Мастер-класс "Мир эмоций и чувств"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Интеграция предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс34.61 КБ
Файл mir_emotsiy_i_chuvstv_.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс окружающего мира и музыки  по теме «Мир эмоций  и чувств».

Цель: познакомить уча с миром эмоций и чувств,  способствовать развитию умений видеть и  понимать эмоции и чувства, отраженные в музыке, поэзии, руководить своими эмоциями и чувствами.

Задачи:

1.Разобрать понятия: эмоции и чувства.

2.Познакомиться с эмоциями, которые  могут проявлять люди.

3. Поговорить о культуре эмоций и чувств.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация, аудиозаписи  музыкальных произведений: пьесы«У камелька», «Масленица», «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; раздаточный материал: иллюстрации, эпиграфы из стихотворений русских поэтов к пьесам – «Охота» (сентябрь), «Осенняя песня» (октябрь), «На тройке» (ноябрь), «У камелька» (январь), «Масленица» (февраль);презентация  с песней – караоке  «Большой хоровод».

Ход  мастер- класса:

Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель 2:

Рано утром в марте

Солнце светит ярко,

И не скучно нам уже –

Свет и радость на душе.

Учитель 1:

Руки мы быстрей протянем

И в глаза друг другу глянем,

Свет души своей покажем

И друг другу вместе скажем

«Здравствуйте, дорогие коллеги!»

Учитель 2:

- Сегодня мы с Вами отправимся в необычный мир.

(Слайд №1)

-Что представляет собой этот мир обратимся к слайдам и определим, что этот мир состоит из  ..?(  разных настроений)

-Верно, мир состоит из разных настроений, но проявить их могут не все.

Учитель 1:

Перед тем как к вам прийти,

Мы  в шкафу своём нашли,

Не халат и не подушку,

А разумную  игрушку  (показывает робота).

Я с тобою вдвоём научилась скучать,

В разговорах – одни междометия,

Я дурную привычку как робот молчать,

Назвала двадцать первым столетием.

Робот! Будь же ты человеком,

Мы бродили б по лужам,

В лужах плавало б лето!

Чтобы я улыбалась,

Ты б смешно кукарекал,

И зимою б ромашки

Доставал из - под снега!

Робот! Робот! Это выдумка века,

Я прошу, ну попробуй, стань же ты человеком!

Актуализация знаний и моделирование проблемной ситуации.

Мы – не роботы, но всё же

С этой техникой похожи.

На таблицу посмотрите

И быстрее назовите

Признаки, которые нас объединяют.

Слайд№2  

Внешние признаки – движение – питание – выполнение команд.

-Вы правы!

Очень радует, что мы

Как и роботы умны,

Только чем-то и различны,

Каждый пусть ответит лично,

Что же различает нас?

Слайд №3:- Это машины для выполнения команд!

-Как вы думаете, дорогие коллеги, какова будет тема нашего мастер- класса ?

(Выдвижение гипотез: чувства, эмоции, настроение.)

Слайд №4     «Мир эмоций  и чувств»

-Прочитаем стихотворение…

(Слайд №5 )

Учитель 2

1.Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

.- Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

Учитель 1

- Сейчас мы с вами  выразим эмоции в движении, а  поможет нам в этом игра. «Море волнуется раз…»

Игра  «Море волнуется раз…»

Участники  стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, удивления, гнева,  испуга, удовольствия, восторг) замри.

- Какие эмоции было приятнее изображать?(положит),ведь именно они способствуют  развитию  внутреннего, богатого    мира человека

- Это  внутреннее  богатство человека способно раскрыть творческое отражение мира, которым является искусство.

Учитель 2:

- Как вам известно, искусство состоит из нескольких областей.  Каких именно?

Слайд№6

- Это..?(ответы: архитектура, ИЗО, литература, скульптура, музыка)

- Как вы думаете, ребята, эти области искусства могут взаимодействовать друг с другом? Чтобы  ответить  на  этот  вопрос  мы  обратимся  к  творчеству   великого   русского композитора

(Слайд №7)-портрет

-Перед вами П.И.Чайковский, который является непревзойдённым мастером шедевров русской музыки! Одно из его гениальных произведений посвящается природе.

Любуясь её необыкновенной красотой, П.И.Чайковский написал пьесы, объединил их в альбом, назвав его..?

(Слайд № 8)- 4картинки – «Времена года».

- Что  представляет  собой  этот  музыкальный альбом?

12 небольших пьес, отражающих в музыке определённый  месяц  года.

Каждая пьеса – это картина из жизни композитора, в которой он стремился передать свой внутренний мир, наполненный разными эмоциями.

И сейчас, прозвучат фрагменты только 3 пьес. Ваша задача, определить, какие эмоции соответствуют музыке каждой пьесы.

Задание

-Внимательно слушаем, определяем, находим из  5 предложенных вариантов  (радость, гнев, спокойствие, удивление, грусть) только ту эмоцию, которая соответствует музыке,  представленной пьесы

Звучит 1 фрагмент и т.д. .., 2..., 3.

Выкладываем ответы на доску (по группам) под указанные цифры.

  1. ГРУСТЬ         2.  РАДОСТЬ    3.  СПОКОЙСТВИЕ

Итак, вы правильно определили в музыке соответствующие эмоции, с которых   и начинался замысел композитора.

Ведь, именно эмоции пробудили фантазию композитора на создание  особой  музыки (Слайд №9)  программно  –  изобразительной.   Она  объединяет в себе  3  области искусства, создавая музыкальные картины, в основу которых обязательно положена программа,  представляющая  собой  (в  данном  произведении)  эпиграфы  из  стихов русских поэтов.

Здесь всё должно взаимодействовать и соответствовать друг с другом.  И  вот сейчас, разделившись на 3 группы: музыканты, художники и литераторы  постараются найти     это соответствие, которое подчинено представленным  эмоциям.

В заданиях, представленных на планшетах:                                                                                 - музыканты, через средство музыкальной выразительности определяют название пьесы;

- художники, через художественный образ выбирают картинку музыкальной пьесы;

- литераторы, через содержание текста находят эпиграф, который  выразительно читают.

А слушатели (4 группа) выполняют следующее  задание: вам надо определить  из представленных инструментов тот, который солировал в музыке всех трёх пьес и помогут вам в этом пазлы.

Выполнение  заданий – 5 минут.

-Итак, участники групп, вы готовы к ответу? Тогда выберите  представителя, который выйдет и озвучит ответ.(название пьесы, художественный образ, эпиграф)

- Спасибо. Вот мы и раскрыли замысел композитора- перед вами наглядно представлена и озвучена музыка программно  –  изобразительная, которая начиналась с  чего…?(с эмоций)

Учитель 1:

-Так что же такое эмоции? Слайд№ 10  с определением.

- Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира, которая  определяет эмоции положительные и отрицательные.

-Какие из представленных на слайде относятся:

-  к положительным;

- к отрицательным.

(Слайд № 11) злость, ужас, покой, грусть,  обида, гнев, веселье, удивление, удовольствие,  безразличие)

Радость, грусть, обида, удивление,   гнев,  спокойствие, презрение,отвращение.

-Правильно. Все они нужны так как проявляются в жизни.

-Как вы думаете, а человек может управлять своими эмоциями? А вот как об этом сказал поэт Ю. Меpзляков. (Слайд № 12)

Ю. Меpзлякова «Учитесь упpавлять собой»:
Учитeсь управлять cобoй,
Во вcем ищите добрые нaчала.
Учитеcь yправлять собой,
Умейте начинать сначaла.
Споткнувшись, самомy встaвать,
В cебе самом искать опорy.
При быстpом продвиженье в гoрy.
Друзeй в пути не рaстерять.
Нe злобствуйте, нe исходите ядом.
Не pадуйтесь чyжой беде.
Ищите лишь благо везде,
Особенно настойчиво в тех, кто рядом.

- Какие из перечисленных поэтом правил управления эмоциями вы бы применяли?(1. Споткнувшись, самомy встaвать,
В cебе самом искать опорy.2. При быстpом продвиженье в гoрy.
Друзeй в пути не рaстерять. 3. Нe злобствуйте, нe исходите ядом.
Не pадуйтесь чyжой беде.
Ищите лишь благо везде,
Особенно настойчиво в тех, кто рядом.)

-А кто с нами может быть рядом? Безусловно, это близкие нам люди.Что мы испытываем к ним? (чувства)

-Что такое чувство?   (Слайд № 13 )

Чувства – это  длительные душевные переживания.

-Какие вы знаете чувства ?

(Слайд № 14)  Примеры чувств (чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора, чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга, любовь, гордость, ненависть, месть, зависть)

(Слайд № 15 )

Можем ли мы управлять своими чувствами? Приведём пример  стандартной  школьной  ситуации:

Придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”.  Какие чувства вы испытываете в тот момент ?( недовольство,злости)

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу). Попросим 5 желающих участников.Мы будем передавать по  кругу предмет и произносить предложение с положительным выходом из ситуации.

- зато у меня есть время проверить тетради;

- зато я могу сходить в столовую;

- зато я могу отдохнуть;

- зато я могу выпить кофе;

- зато я могу сходить в свой класс;

- зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. - Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Бывают ли абсолютно бесполезные чувства?

- Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Учитель 1:

Порой по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка

По мимике и жестам, без единого словца.

Учитель 2:

Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться!

- Вот как в этой песне «Мы на свет родились»

Исполнение песни в караоке.

(Слайд № 16 )

- Дарите радость людям, дорогие коллеги, почаще улыбайтесь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Мир эмоций и чувств»

Слайд 3

Сколько чувств выражают лица: То радость, то слезами готовы залиться, То страх, то восторг, то волнение, То удивление, то огорчение… Попробуем сегодня мы понять, Как может эмоции человек проявлять.

Слайд 5

П.И.Чайковский.

Слайд 6

«Времена года»

Слайд 7

Программно-изобразительная музыка Музыка ИЗО Литература

Слайд 8

Положительные Неопределенные Отрицательные

Слайд 9

радость презрение гнев грусть спокойствие обида удивление восторг отвращение

Слайд 10

Ю. Меpзлякова «Учитесь упpавлять собой»: Учитeсь управлять cобoй , Во вcем ищите добрые нaчала . Учитеcь yправлять собой, Умейте начинать сначaла . Споткнувшись, самомy встaвать , В cебе самом искать опорy . При быстpом продвиженье в гoрy . Друзeй в пути не рaстерять . Нe злобствуйте, нe исходите ядом. Не pадуйтесь чyжой беде. Ищите лишь благо везде, Особенно настойчиво в тех, кто рядом.

Слайд 11

симпатия любовь гордость ненависть месть зависть юмор дружба долг патриотизм коллективизм

Слайд 13

С ПАСИБО ЗА РАБОТУ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе « Мир эмоций и чувств вашего ребёнка»

Цели. Выявить самооценку учеников класса. Формирование сопереживания и путей его становления у младших школьников. Формирование навыков сотрудничества с ребёнком и признание права ребён...

Интегрированное занятие. Палитра эмоций и чувств. Настроение.

Интегрированное занятие. Палитра эмоций и чувств. Настроение....

Эмоции и чувства

Практическле занятие поможет создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей....

Классный час «Мир эмоций и чувств»

Цель:·         Научить детей видеть и понимать эмоции других людей.·         Осознавать собственные эмоции. ·...

Урок-диагностика на тему "Эмоции и чувства"

Чувства – переживаемое в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.Мною был разработан урок , который познакомит учащихся с понят...

Путешествие в мир эмоций и чувств

конспект коррекционно-развивающего психологического занятия  "Путешествие в страну эмоций и чувств" для младших школьников с использованием ЭОР...