Анализ предполагаемой дезадаптации при переходе в среднее звено учащихся 4-го класса.
методическая разработка (4 класс) на тему

Бондаренко Ирина Васильевна
Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает
трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой
ситуации, переходом к новым условиям жизни. Критерием успешности
адаптации к новым условиям выступает, прежде всего, степень сохранности
психологического и физического здоровья. Термин "дезадаптация” -
обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим
миром. Понятие "школьная дезадаптация” - более узкое и подразумевает
неспособность и невозможность ребенка найти в пространстве школьного
обучения своё место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть,
сохраняя и развивая свою идентичность, потенциал и возможности для
самореализации и самоактуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezadaptatsiya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ предполагаемой дезадаптации при переходе в среднее звено учащихся 4-го класса.

Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой ситуации, переходом к новым условиям жизни. Критерием успешности адаптации к новым условиям выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья. Термин "дезадаптация” - обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация” - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность ребенка найти в пространстве школьного обучения своё место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенциал и возможности для самореализации и самоактуализации.

Давайте поговорим о причинах школьной дезадаптации в нашей школе. Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих возникший трудности у детей при переходе из начальной школы в среднее звено. Из начальной школы дети, где они были самыми рослыми, перемещаются в среднюю, где оказываются самыми мелкими. Ещё более резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности происходит на уроке в результате смены учителей. И дело даже не в том, что нужно привыкнуть к ожиданиям, стилям, требованиям каждого учителя. А в том, что учитель начальных классов, доведя свой класс до выпуска, проработал с этими детьми 4 года, он помнит их неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал накопил. Выпуская класс, учитель любуется окрепшей самостоятельностью и радуется их образованности, испытывает чувство гордости за своих детей. Принимая новый класс, в средней школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Далее учителя-предметники говорят, что эти дети не умеют самостоятельно работать, плохо ориентируются в тексте.                                                                                                                                

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель -учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1классе.                                                                                                                              

Кроме того, учителя средней школы часто жалуются на поведение детей. Это может быть связано, опять же, с разницей в менталитете педагогов начальной и средней школы. Т. е. происходит резкое снижение уровня опеки по сравнению начальной школой. Как следствие, учащиеся начинают изучать свои новые возможности. Однако, у многих детей ещё недостаточный уровень самоконтроля поэтому, могут возникать спонтанные драки на перемене, нарушение дисциплины на уроке. Как следствие перевозбуждения на перемене, на уроке у детей может нарушаться концентрация внимания. Может появиться неряшливость, забывание что-либо сделать. У некоторых учащихся из-за этого может снижаться успеваемость по отдельным предметам.  В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

     Таким образом, основная причина трудностей в адаптации – нестыковка программ начальной и средней школы, из-за различия целей, которые они перед собой ставят. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребёнка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать, считать. А основная задача средней школы, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Т. е. разница между предыдущим и последующим образом жизни оказывается очень большая.                                                                  

Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:                                                                                                                                    

1) преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к новым правилам выполнения заданий.                                                                                                            

2) единство подхода к критериально -оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы в среднем звене меняют свой статус на более низкий. Это связано не только с объективными трудностями обучения. Учителя-предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащегося: темп работы, тип мышления, специфику восприятия и др.                                                                                  

      В 5 классах следует обратить внимание на:

· адаптацию к «разноголосице» требований;

· введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

· выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, отсюда акцент на поло ролевое взаимодействие;

· принятие новой позиции - ученик основной школы.

Как показал анализ, чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

· разработка психологом школы варианта программы для 5 класса;

· осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

· создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;

· привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

· промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

· обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;

· проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами адаптационного периода;

· проведение итоговых психолого-педагогических совещаний для обмена впечатлениями между учителями с целью осмысления результатов адаптационного периода.

Итак, 5 класс (10-11 лет) - конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они открыто и доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)

Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.

Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...

родительское собрание «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»

материал предназначен для родителей четвероклассников. Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы....

Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить  родителей анализировать причины, которые с...