Методы и приёмы формирования познавательных УУД на уроках.
материал на тему

Познавательные универсальные учебные действия включают:  общеэффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся обеспечивается за счет использования поискового, частично-поискового, проблемного методов обучения.учебные, логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_10.02.15.rar1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: Методы и приёмы формирования познавательных УУД на уроках.

Слайд 2

Познавательные универсальные учебные действия включают:  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Слайд 3

Эффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся обеспечивается за счет использования поискового, частично-поискового, проблемного методов обучения.

Слайд 4

Приёмы формирования общеучебных УУД:

«Да-нетка»

Окружающий мир. 2 класс. Тема: «Природные часы, календарь, компас».

- Ребята, хорошо ли вы знаете свой город и место, где вы живёте?

-Тогда давайте поиграем с вами в игру. Один  из вас загадывает всем какое-то известное здание поблизости. Ребята задают водящему вопросы, на которые нужно отвечать только «да» или «нет». Игра продолжается, пока кто- нибудь не отгадает это здание.

«Задай вопрос»

Обучающимся предлагается задать вопросы к изученной теме (к изучаемому тексту) самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Русский язык. 2 класс. Тема: «Что мы знаем о предложении».

- Из чего состоит предложение? (из слов);

- Как связаны слова в предложении? (по смыслу);

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?(. ? !)

«Проблемная ситуация»

(окружающий мир)

Тема: «Природные часы, календарь, компас».

Представьте себе, что вы отправились в морское путешествие. После нескольких дней плавания начался страшный шторм. Вы остались на корабле одни. Капитан успел сообщить вам, что если плыть  месяц на север, то можно достичь суши. Как вам добраться до берега? У вас нет ни календаря, нет часов, нет никаких приборов.

«Работа над понятием»

Учитель обучащимся предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре».

Риторика.  2 класс. При изучении темы «Слушаем и выделяем непонятное» ребятам предлагаются задания, в которых нужно объяснить значение слов или, в случае затруднения,  найти в «Толковом словаре». Аналогичная работа может проводиться и на уроках  литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка  во время работы с текстом.

«Согласен — не согласен»

Учитель просит обучащихся, используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение (согласен или не согласен) к следующим высказываниям, и предлагает высказывания:

Математика. 2класс. От перестановки слагаемых сумма не меняется. (Согласен). Компоненты при вычитании – разность, парность, уморность. (не согласен).

Слайд 5

Приёмы формирования логических УУД:

«Логическая цепочка»

Окружающий мир.2 класс. Тема:  Экологические системы. Дети получают рисунки с изображением цепей питания – трава, заяц, волк; зерно, мышь, лиса.  Далееони восстанавливают последовательность данной цепи питания: заяц съедает траву, волк съедает зайца;  мышь съедает зерно, лиса съедает мышь.

«Дополните утверждение»

Окружающий мир. Тема: «Природные часы, календарь, компас». Если встать лицом на восток,  то…(запад окажется сзади) .

Математика:  Если а Х в, то…. (в Х а) – переместительное свойство умножения.

«ИСКЛЮЧЕНИЕ»

Данный прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Русский язык. 2 класс. Тема: «Распознавание однокоренных слов».

Прослушайте и запомните ряд слов: бережок, побережье, бережёт. Какое слово лишнее?

«ГРУППИРОВКА»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока «Буква ь знак в конце и в середине слова» можно рассмотреть на классификации слов: конь, сосулька, пень и т.д. Математика.2 класс. Тема:"Деление. Чётные и нечётные числа". Найди чётные и нечётные числа числа: 6, 12, 17, 5, 2, 1, 21,  9.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.

  • Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.

        Математика.2 класс.  Сколько ушей у 5 мышей? Сколько дней в неделе? Сколько дней в трёх неделях? и т.д.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Направлена на умение осуществлять логические действия «Обобщение».

Окружающий мир. 2 класс.  Обобщить – что это: ЕВРОПА,Азия, Африка, Австралия, Антарктида, Америка – это части света.

        «Задай вопрос».

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Русский язык. Табличка с понятием «Текст».

- Из чего состоит текст? (из предложений)

-  Как связаны предложения в тексте? (по смыслу) и т.д.

Слайд 6

Приёмы формирования  умений «Постановки и решение проблемы».

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

        На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Формулируется проблема и ставится цель.

Окружающий мир.2 класс. У вас нет ни календаря, нет часов, нет никаких приборов. (Мы ещё никогда не попадали в такую ситуацию).

- Разве в прошлом году вы не научились ориентироваться в городе?

( Но ориентироваться в море мы не умеем).

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? На какой вопрос должны дать ответ? (Как ориентироваться на море?).

Работа с информацией.

Литературное чтение.2 класс. При чтении текста «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина встречаются слова-архаизма. Ведётся работа со словарными словами, значения которых ребята узнают, пользуясь словарём.

Литературное чтение. 2 класс. Тема: «Как придумывают загадки?». Сочините загадку.  Тема: «Русские народные пословицы и поговорки». Придумай историю, заглавием которой  могла бы послужить одна из пословиц и поговорок о мудрости.

Математика. 2класс. Придумай задачи на деление, реши их и сделай рисунки.

16:8       12:2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы формирования навыков аудирования учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка

Рсссмотрена теоретическая и практическая часть вопроса формрования навыков аудирования  учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка.Приведены примеры соответствующих упражнений...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках

Содержание:Введение1. Методы активизации познавательной деятельности2. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности3. Приемы активизации познавательной деятельности обучаю...

Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ

Презентация на тему: "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ"...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Методы и приёмы формирования коммуникативных учебных действий на уроках окружающего мира

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мираВ процессе обучения у младших школьников должны быть сформированы коммуникативные умения.Коммуника...