«Экономика для младших школьников»
рабочая программа (1 класс) на тему

Кузнецова Светлана Владимировна

«Экономика для младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7ekonomyk.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Пояснительная записка 

Данная программа составлена на основе авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» –Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009, учебника Т.В.Смирновой «Дом в Обычном переулке»– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012.

 Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
     - с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
     - способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
     - формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
     - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
     В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний.

Объём курса в 1 классе 33ч из расчета 1 ч в неделю.

 В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
    
Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя.
    
 Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность.
    
Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.
    
Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.
    
Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.
    
Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
     Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
     Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
     Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
     В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
     Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
     Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
     Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
     К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

     Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой.
    Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
     В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком.
     Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.
     Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.
     Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.
     Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.
     Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В 1 классе 33 часа из расчета 1 ч в неделю.

Учебное пособие - книга для чтения Т.В. Смирновой
"Дом в Обычном переулке".

     Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования и жизнеобеспечения семьи.
     Разделение труда.
     Обмен результатами своего труда.

     Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах.
     Первоначальное понятие о потребностях.
     Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.

     Понятие о покупателе и продавце.
     Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.
     Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.

     Понятие услуги.
     Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.
     Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка.

     Начальное представление об оптовой и розничной торговле.
     Виды денег: монеты, купюры.
     Богатство и деньги.
     Богатство и счастье.

     Понятие бюджета: семейного, государственного.
     Доходы и расходы.
     Понятие государственной казны.
     Налогообложение.

     Первое представление о банке как финансовом посреднике.
     Сбережения - накопления.
     Формы накопления денег. Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств.
     Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.

     Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки. Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.

     Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.

     Понятие страхования. Страховой взнос.

     Договор. Условия договора.
     Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения.
     Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.


                       Требования к уровню подготовки обучающихся

Я и моя семья.

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта,

целесообразного порядка. Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия:

Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я –

хозяин большого дома».

Мое и чужое.

Все,  что принадлежит  человеку –  это  его  собственность.  Личные  вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:  Тема исследований:  «Как

становятся собственниками». Игра «Страна Обмения».

 Почему люди трудятся   .

3Труд – это полезная деятельность людей.  Безделье, праздность, леность – предмет   осуждения.   Хорошая   работа,   интересная   профессия   –   блага, которыми  следует   дорожить.  Ценность   труда  людей  разных  профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей. Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде. Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку.  Экскурсия в художественный музей. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши.

Каждый   человек   имеет   профессию  –   работу   (врач,   инженер,   педагог, космонавт,   инженер).   Какие   бывают   профессии   по   предмету   труда (связанные с работой с людьми,  с техникой,  с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

Уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда. Рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

К концу обучения в первом классе ученик узнает:

- что такое собственность;

- почему все люди трудятся;

- какие бывают профессии;

- как нужно относиться к своей и чужой собственности.

К   концу   обучения   в   первом   классе   ученик   сможет   научиться

самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

                           Календарно-тематическое планирование

                 Тема

Кол-во часов

       Дата

План     факт

Я и моя семья.

1

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи

1

Дом, в котором мы живем «Я – хозяин большого дома».

1

Хозяйство Экономика как правила ведения домашнего хозяйства

1

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1

Игра «Генеральная уборка»,

1

Мое и чужое.

1

Личные  вещи человека.

1

Собственность. Как человек становится собственником

1

Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игра «Страна Обмения».

1

Тема исследований:  «Как

становятся собственниками».

1

Почему люди трудятся  . Пословиц ы и поговорки о труде.

1

Безделье, праздность, леность – предмет   осуждения.    Сюжетно-ролевые игры.

1

Ценность   труда  людей  разных  профессий. Экскурсия в школьную столовую.

1

Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Экскурсия в библиотеку.

1

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. проект «Что и как производят на заводе»

1

проект «Что и как производят на заводе»

1

Экскурсия в художественный музей.

1

проект: «Как создается произведение искусства»,

1

Работа по проекту«Как создается произведение искусства»,

1

проект «Трудовые награды в моей семье

1

Работа по проекту«Трудовые награды в моей семье

1

Представление результатов по реализации проектов

1

Все работы хороши.

1

Какие   бывают   профессии   по   предмету   труда Как люди выбирают профессию.

1

Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

1

Встреча с человеком интересной

профессии.

1

Рисование на тему профессий.

1

проект: «Профессии в моей семье»,

1

Реализация проекта

1

Представление результата по проекту

1

проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

1

Представление результата по проекту. Итоговое занятие

1

                       Список литературы (основной и дополнительной)

                                                Основная литература  

1.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации

к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1й год обучения). Дом в обычном  переулке. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,  2012

2. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,2012

                                         Дополнительная литература

1. Примерная программа по факультативному курсу «Экономика»

2. Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова.- Самара: Издательский дом «Фѐдоров», 2011

3.. Интернет –ресурсы: www.zankov.ru

           Перечень учебно-методического обеспечения

1. Альбом для творческих работ, карандаши.

2. Набор монет, карта Леса

3. Копилка мудрости - тетрадь

3.Технические средства обучения.

4.Телевизор.

5.Магнитофон.

6..Колонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Программа внеурочной деятельности младших школьников.Кружок "Экономика"

Календарно-тематическое планирование по экономике.3класс.Система В.Л.Занкова....

Программа внеурочной деятельности младших школьников. Кружок: «Школа экономики»

                        В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенств...

Экологическая сказка, как средство познания основ экономики младшими школьниками Environmental tale, as a means of understanding the fundamentals of the economy younger students

В силу того, что младшие школьники способны к наиболее яркому эмоциональному экологическому сопереживанию природе при изучении материала посредством сказки, автор предлагает использовать данное средст...