю сильных учеников, которые помогают слабым закрепить пройденный материал, проверяют д/задание или правила, контролируют  чтение у слабо-читающих.

       Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которая проводится  через урок, а также во внеурочной деятельности.

На уроках чтения в парах или группах  обучающиеся инсценируют отрывки из произведений. Эта работа очень понравилась детям и мы решили поучаствовать в социальном проекте, который назвали «Там где дружат, живут- не тужат» , для детей  воскресной школы показали  сказки «Колобок на Новый год» и «Заячья избушка»

В первой сказке главная роль была у самого гиперактивного ученика нашего класса и надо сказать, что он достойно справился с этой ролью. Во второй сказке роли уже распределили сами дети, причем активизировались самые  тихие и застенчивые ,  при  помощи и поддержке учебного сектора  ребята справились со своими ролями.

В  2014 году  участвовали в экскурсионном проект- конкурсе  «Нарисуй мне свою планету» . Проект проводился фабрикой «Ариель» совместно с Фондом наследников Антуана Де Сент-Экзюпери (Франция) к празднованию 70-летия сказки "Маленький принц".

 В программе конкурса - знакомство с жизнью и творчеством писателя, виртуальное посещение планеты Маленького принца. А затем в специальных мастер-классах участникам предлагалось нарисовать свою планету  на белом стеклянном шаре, своеобразной модели планеты и представить ее жюри, защитив небольшим рассказом. Многим детям хотелось поучаствовать в защите своих планет, но не все решились. И тогда на помощь пришли  сильные ученики. Они отредактировали рассказы своих друзей и те смело защитили свои работы .

            

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования УУД на ступени начального общего образования

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...

«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»

Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования

Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и детьми -инвалидами и оказание помощи детя...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации. Поэтому в рамах д...