Совершенствование работы педагога по формированию познавательных УУД в начальной школе
методическая разработка на тему

В работе представлены несколько приемов по совершенствованию познавательных УУД на конкретных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_uud.docx106.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

   

                               

       

Самара, 2014г.

Содержание

Введение

Основная часть

  1. Характеристика познавательных УУД.

  1. Педагогические средства формирования познавательных УУД

  1. Система деятельности по формированию познавательных УУД

Заключение

Список  литературы

Введение

В сознании современного общества происходит переход от понимания социального  предопределения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится формирование у учащихся возможности без помощи учителя ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

На первое место в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения выступает компетентностный подход. Главным в данном подходе является формирование у ребёнка «умения учиться» как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

  Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Многие исследователи  отмечают, что целенаправленная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы.

В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументированно обосновывать свои выводы.

Вместе с  тем, единого подхода к решению  вопроса, как организовать такое  обучение, в педагогической теории нет.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса  в условиях традиционного обучения.

 Проблема -  в отсутствии в практике учителей начальной школы опыта методического  обеспечения процесса формирования познавательных УУД.

Цель:  изучить способы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в научно-педагогической литературе и анализе педагогической практики.

Задачи:

1. Дать характеристику  познавательным универсальным учебным действиям.

2. Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать познавательные универсальные учебные действия.

3.  Смоделировать систему деятельности учителя начальной школы по формированию УУД.

  1. Характеристика познавательных универсальных

учебных действий

ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Во-лодарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

            В ФГОС начального общего образования  содержится  характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  •  смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  •   подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  •  построение логической цепи рассуждений;
  •   доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. Педагогические средства  формирования познавательных УУД

Познавательные универсальные учебные действия, для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Существует множество средств по формированию познавательных УУД  в начальной школе. Подробнее рассмотрим некоторые из них.

Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)                                      

 Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.  К концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы  и т. п. Поскольку перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.            

 Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно - следственные связи; обобщать и т.д. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления  о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.     Наиболее элементарную группу составляют простые задачи. Например: • У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих? Затем идет работа с составными задачами, в которых само условие не определяет возможный ход решения. Например:• У Маши 5 яблок, a y Пети на 1 яблоко меньше. Сколько всего у них яблок? В дальнейшем дети знакомятся с двумя видами построения модели задачи: в виде схемы и в виде таблицы, которые используют при решении задач.

            Для  формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить и следующие задания:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);

– «На что похоже?»;

– поиск лишнего;

– «Лабиринты», «Ребусы»

– упорядочивание;

– «Цепочки»;

– хитроумные решения;

– составление схем–опор;

– работа с разного вида таблицами;

– составление и распознавание диаграмм;

– работа со словарями.

 На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте  это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. Например, при изучении темы «Проверка ОСП», дети выявляют способ проверки ОСП – фиксируют на модели и используют в дальнейшей работе. На одном из этапов выясняется, что найденный способ не всегда срабатывает. Дети узнают, что слово состоит из частей. Вводятся понятия «корня» слова и окончания. Схема уточняется. В ходе дальнейшего исследования дети открывают способ проверки ОСП в окончании. Схема дополняется или выносится в отдельную модель. В ходе дальнейшей работы дети сталкиваются с тем, что такой способ применим не для всех слов. На основе анализа и сравнения  слов дети  классифицируют их в группы по признакам и вводится понятие частей речи и т.д. Ну и конечно-же не обойтись без схем на уроках рефлексии. Здесь дети должны сами зафиксировать свои знания с помощью модели.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».  Учебники по данному предмету содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Рассмотрим технологию проблемного диалога как средство формирования познавательных УУД.

          Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Игровые технологии как средство формирования  познавательной деятельности.

Обратимся к опыту учителей-практиков, которые используют в своей работе игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Интересны исследования по развитию познавательной деятельности младших школьников средствами игровых технологий коллектива педагогов образовательного комплекса «Начальная школа». Они предложили создание мини-центров, где дети могут играть в разные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические с готовыми правилами, игры-экспериментирования.

Поскольку в развитии самостоятельности мышления детей большую роль имеют игры с занимательным интеллектуальным материалом (Л.А. Венгер, В.П. Никитин, Н.Н. Подъяков, А.А. Столяр), особое внимание уделялось созданию мини-центров, содержанием которых являлись интеллектуально-творческие игры: «Страны запутанных лабиринтов», «Замысловатые кубики», «Догадайка» и др.

Подробнее остановлюсь на использовании  «фабричной» игру «Лото» на уроках математики в начальных классах. В первом классе, после того как ребята познакомятся с названием, чтением и записью чисел в пределах 100, каждому ученику раздается по одной карточке с числами от 1 до 100 и фишки, чтобы эти числа закрывать. Учитель объясняет, как быстро найти нужное число: от 1 до 10 - в первом столбике, от 10 до 20 - во втором и т.д. Учитель - ведущий достает бочонок и называет число; те, у кого оно есть, закрывают его. Таким образом, идет проверка умения читать записанное число. Выигрывает тот, кто первым закрыл весь ряд чисел, неважно какой -верхний, средний или нижний. Победителей трое (по числу рядов) Обязательно проводится проверка: выигравшие называют числа в ряду, а учитель по бочонкам проверяет, были ли они названы.

Когда учащиеся познакомятся со сложением и вычитанием однозначных и двузначных чисел, игра меняется. Число 15. Учитель загадывает: 10 + 5, 20 - 5, 9 + 6, 22 - 7, 35 - 20, 30 - 15 и т.д. Пример зависит от темы, по которой идет закрепление знаний учащихся. Каждый ученик считает молча и закрывает нужное число. Эта игра требует предельного внимания, умения контролировать себя.

Использовать эту игру можно и при проверке знаний табличного умножения и деления.

Игровые технологии широко используются в практике учителей начальных классов, так как педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов педагогического процесса, характеризующихся учебно-познавательной направленностью.

  1. Система деятельности по формированию познавательных УУД

        Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

           Подробнее рассмотрим фрагменты уроков  в начальной школе, направленные  на формирование познавательных УУД.

Математика

При изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения» с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел предлагается учащимся решить следующие задачи двумя способами:

Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?

Решение.

1 способ. 2 способ.

(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120

 Ответ: 120 деревьев.

Задача 2. Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между пунктами, из которых выехали автомашины?

Решение.

1 способ. 2 способ.

(80 + 60) · 3 = 420 80 ·3 + 60 · 3 = 420

 Ответ: 420 км

Задача 3. Найти площадь прямоугольного участка, состоящего из двух прямоугольных участков.

1 способ. 2 способ.

(7 + 2) · 5 = 45 7 · 5 + 2 · 5 = 45

Ответ: 45 м

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально.

После решения всех трёх задач учащимся предлагается самостоятельно сравнить:

а) первые способы решения задач;

б) вторые способы решения задач;

в) выражения, полученные при решении все трех задач первым способом и вторым способом;

г) выражения, которые были получены при решении конкретной задачи (например, задачи №1);

В результате такого сравнения учащиеся приходят к следующим выводам:

1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й – тоже; выражения, полученные при решении задач 1-м (2-м) способом, отличаются друг от друга только числовыми данными. Выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3) 1-м и 2-м способами, отличаются друг от друга числом арифметических действий и порядком действий; числовые значения выражений, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3) 2-мя способами, одинаковы, а, значит, можно сделать такую запись:

(7 + 5) · 8 = 7 ·8 + 5 · 8.

(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3.

(5 + 3) · 4 = 5 ·4 + 3 · 4.

Далее предлагается учащимся заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получены три одинаковых выражения, а именно:

(а + в) · с = ас + вс.  

- Из трёх различных числовых выражений получились три одинаковых буквенных выражения. Встречались ли вы с таким явлением?

- Встречались. Например, при записи переместительного закона умножения.

- И в этом случае, мы получили новый закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.

Ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.

При работе над этими задачами был организован подводящий диалог.

Русский язык

Тема: Разделительный мягкий знак в словах.

Упражнение 3.

- Прочитайте слова, записанные на плакате «Цепочка слов».

- Найдите их общие признаки, по которым можно продолжить цепочку.

Заячья, сорочье… (см. Приложение №4)

- Продолжайте цепочку, ориентируясь на все признаки слов, названные вами.

(Дети продолжают цепочку. Каждый из них начинает со слов, записанных на плакате, повторяя то, что сказали ранее отвечающие ребята, и добавляя свое слово).

Упражнение 4. Творческая работа.

- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. -Что вы там могли увидеть и услышать?

- При составлении предложений пользуйтесь словами из цепочки, которую мы составили.

- Запишите несколько предложений в тетрадь. (Дифференцированное задание).

           Обучение грамоте

Тема: «Буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й]»

Мобилизующий этап

- Послушайте стихотворение.

                                          Ехали медведи на велосипеде,

                                          А за ними кот задом наперед.

                                          А за ним комарики на воздушном шарике,

                                          А за ними раки на хромой собаке,

                                          Волки на кобыле, Львы – в автомобиле.

                                          Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.

                                          Едут и смеются, пряники жуют.

- Из какого стихотворения этот отрывок?

- Кто его автор?

- Какие виды транспорта в нём упоминаются?

- Какой вид транспорта «лишний»? Почему?

- Какой вид транспорта не наносит вреда окружающей среде? Почему?

- А какой вид транспорта вредит окружающей среде? Почему?

- В путешествие мы с вами отправимся на транспорте, которого нет в нашем посёлке, но в его названии есть новый звук, с которым мы сегодня познакомимся. Что же это за транспорт?

- Какой новый звук услышали в этом слове?

 Мотивация

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте перед собой цель. Чему вы хотите  научиться?

- Для чего вам это нужно?

 Изучение нового материала

1. Слого-звуковой анализ слова

- Произнесите слово трамвай, выделяя последний звук.

- Что можете о нём сказать?

- Где мы с ним уже встречались?

- А что можно сказать о слове трамвай?

- Составьте схему этого слова.

- На доске две схемы. Составьте предложения с новым словом.

При выполнении данных  заданий формируются познавательные УУД, такие как: анализ текстов ; структурирование информации; определение способов решения задачи; сравнение; обобщение; перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное).

Заключение

В данной  работе   раскрыта характеристика познавательных универсальных учебных действий  Универсальные учебные действия – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Дана характеристика педагогическим средствам,  позволяющим формировать познавательные универсальные учебные действия. В данном вопросе была рассмотрена технология проблемного диалога как средства формирования познавательных УУД. Технология проблемного диалога – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий, формирует познавательные универсальные учебные действия.

 Приведены примеры фрагментов уроков с учётом формирования познавательных учебных действий.

Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих к саморазвитию и самосовершенствованию.

Список литературы:

  1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
  2. Барсукова, Е.В.. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе [Текст]/ Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа», 2012, №7
  3. Калашникова, Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.[Текст]/Н.Г. Калашникова-Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 (Стандарт второго поколения)
  5. Моисеева, М.Г., Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст]/ М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012, № 5
  6. Ожигина , С.П.. Моделирование как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. [Текст]/ С.П. Ожигина // журнал «Начальная школа», 2012, № 14
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  8. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст]/ Л.М.Шведова. – М.: 2006.
  9. Хамдеева, Е.А. Игровые технологии как средство формирования  познавательной деятельности.[Текст]/ Е.А. Хамдеева// журнал  «Начальная школа» №10 2009
  10. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех»» http://setilab.ru.
  11. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/

12. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия //    sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Познавательная активность – это глубинный внутренний мотив, основанный на собственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополните...

Формирование познавательных ууд в начальной школе

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной цель...

"Копилка презентаций" как средство формирования познавательных УУД в начальной школе.

В данной разработке представлены материалы, направленные на формирование позавательных общеучебных УУД...

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности....

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал для учителей русского языка в начальной школе...

Использование современных образовательных технологий для формирования познавательной активности в начальной школе.

В работе раскрыты пути формирования познавательной активности и положительной  учебной мотивации через использование современных образовательных технологий....

Формирование познавательных УУД в начальной школе.

Формирование познавательных УУД....