«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках »
статья

Анохина Ольга Ивановна

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_-_2021.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

РМО :«Формирование функциональной грамотности младших  школьников  на уроках »( Слайд № 1)

-  Добрый утро, уважаемые коллеги! Тема  моего выступления : «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках».

 Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко́. (Слайд  № 2)

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .

Функционально грамотная  личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными   ценностями, ожиданиями и интересами. 
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.( Изучать  Искать Думать  Сотрудничать  Приниматься за дело.)

    Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
   На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация . Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.  ( Слайд № 3)
Логические приемы 
1. Уровень – знание (Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать) 
2. Уровень – понимание( Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому )
3. Уровень – использование ( Применить, проиллюстрировать, решить) 
4. Уровень – анализ (Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия )
5. Уровень – синтез (Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа) 
6. Уровень – оценка( Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать )
Самый высокий уровень – это оценка.

      Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление?  Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

Решая  эти  задачи,  педагог получает  в результате  функционально развитую  личность.

Начальная школа – это  только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности.

  ( Слайд № 4) Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени;  проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. 
  Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Даются такие задания, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение. 
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. 
Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. 
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. Этому способствуют задания следующего вида : (Слайд № 5)

-Письмо с проговариванием. 
-Списывание. 
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 
-Письмо по памяти. 
-Творческие работы. 
-Словарная работа
 

( Слайд № 6) Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному .Мной используются следующие приёмы: ( Слайд № 7 )

Приём  «Рассечение вопроса»

Прием «Верите ли вы, что…»

Приём «Дерево предсказаний»

Приём «Мозговой штурм»

Приём «Написание творческих работ 


( Слайд № 8 ) Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.  Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

( Слайд  № 9)

 
1. Работа над решенной задачей. 
2. Решение задач различными способами

3. Самостоятельное составление задач учащимися. 
4. Решение задач с недостающими данными. 
5. Изменение вопроса задачи. 
6. Использование приема сравнения задач и их решений. 
7. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 
8. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 
9. Закончить решение задачи. 
10. Решение обратных задач.
 

   Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Систематическое использование на уроках математики  нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. 

( Слайд № 10)Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. (Слайд № 11) В  своей  работе использую разнообразные формы работ:

1.Экскурсия .

2.Опыт.

3. Игры на эрудицию, викторины.

4.Информационный проект.

5.Исследовательский проект.

 
 ( Слайд № 12) Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. ( Слайд  № 13) Виды работ:

1.Игровая форма.

2.Самостоятельная работа

3.Проект

4.Работа с конструктором.

    Прежде всего это означает, что школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни.

( Слайд № 14)

     Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. 
Дерево – функционально грамотная личность 
Вода – педагогические технологии 
Яблочки – ключевые компетенции 
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
 
 Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать функциональную грамотность младших школьников, добиться ее развития.  ( Слайд № 15)
Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средойи максимально быстро адаптироваться и функционировать в...

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...