Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"
методическая разработка на тему

Горбунова Елена Владимировна

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_bez_romansov.docx122.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное

учреждение города Калининграда

для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад № 72

Деловая игра в режиме on-line

«Финансы без романсов»

Калининград – 2016

Технологическая карта

Деловая игра в режиме on-line

«Финансы без романсов»

I Методический блок

Цель

Объяснить детям принципы экономии семейного бюджета

Задачи

-   работа по выработке умений  применять знания в различных жизненных ситуациях;

- развитие навыков коммуникативных явлений;

- воспитание правильного отношения к деньгам

Форма занятия

Игровая программа

Время занятия

45 мин

Материал

Презентация «Виды семейного бюджета», разноцветные квадратики для деления на группы, карточки с ситуациями, листы А3 и маркеры, флажки.

Предварительная работа

Оформление зала для игры, настройка скайпа, разучивание сценки, подготовка раздаточного материала

Методические рекомендации

организаторам игры

Целевая группа: школьники 2 класс

II Содержательный блок

Развернутый сценарий деловой игры в режиме on-line

«Финансы без романсов»

Ход занятия:

Ребята, сегодня нас ждет интересное занятие. Мы будем работать вместе с учениками из другой школы – это второклассники из школы № 11 в Чкаловске. Поприветствуйте друг друга!

  1. Сценка

Вася: -  Мам, давай пойдем в субботу в кино, после него в Макдональдс зайдем, картошки фри с гамбургерами поедим!

Мама: -Сынок, не сможем мы пойти, у нас финансы поют романсы!

Вася: - Как это? (Достает кошелек, открывает). Ничего не поют – молчат. Мам, они молчат! Деньги не умеют петь!

Мама:  - Да, сынок, не умеют, это только так говорят: «Финансы поют романсы». Романсы – это  очень грустные, печальные песни. И если у человека нет денег или их слишком мало, то говорят, что его финансы поют романсы.

Вася: - Понятно…

  1. Учащийся-тьютор: «Все мы знаем, что такое семейный бюджет. Это сопоставление доходов и расходов семьи. (1 слайд)

              Есть 3 варианта. Первый – идеальный – доходы превышают расходы: семье на все хватает денег и еще есть сбережения на необходимые случаи. Избыточный бюджет. (2 слайд)

Второй – сбалансированный – доходы равны расходам: семье хватает денег на все необходимое, но нет сбережений на непредвиденные случаи. (3 слайд)

     И третий – плохой вариант – расходы превышают доходы: семье не хватает денег на самое необходимое, приходится брать в долг (взаймы у знакомых или кредит в банке). Это дефицитный бюджет. (4 слайд)

        3. Учащийся-тьютор:

- Чтобы семейный бюджет был рассчитан правильно, надо вести учет доходов и расходов. Если расходы больше доходов или им равны, то надо экономить. (5 слайд)

- Есть вещи, на которых нельзя экономить: это оплата услуг ЖКХ,  оплата образования, наше здоровье.

- А вот на питании, на одежде, на развлечениях и отдыхе, на бытовых покупках экономить можно и нужно.

  1. А сейчас мы с вами поработаем в группах,  и вы сможете сами разобраться, как и где можно сэкономить.

 (Групповая работа проводится по методике 6*6*6.)

Давайте разделимся на группы. (18 человек вытаскивают квадратики разных цветов (по 6 каждого цвета) – на квадратиках одного цвета должны быть цифры (1,1,2,2,3,3)

       Сначала мы делимся на группы по цвету квадратиков: получилось 3 группы по 6 человек. В каждой группе задание: рассмотрите карточки и определите, как можно сэкономить. (1 группа – при покупках в супермаркете, 2 группа – при расходах на бытовую химию, бытовые услуги, одежду, 3 группа – на развлечениях, отдыхе, в отпуске).

  1.  Через 7 минут группы перемешиваются (по цифрам на квадратиках) – в результате в новых группах сидят по 2 человека из предыдущих групп. Они должны рассказать, какие способы экономии они нашли.

      Задание для новых групп: приняв к сведению полученную информацию, составить «Экономную памятку».

  1. А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили правила экономии.

Правила игры: ведущий читает вопрос, время для подготовки – 1 минута. После сигнала команда даёт ответ. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (поднимет флажок). Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает.

Вопросы:

- Крупный магазин по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков ( супермаркет).

- Широкая распродажа товаров, часто с элементами развлекательной программы (ярмарка).

-Где легче сэкономить деньги: в супермаркете или на ярмарке? ( на ярмарке)

- Подумайте и скажите, для чего в супермаркетах стоят большие тележки? (чтобы покупатель купил больше).

-  Информация, представленная с использованием разных средств, с целью продвижения какого-нибудь товара (реклама)

 - Место в магазине для показа товаров (витрина).

- Возле кассы в супермаркете всегда много привлекательного товара: жвачки, конфетки, шоколадные батончики, разноцветные журналы. Вася каждый день покупает шоколадный батончик за 10 рублей. Сколько денег он тратит каждую неделю?

- О каком  продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

- На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане? ( На чёрный день).

- Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки).

Я надеюсь, что после нашего занятия ваши денежки не будут ни плакать, ни петь романсы.

  1. Подведение итогов.

           - Ребята, вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового? Где вам это может пригодиться?

Благодарим вас за работу: победители и участники получают дипломы.

             

Приложение

Бланк с заданием № 1

Выберите только полезные советы,

которые помогут вам сэкономить во время покупок в супермаркете

  1. Около кассы всегда продается много вкусностей: шоколадки, киндер-сюрпризы, желатинки, жвачки. Когда стоите в очереди, всегда просите у мамы купить шоколадку. Подумаешь – 20-30 рублей! Это ведь немного!
  2. Сыр, колбасу покупайте на вес, хлеб – целым, но не берите упаковки с уже нарезанными продуктами. Цена на такие товары  всегда выше и намного! Порезать всё можно самому.
  3. При входе в супермаркет все чувствуют запах свежей выпечки и бегут купить пару булочек-пирожков. Чтобы не накупить всяческих ненужностей, в магазин нельзя  ходить голодным.
  4. При входе надо взять большую тележку – в нее больше войдет!
  5. Овощи-фрукты покупайте по сезону: клубника или арбуз в январе стоит гораздо дороже, чем в июле-августе. А экзотические фрукты (те, что не растут в России) всегда стоят дороже, чем наши яблоки-груши-сливы.
  6. Помогите маме и устройте «огород» на подоконнике: посадите там лук, укроп, петрушку. Так вы обеспечите всю семью витаминами бесплатно.
  7. Вместо большого пакета кефира или молока надо покупать маленькие коробочки с коктейлями и малюсенькие баночки с йогуртами.
  8. Товары на полках, которые находятся на уровне глаз покупателя, всегда дороже, чем  товары на верхних и нижних полках. Перед тем, как брать похожие продукты, сверьте цены!
  9. Перед походом в супермаркет составьте список необходимых продуктов. И берите в магазин столько денег, сколько хватит на покупку товаров из списка. Даже если у вас появится соблазн купить что-то лишнее, денег на каприз уже не останется.

Бланк с заданием № 2

Выберите только полезные  советы,

которые помогут вам сэкономить деньги

  1. Когда чистите зубы, обязательно закрывайте кран, чтобы вода напрасно не текла.
  2. Попросите родителей, чтобы они заменили обычные лампочки на энергосберегающие. Уходя из дома всегда выключайте все электроприборы.
  3. Звоните друзьям и родственникам при всяком удобном случае, не задумываясь о тратах. Подключите платные развлекательные услуги («Гудок» например).
  4. Не стесняйтесь носить одежду, которая досталась вам от подросших братьев-сестер-соседей.
  5. Старые, но пригодные вещи (вашу одежду и обувь) и игрушки можно продать за небольшую цену.
  6. Слушайте и смотрите рекламу, чтобы потом клянчить у родителей деньги на эти «модные» товары.
  7. Расскажите маме, что выключать плиту за 3-5 минут до полной готовности блюда выгодно – плита сразу не остывает, пища доварится, а вот газ мы сэкономим.
  8. Мыло, шампунь, зубная паста – состав у них почти одинаковый, а цена разная. Перед тем, как брать похожие продукты, сверьте цены!
  9. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
  10. Карманные деньги надо тратить сразу – ведь если их оставить, то можно потерять. И вообще, может завтра в магазине уже не будет нужных вам товаров.

Бланк с заданием № 3

Выберите только полезные советы,

которые помогут вам сэкономить деньги

  1. Журналы не покупайте, лучше читайте в электронном виде. Фильмы  «скачивайте» в интернете - поход всей семьей в кино обойдется гораздо дороже. Если же хотите посмотреть фильм на большом экране, то нужно идти на утренний сеанс – так билеты дешевле.
  2. Посещайте распродажи – там  такие дешевые товары! Все равно ведь когда-нибудь пригодятся.
  3. Если вы умеете  что-нибудь мастерить, вязать, плести или рисовать, всегда можно подготовить подарок друзьям и близким своими руками.
  4. В поездку или поход с классом берите с собой чипсы, конфетки, шоколадные батончики. Это вкуснее, чем бутерброды и яблоки.
  5. Встречайтесь с друзьями в кафе или «МакДональдсе» - и поговорите и вкусно покушаете.
  6. Используйте общественную сеть wi-vi (вай-фай), чтобы не тратить деньги на интернет в телефоне.
  7. Звоните друзьям и родственникам при всяком удобном случае, не задумываясь о тратах.
  8. Слушайте и смотрите рекламу, чтобы потом клянчить у родителей деньги на эти «модные» товары.
  9. Всегда хочется пить на прогулке? Берите с собой небольшую бутылочку воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."

В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса "Лесная ярмарка"

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса "Лесная ярмарка". Ребята узнают понятия «опт и «розница», научатся различать оптовую и розничную торговл...

Проект "Мой бюджет" (Повышение финансовой грамотности учащихся)

Проект "Мой бюджет" предназначен для работы с учащимися 2-4 классов. Может быть использован в рамках изучения внутрипредметных модулей (у нас в математике есть модуль "Задачи гнома Эконома") или во вн...

Задания, игры, головоломки способствующие повышению финансовой грамотности детей.

Задания, игры, головоломки  способствующие повышению финансовой грамотности детей....

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деловая игра “Финансовый театр”» (2 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понимании природы и происхождения денег, их роли в жизни человека и их разновидностей.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....

Открытое занятие "Деловая игра " в рамках внеурочной деятельности Сундучок Знаний

Тема занятия:  Закрепление навыков умножения и деления. Развитие пространственного мышления.Тип занятия: урок повторения, систематизация и обобщение знанийЦель: совершенствовать вычислительн...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс

Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов....