Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 4 класса «Устные и письменные приемы вычисления. Актуализация знаний. 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается»
план-конспект урока (4 класс)

Шургучинова Наталия Дольгановна

Совершенствование работы по формированию у обучающихся вычислительных навыков при повторении темы «Устные и письменные приемы вычислений »

Патриотическое воспитание обучающихся, привитие интереса к истории нашей Родины времен Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx51.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Эсто-Алтайская  СОШ имени Д.Н.Кугультинова»

                                                                           

                Интегрированный урок математики и окружающего мира

Тема: «Устные и письменные приемы вычислений.                             Актуализация  знаний.  75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается»

                         

        Шургучинова Н.Д.,

                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                         

План – конспект урока          

Предмет: Интегрированный урок «Математика и окружающий мир»

Класс: 4 «А»

Технологическая карта урока

Тема урока

«Устные и письменные приемы вычислений. Актуализация знаний

 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается.

Тип урока

Урок применения знаний и формирования умений и навыков

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Совершенствование работы по формированию у обучающихся вычислительных навыков при повторении темы «Устные и письменные приемы вычислений »

Патриотическое воспитание обучающихся, привитие интереса к истории нашей Родины времен Великой Отечественной войны.

Задачи занятия:

1. Закрепить  знания и умения  детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

УУД

Личностные:

- умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение принимать и удерживать учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение контролировать свои действия и действия другого;

- умение владеть способом самооценки;

Коммуникативные:

- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения  и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

- умение высказывать собственное мнение;

- умение понимать основания действий другого;

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

- умение анализировать, выделять существенное ,обобщать, классифицировать по заданным признакам;

Планируемые предметные результаты

Знать приёмы сложения, вычитания многозначных чисел.

Уметь  применять полученные знания на практике.

Используемые технологии

технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на  всех этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Приемы работы

деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие

развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению

Ресурсы

М.И.Моро «Математика» 4 класс,учебник.; презентация

Организация пространства

Коллективно – учебный диалог, групповая, парная,  индивидуальная  работа.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

( 2 мин)

Цель:

-  выработка внутренней готовности  к учебной деятельности

-  озвучить свои ожидания и опасения

- Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите:  Мы одна команда. Все у нас получится!

- Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места.

Берутся за руки и проговаривают слова-пожелания.

Определять и проявлять  правила этикета(Л/УУД).

II. Актуализация знаний

(5  мин)

Цель:

 - актуализация изученного материала;

 - создание ситуации успеха

Организация устного счета:

Перед нами такая работа – задания для устного счёта.

1.Решите уравнения:

Х+78=100   600:х=100

Х= 22                х=  6

(карточка 22.6)

2.Выполните вычисления в цепочке.

   :90   +40  :6   +1

720-      -    --        -

   :6     *4     :10   -19

360-        -       -       -

3.Продолжи ряд чисел и установи последовательность их образования:

1645, 1745, ---,--- (1945)

1971, 1961.---,--- (1941)

-Посмотрите на эти числа. Что вы вспомнили?

-Правильно. Это даты начала и окончания ВОВ

Фронтальная работа.

Выполняют устные вычисления.

Это даты начала и окончания ВОВ

Развитие умения применять свойства работы с натуральными числами

Контролировать свои действия и действия другого

Осуществлять контроль в применении способа действия.

Владеть способом оценки (Р/УУД)

III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

(3 мин)

Цель:создание проблемной ситуации.

(слайд 4) (Речь Левитана о начале войны сопровождена фотографиями.)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- А какие задачи мы будем решать на нашем уроке?

 Анализируют, выводят тему урока, ставят учебную задачу.

Закрепим умение выполнять действия с многозначными числами.

Будем решать примеры и задачи, посвящённые датам Великой Отечественной войны.

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.

(Р/УУД)

IV. Повторение изученного материала

(12 мин)

Цель:

- актуализация опорных знаний и способов действий;

- выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.

На доске у меня находится задание.  Решив его, вы откроете самое главное слово нашего урока.

- Но для этого, давайте,  вспомним алгоритм вычислений многозначных чисел.

- Откройте свои маршрутные листы. Выполните задание №1 и оцените свою работу.

1группа

28047+16875 П :(один у доски)

6000-245       О (на месте)

2 группа:

125746+13352   Б

6005-376           Е

3 группа:

120240+14376    Д

200000-2648       А

ПОБЕДА(открываются карточки со словами и ответами)

Каждый год, начиная с 9 мая 1945года  наша страна отмечает этот Великий праздник.

- Какую годовщину будем отмечать в 2020 году?

-Как узнать?

-Правильно. 75 годовщину будет отмечать наша страна.

(вывешивается карточка 75 )

- И сегодня  наш урок мы    посвятим  Великой  ПОБЕДЕ .

-Ребята, а какое сегодня число? Какой праздник отмечается в нашей стране 15 ноября?

-Разгадайте кроссворд и узнаете, что за день такой сегодня?

-Правильно. Сегодня Всероссийский день призывника.

-А кого называют призывниками?( парней в возрасте 18 до 27 лет, которых призывают служить  в армии)

- В армии  служат и парни и девушки.

-Наша страна одержала Победу, благодаря отважным, смелым, выносливым и мужественным защитникам Родины.

-Ребята, а вы бы хотели служить в армии?

1группа

28047+16875 П :(один у доски)

6000-245       О (на месте)

2 группа:

125746+13352   Б

6005-376           Е

3 группа:

120240+14376    Д

200000-2648       А

2020 – 1945=

(устно объясняют)

Песня «Победа» (отрывок)

Рустам, Мавлюд, Севара

Еще тогда нас не было на свете.

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты подарили всей планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем

  1. Эта линия не имеет ни начала ни конца.
  2. Прямоугольник с равными сторонами.
  3. Он равен половине диаметра.
  4. Прямая, имеющая начало и конец.
  5. Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
  6. Точка, в которой два луча берут начало.
  7. Фигура, которая состоит из точек и соединяющих отрезков.
  8. Сумма длин всех сторон
  9. Самая простая фигура.

(Многозначные числа +- также, как и трехзначные- поразрядно. Начинаем вычисления с наименьшего разряда - единиц)

 Трое обучающихся   из каждой группы  решают по одному примеру, остальные примеры решают самостоятельно на месте. По мере выполнения, записывают ответ на доске.  

В тетрадях самостоятельно оценивают свою работу с помощью смайликов.

         

Отвечают на вопросы и разгадывают  кроссворд на тему «Геометрия». Называют главное слово «ПРИЗЫВНИК»

Ответы детей

Да

Развитие умения выполнять сложение и вычитание многозначных чисел  в столбик .

Проговаривать последовательность действий на урокеВысказывать своё предположение.(Р/УУД)

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

(К/ УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного.

Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;  

(П/УУД)

Умение работать в паре.

V. Динамическая пауза (2 мин)

Создание условий для психоэмоциональной  разгрузки обучающихся и  восстановление физических сил ученика.

Проигрывается 1 куплет песни «Наша армия самая сильная»

 Поют 1 куплет «Наша армия самая сильная» и выполняют движения.

Привитие патриотических чувств, любви   к Родине.

Определять и проявлять  правила поведения.Представлять ценность здоровья в жизни человека.

(Л/УУД)

VI. Повторение изученного материала (продолжение)

( 12)

Цели:

- актуализация опорных знаний и способов действий;

- выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.

ВОВ это очень страшная война. Это  жестокая и кровопролитная война. Война началась без предупреждения. Враг напал  рано утром, когда все люди спали.

В 4 утра 22 июня  фашисты начали бомбить пограничную крепость. Узнайте название крепости, выполнив следующее задание.

Сокрушительный огонь уничтожил склады боеприпасов и повредил линии связи. Гарнизон понес значительные потери солдат. После получасовой атаки немецкое командование бросило 1, 5 тысячи немецких солдат. Они считали, что такое количество солдат за несколько часов   захватят крепость. Но только 29 июня, сбросив на форт авиабомбу , весом 1800 кг, форт пал. Но до самого августа немцы не могли себя чувствовать хозяевами, так как то и дело  возникали обстрелы из-под развалин.

8 сентября 1941 года, на 79 день ВОВ, вокруг города Ленинграда сомкнулось  кольцо блокады. Немцы поставили цель- полное уничтожение города., стереть его с лица земли. Проживало в довоенном Ленинграде около 3 млн. человек. Во время блокады  Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых очень много было в сентябре и октябре 1941 года. Вражеская авиация совершала по несколько налетов в день. Для спасения  люди укрывались в бомбоубежищах. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Люди голодали, умирали от обстрелов, от тяжелой работы.

-125 грамм хлеба получали в день на одного человека. Этот хлеб выдавали только по карточкам.

Задание3. Сколько  дней длилась ВОВ, вы сможете узнать. А поможет нам  в этом магический квадрат. Из каждой строчки  и каждого столбика выберите по одному  числу. Сложите четыре слагаемых и получите ответ.(1418 дней)

Задание 1. Вставьте пропущенные числа.

881      614     982   902     720

326         59     427   347     165

555      555     555   555      555

Б            Р         Е        С          Т  (слайд   )

Слайд Брестская крепость

Слайд «Блокада Ленинграда» 

Задание 2.  Решите задачу.

Масса булки хлеба  1 кг. Сколько грамм составляет    1/8 ?

Решают самостоятельно по группам, проверяют со слайда.

Оценивают свою работу.

 

Один ученик у доски.

1 кг=1000 г

1000:8*1=125г

Ответ:125 г

413+374+256+375=1418

218+569+256+375=1418

Записывают в столбик 4 слагаемых и вычисляют сумму.

(оценивают свою работу)

Умение вычитать поразрядно, с переходом через

 разряд

Принимать и удерживать учебную задачу.

Контролировать свои действия и действия другого;

Осуществлять контроль в применении способа действия. (Р/УУД)

VII. Закрепление знаний, применение их на практике

(7 мин)

  Каждый час во время войны погибали 793 человека. Каждую минуту -13 человек. Каждые 5 секунд – одна человеческая жизнь.

 

  Задание 4. Запишите числа, которые состоят из единиц разных классов.

 

Вы записали не просто числа, вы записали, сколько км  пришлось пройти нашим солдатам под обстрелами, сколько городов и сел разрушено. Последнее число-это огромная цифра. Это огромная потеря. Это число погибших в войне.

Давайте почтим память погибших,  минутой молчания.

В память о погибших объявляется минута молчания.

 

  Их нет с нами, но они останутся навсегда в наших сердцах. Послушайте.

1 группа:

Запишите число, в котором :

2 единицы II класса  и 600 единиц

 I класса.

2 группа: 

Запишите число, в котором:

1 единица II класса и 725 единиц

 I класса.

3 группа:

Запишите число, в котором:

27 единиц  III класса

________________________

Слайд

Звучит минута молчания

              Рассказ ученицы

Я живу на улице Бифельда.  Мне всегда было интересно, почему она так называется. И я стала заниматься поисками информации.  Оказывается, моя улица носит  имя нашего земляка  и великого патриота Родины. Вильгельм  Теодорович Бифельд  родился в 1918 году.  Успешно окончил Элистинское педагогическое училище и стал преподавателем немецкого языка в селе Яшалта. В 1941 году ушел на войну. На войне был танкистом и офицером Красной Армии.

В 1942 году  попал в плен.  В плену немцы назначили его переводчиком, так как он очень хорошо знал немецкий язык. Ему немцы разрешали выходить в город. Вильгельм Теодорович, пользуясь  таким  случаем, связывался с подпольной организацией Красной Армии

  и передавал ценные донесения .  Когда немцы об этом узнали, то его расстреляли на глазах очевидцев.

 За активную подпольную работу на территории концлагеря, его имя занесено в книгу –памяти Яшалтинского района, как жертва фашизма.  За его заслуги перед Отечеством , моя улица с 1950 года носит гордое имя Бифельда.

Групповая работа

Записывают числа и оценивают свою работу.

Слушают рассказ одноклассницы.

Применяют знания

Слушать и понимать речь других; работать в группе(К/ УУД)

Контролировать свои действия и действия другого.

Осущ. контроль в применении способа действия. (Р/УУД)

VIIIДомашнее задание

(1 мин)

Цель:

- организация выполнения  домашней работы

Составить задачу на военную тему.

Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р/УУД)

IХРефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Цели:

-организация рефлексии собственной учебной деятельности;

Организация рефлексии учебной деятельности.

- Узнали ли вы  для себя что-нибудь нового и полезного?

- Что, на ваш взгляд, мешало вам в работе?

- Что помогло преодолеть эти трудности?

- Что вам больше всего запомнилось?

-Оцените свою работу во время урока.

-Если у вас 5 верных ответов-поставьте 5.

-Если 4 правильных ответа-поставьте 4.

-Если  правильных ответа-поставьте 3.

-А теперь я предлагаю вам оценить  свое настроение, выяснить как вы себя чувствовали на уроке?

-Если вы работали отлично на уроке, в полную силу своих возможностей , чувствовали себя уверенно и комфортно– прикрепите на тетрадь зеленую звездочку.

-Если вы работали хорошо, но не в полную силу, потому что боялись ответить неправильно - прикрепите желтую звездочку.

-Если  у вас  не было желания работать, вам было неинтересно и вы затруднялись в каждом задании – прикрепите красную звездочку.

-Спасибо за внимание!

 

Ответить на  вопросы

Проанализировать свою деятельность на уроке.

Оцените работу соседа.

(Уч-ся меняются работами и оценивают)

Ответы на вопросы.

Фиксирование собственного нового знания

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного.

 (П/УУД)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р/УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Л/ УУД)


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе.

Данный конспект интегрированного урока математики и окружающего мира. Тема урока математики: Деление (обобщение изученного). Тема урока окружающего мира: Перелётные птицы....

План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»

Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия")....

Сценарий конкурса чтецов "Поклонимся великим тем годам!", посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Конкурс чтецов прошел у нас  в школе среди учащихся начальной школы. Данный сценарий можно взять как основу для подготовки подобного мероприятия....

Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира "Мы - архитекторы"

Данный урок является важным звеном, объединившим предметы, разные по способу познания мира - математику и окружающий мир. Он способствует формированию целостной картины мира, пониманию связей между из...

Сценарий конкурса чтецов "Салют, Победа!", посвященного 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Цель: развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать патриотические чувства через чтение стихотворений  о В.О.В. и Победе.Оборудование: презентация, прото...