рабочая программа кружка Детская Лаборатория "Интеллект" 4 кл
рабочая программа (4 класс) на тему

Евгения Валерьевна Соболева

рабочаяпрограммакружкаДетскаяЛаборатория"Интеллект"4кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно - познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Решать такие задачи во внеурочной деятельности и призвана программа детской лаборатории «Интеллект».

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 г. № 373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями.
  • Устав МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района Республики Бурятия;
  • ООП НОО МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района Республики Бурятия.

Актуальность работы кружка - необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психологических способностей.

Разработка программы обусловлена потребностью:

  • более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и

предметных конкурсах, олимпиадах;

  • в творческих и интеллектуально развитых личностях;
  • самосовершенствования личности школьника.

Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития школьников.

Задачи:.

-способствовать развитию интереса к школьным предметам;

-углубить знания, умения и навыки по русскому языку и математике в процессе знакомства с различными видами заданий на смекалку и логику;

-учить самостоятельно добывать информацию из дополнительных источников;

-воспитывать творческую и познавательную активность учащихся и способствовать развитию логического, образного и креативного мышления путем решения нестандартных заданий;

-оказать конкретную помощь учащимся в решении олимпиадных задач;

-выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;

-развивать умения работать в группе и в команде;

-воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;

-развивать скорость мышления и эрудированность.

Главные принципы реализации программы:

• Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

•Гуманизм в межличностных отношениях.

•Научность и интегративность.

•Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

•Применение принципов развивающего обучения.

•Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

В процессе осуществления деятельности лаборатории «Интеллект» в 4 классе предполагается использование национально – регионального компонента.

Задачи обучения в рамках регионального содержания:

  1. Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального образовательного стандарта по предмету на основе знаний о своей малой родине, Республике Бурятия.
  2. Воспитывать у школьников чувство уважения к историческому прошлому и настоящему народа, проживающему в Бурятии, его культуре, национальным традициям и обычаям.
  3. Способствовать формированию личности ученика – активного участника общения, осознающего себя гражданином РБ, России, умеющего достойно представлять себя, Отечество и свою малую Родину.

Образование в рамках регионального содержания осуществляется через:

  • развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать, осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
  • формирование знаний об истории, культуре,  реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
  • осознание вклада родного края в мировую культуру.

Срок реализации программы- один учебный год.

   

  1. Общая характеристика курса

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

В последние годы всё более распространённой формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию обучающихся в предметных олимпиадах, международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», метапредметных мониторингах (ЭМУ-Эрудит и др.), мониторингах - полиатлонах и других конкурсах.

Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у детей не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Занятия кружка, рассчитанные на 34 часа (1 раз в неделю), дополняют базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся.

Занятия посещают ученики 4 класса.

  1. Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Детская лаборатория «Интеллект» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч: 34 учебные недели.

Четверть

Количество рабочих недель

Учебная нагрузка

1

8

8

2

8

8

3

10

11

4

8

7

год

34

34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования, в том числе ориентиры, отражающиеся в данной программе:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку и математике;

- формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;

- умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;

- умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти;

- рост личностных достижений.

5. Результаты освоения учебного курса в  4 классе

В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выработать общее решение.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • анализировать и решать задачи повышенной трудности;
  • решать нестандартные логические задачи;
  • решать ребусы и кроссворды.

6. Содержание курса.

Разделы программы:

•Математика - 17 часов

Языкознание- 16 часов

                     Итоговое занятие – 1 ч.

В рамках этих направлений осуществляется проектная и исследовательская деятельность – 5 часов.

Блок математика

1. Математика-это интересно! (3ч)

Магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Что увидел Шерлок Холмс? «Поиск девятого». Математические головоломки.

2. Путешествие в старину (3ч)

Зарождение календаря и пути его совершенствования. Игра "Путешествие во времени". Старинные единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу».

3. Страна Геометрия (2ч)

Решение топологических задач. Математические игры со спичками. Танграм. Сетки. Игра «Морской бой».

4. Решение задач (5ч)

Решение нестандартных комбинаторных задач. Решение задач повышенной трудности. Решение олимпиадных задач. Блиц - турнир по решению задач. Подготовка к международному конкурсу - игре «Кенгуру». Решение задач на движение.

5.Такая разная математика (2ч)

Решение задач с использование круговых и столбчатых диаграмм. Конкурс знатоков математики «Считай, смекай, отгадывай!». Знакомство с числовыми мозаиками «Судоку».

6.Проектная деятельность (2ч)

«Газета любознательных математиков». «Эти удивительные цифры и числа».

Блок языкознание

1.Чудесные превращения слов (4 ч)

Игры со словами. Чудесные квадраты. Анаграммы. Секреты разгадывания ребусов. Загадки-шарады. Загадки-метаграммы.. Загадки-логогрифы.

2.Из жизни слов (3 ч )

Как вас зовут? Где вы живёте? Слова-пришельцы. Устаревшие слова. Слова-неологизмы. Слова-друзья и слова- противоположности. Слова-близнецы. Слово - одно, а значений несколько. Секреты названий. Лесные загадки. КВГ «Грамматический бой». Турнир знатоков русского языка.

3. Звуки и буквы (1 ч)

Задачи по фонетике. Прогулка вдоль алфавита. Волшебник Ударение. Говорите правильно.

4. Части речи (3 ч)

Вводное занятие. Для чего нужно знать грамматику. Слова-родственники. Как делаются слова. Без чего в речи не обойдешься. Большая работа маленьких слов.

5.Крылатые слова (2 ч )

Красна речь пословицей. Мудрое слово. Пословицы и поговорки. Мир фразеологизмов. Крылатые слова. Игровая программа «А ну-ка, объясни!».

6. Проектная деятельность (3 ч)

«Газета любознательных грамотеев» (2ч) «Слова-иностранцы», «Устаревшие слова»

Итоговое занятие. (1ч).  Круглый стол «Подведём итоги»

                                                        


7. Тематическое планирование  с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий

Тема урока (тип урока)

Основное содержание

Целевая установка

Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметные

Форма контроля

1

Вводное занятие

Для чего нужно знать грамматику

Чтение высказываний писателей о русском языке, знакомство с историей возникновения грамматики, составление осмысленных фраз из отдельных слов

Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать

информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет. Участие в подготовке проекта, его оформлении.

Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать)

Текущий

2

Игры со словами

Игры на замену одной буквы другой, на добавление буквы или отсоединение, на подбор слов с пропущенной буквой Игра «Слово в слове», «Эхо»

информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет. Участие в подготовке проекта, его оформлении.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Текущий

3

Задачи по фонетике

Знакомство со звукописью,

Заучивание скороговорок,

решение задач и вопросов по

фонетике

Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать

информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет.

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать)

Текущий

4

Чудесные квадраты . Анаграммы

Знакомство с различными видами квадратов недостающими буквами, правилами их заполнения.Решение анаграмм.

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Текущий

5

Секреты разгадывания

ребусов

Знакомство с

правилами

разгадывания

ребусов,

разгадывание

ребусов

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Текущий

6

Проектная деятельность «Газета любознательных

граматеев»

Сбор материала

Сбор информации (ребусы,загадки,игры со словами и т.д.) для газеты

Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать

информацию, полученную из различных источников Участие в подготовке проекта, его оформлении.

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, корректировать свою точку зрения;

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть.

Текущий

Защита проекта

7

Проектная деятельность «Газета любознательных граматеев»Защита проектов

Выпуск математической газеты

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Текущий

Защита проекта

8

Магические квадраты

Разгадывать и составлять простые магические квадраты.

Формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину.

устанавливать аналогии.

Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов

на основе выделения сущностной связи (обобщения), выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие),

устанавливать аналогии.

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос.

Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

9

Умные цепочки

Находить закономерности, составлять закономерности по заданному правилу. Учиться составлению нахождения «лишнего»

Формирование основных моральных норм взаимо-помощи, ответственности. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации. 

Текущий

10

Зашифрованные послания

Учиться составлению и разгадыванию зашифрованных посланий.

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос.

Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

11

Решение

топологических задач

Составлять топологический план местности

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Текущий

12

Решение нестандартных комбинаторных задач

Решать задачи на

сообразительность,

задачи-смекалки,

комбинаторные

задачи.

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Текущий

13

КВМ «Царица наук»

Участие в конкурсной групповой программе

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

14

Загадки-шарады

Знакомство с правилами разгадывания шарад. Разгадывание шарад

Текущий

15

Загадки-метаграммы. Загадки-логогрифы

Знакомство с новыми видами загадок, разгадывание загадок-метаграмм и загадок-логогрифов

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Текущий

16

Как вас зовут?

Знакомство с наукой ономастика, с происхождением

имен, фамилий, географических названий

Умение осуществлять логическое действия «анализ» с выделением существенных признаков, «сравнение» по заданным выбранным критериям. «обобщение».

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем в ходе выполнения учебной задачи.

Умение осуществлять логическое действия «анализ» с выделением существенных признаков, «сравнение» по заданным выбранным критериям. «обобщение».

Умение

формулировать точку зрения и

аргументировать свою точку зрения, ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной.

Планировать и выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия других и уметь договориться .

Текущий

17

Прогулка вдоль алфавита

Участие в игровой программе - подбор трехбуквенных слов, расположение слов по алфавиту, выстраивание лесенок из слов

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиямиеё решения.

Промежуточный контроль

18

КВГ «Грамматический бой»

Участие в конкурсной групповой программе

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Включаться в

групповую работу,

согласовывать усилия по достижению общей цели.

Текущий

19

Математич игры со спичками

Решать

нестандартные

задачи со спичками

Умения оценивать

Свои возможности

решения ,находить

допущенные ошибки;

умение

взаимодействовать со

сверстниками в

учебной деятельности.

Осуществлять для решения учебной задачи операций сравнения, классификации,  устанавливать  причинно- следственные связи.  

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

20

Что увидел Шерлок

Холмс?

Обучать поиску

закономерностей и

восстановлению логических связей.

Развитие

Толерантности во

взаимоотношениях.

Текущий

21

Решение числовых

ребусов

Решать задачи, на

сообразительность,

задачи-шутки,

разгадывать ребусы;

составлять собственные задачи- ребусы

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Развитие учебно-

познавательного

интереса к

материалу и

способам решения

задач

Развитие

Толерантности во

взаимоотношениях.

Осуществлять

Взаимоконтроль и

Взаимопомощь по ходу

выполнения задания

Текущий

22

Решение задач

повышенной

трудности

Решать задания

Повышенной

трудности

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Делать

предварительный

отбор источников

информации.

Добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный

опыт и информацию,

полученную в

дополнительной

литературе.

Перерабатывать

полученную информацию: делать

выводы в результате совместной работы.

Добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя свой жизненный

опыт и информацию,

полученную в

дополнительной

литературе.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

23

Проектная

деятельность«Газета любознательных

математиков» (Сбор

материалоа

Сбор информации

(ребусы загадки,

головоломки и т.д.)

для математической

газеты

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Текущий

Защита проекта

24

Проектная

деятельность « Газета

любознательных

математиков»(Защита проекта)

Выпуск

математической

газеты, защита

проектов.

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

Защита проекта

25

Слова-пришельцы

Знакомство с

заимствованными

словами,

выполнение заданий

в процессе беседы с

учителем

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Умение чувствовать

Красоту и

выразительность

речи, стремиться к совершенствованию

собственной речи

Учить понимать

Возможности

Различных позиций и

Точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Текущий

26

Устаревшие слова

Знакомство с

историзмами и

Архаизмами,

Выполнение заданий

В процессе беседы с

учителем

Учиться высказывать

свое предположение

(версию).

Добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя свой жизненный

опыт и информацию,

полученную в

дополнительной

литературе.

Текущий

27

Слова-неологизмы

Знакомство с неологизмами,

Выполнение задананий.В процессе беседы с учителем

Учиться работать  по

Предложенному учителем плану.

Учиться отличать

Верно выполненное

Задание от неверного.

Формирование основных моральных взаимопомощи, ответственности.

Уметь обосновывать и доказывать

собственное мнение.

Договариваться о

правилах выполнения

совместной работы и следовать им

Текущий

28

Слова-друзья и слова-

противоположности

Работа со словарями синонимов и антонимов.Поиск синонимов и антонимов в текстах.Развивающие задания.Работа с пословицами.

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Перерабатывать

полученную информацию:

сравнивать и

группировать

предметы и их образы.

участие в подготовке проекта,его оформлении.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Текущий

29

Проектная деятельность

«Слова-иностранцы»,«Устаревшие слова»

(выпуск газет)

Создание газет-

Стендов. Защита проектов

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя свой жизненный

опыт и информацию,

полученную в

дополнительной

литературе.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Текущий

Защита проекта

30

« Поиск девятого»

Учиться поиску и установлению закономерностей,

Развивать внимание

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка

Текущий

31

Танграм

Конструировать

Модели

Геометрических фигур,

Преобразовывать модели.

Планировать (в сотрудничестве с учителем)необходимые действия,операции.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Сравнивать свои

Достижения вчера и сегодня, вырабатывать

дифференцированную самооценку

Текущий

32

Танграм

Конструировать

фигуры на

плоскости.

Умение

Прогнозировать

результат вычисления

Анализировать

объекты с целью

выделения признаков.

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации

Текущий

33

Решение олимпиадных задач

Решать

нестандартные

математические задания

Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Учить понимать возможности различных точек зрения на какой- либо предмет или вопрос.

Текущий

34

Проектная деятельность «Эти удивительные цифры и числа» (Защита проекта)

 Круглый стол «Подведём итоги»

Выступление с

использованием

самостоятельно

составленных

презентаций.

Оценивать

достигнутый

результат.

Учиться в диалоге понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета.

Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Организовывать общение, включающее умение слушать собеседника

Итоговый контроль

Защита проекта


8. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

Литература:

  1. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
  3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.3 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Р0СМЭН.-2004.
  4. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2008.
  5. Григорьев Д.В. Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010.- с. 12 - 13, 116 - 117.
  6. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике:1-4 классы -        М.: Первое сентября,2006.
  7. Кенгуру-2006. Задачи, решения, итоги. - СП6.-2006.
  8. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. -        М.:ВАК0,-2008.
  9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005.
  10. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. - М.:Илекса,-2005.
  11. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАК0,-2008.
  12. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
  13. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
  14. Языканова Е.В. «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.: ил. - ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа».Вып. 4)
  15. Математические загадки (развивающие упражнения). Авторы: Горностаева А. М. / Ларина Э. С. Издательство: Учитель, 2013
  16. Олимпиадные задания. 2-4 классы. Авторы-составители: Дьячкова Г. Т. / Каркошкина Т. Н. / Чаус Е. А. и др. Издательство: Учитель, 2013

Оборудование

Раздаточный материал

Наглядные пособия

Печатные пособия.

Электронные образовательные ресурсы

Экранно-звуковые пособия.

Журнал «Начальная школа» http://nsс. 1sерtember.ru/urok

Центр Развития Молодёжи httр://cerm.rи

«Кенгуру» математика для всехhttp://mathkang.ru

Русский Медвежонок http://www.rm.kirov.ru

Всероссийский полиатлон-мониторинг

 http://www.polytoring.ru

Центр образовательных инициатив http://coiconkurs.ru

CD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер

9.  Требования к уровню подготовки учащихся

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку и математике;
  • формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;

•умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;

•умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

•развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

•развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти;

•рост личностных достижений.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

•воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

•определять учебную задачу;

•ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

•владеть своим вниманием;

•сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

•владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

•использовать основные приемы мыслительной деятельности;

•самостоятельно мыслить и творчески работать;

•владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Кружок – детская лаборатория для учащихся 4 класса «Интеллект» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Контроль за усвоением знаний

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

В связи с этим оценивание учащихся идет следующими двумя способами:

1.Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.

2.Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. 

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к дополнительной литературе. Это лишний раз учит работе с книгой и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играет «Портфолио», в которое помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, а также Свидетельства участников, Дипломы, Сертификаты, Грамоты и т.д.

Итоговые формы учёта и контроля:

  • открытые занятия;
  • мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления.

Формы подведения итогов:

  • участие в игровых конкурсных соревнованиях среди участников кружка (КВМ, КВГ, конкурс знатоков, блиц - турнир);
  • участие в проектной деятельности (выпуск газет, создание презентаций)
  • участие в школьных олимпиадах;
  • участие в конкурсах интеллектуалов: «Зеленая математика», «Классики», «Остров знаний», «Русский медвежонок», «Кенгуру», метапредметных мониторингах (ЭМУ-Эрудит и др.), мониторингах-полиатлонах.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

– групповая работа над проектом;

– практика деловых игр;

– анализ критических ситуаций;

– тренинги практических навыков.

Методы:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

–организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством);

– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);

– контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, самоконтроль);

– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

– личностно ориентированного образования;

– игровые;

– информационные;

– деятельностного метода; 

– развитие общеучебных умений.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских или ориентировочных).

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Детская лаборатория «Интеллект».___4__ класс

№ урока

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть. 8 ч.

1

Вводное занятие «Для чего нужно знать грамматику»

1

6.9

2

Игры со словами

1

13.9

3

Задачи по фонетике

1

20.9

4

Чудесные квадраты . Анаграммы

1

27.9

5

Секреты разгадывания ребусов

1

4.10

6

Проектная деятельность «Газета любознательных

граматеев». Сбор материала

1

11.10

7

Проектная деятельность «Газета любознательных граматеев» Защита проектов

1

18.10

8

Магические квадраты

1

25.10

2 четверть. 8 ч.

9

Умные цепочки

1

8.11

10

Зашифрованные послания

1

15.11

11

Решение топологических задач

1

22.11

12

Решение нестандартных комбинаторных задач

1

29.11

13

КВМ «Царица наук»

1

6.12

14

Загадки-шарады

1

13.12

15

Загадки-метаграммы. Загадки-логогрифы

1

20.12

16

Как вас зовут?

1

27.12

3 четверть. 11 ч.

17

Прогулка вдоль алфавита

1

10.1

18

КВГ «Грамматический бой»

1

17.1

19

Математические игры со спичками

1

24.1

20

Что увидел Шерлок Холмс?

1

31.1

21

Решение числовых ребусов

1

7.2

22

Решение задач повышенной  трудности

1

14.2

23

Проектная деятельность«Газета любознательных

математиков» (Сбор материала)

1

21.2

24

Проектная деятельность « Газета любознательных

математиков» (Защита проекта)

1

28.2

25

Слова-пришельцы

1

7.3

26

Устаревшие слова

1

14.3

27

Слова-неологизмы

1

21.3

4 четверть. 7 ч.

28

Слова-друзья и слова- противоположности

1

4.4

29

Проектная деятельность «Слова-иностранцы», «Устаревшие слова» (выпуск газет)

1

11.4

30

« Поиск девятого»

1

18.4

31

Танграм

1

25.4

32

Танграм

1

2.5

33

Решение олимпиадных задач

1

16.5

34

Итоговое занятие. Круглый стол «Подведём итоги»

1

23.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.

Рабочая  программа  по  риторике для  4 класс  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Программа кружка детской журналистики 1 и 4 классы.

Тематическое планирование занятий по основам детской журналистики для учащихся 1 и 4 классов....

Программа кружка "Детская бытовая народно-обрядовая культура"

Программа расчитана на детей 9-10 лет. Материал распределяется в соответствии с календарными праздниками....

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...