Инновационный подход в работе с детьми при подготовке к олимпиадам
консультация (3 класс)

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника интерес к его предмету? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно? Ведь главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно

добывать знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационный подход в работе с детьми при подготовке к олимпиадам».

Одаренность человека — это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе особого внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за

ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос

и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарѐнными детьми. Они организуются во всех районах и городах страны. Почему возникает необходимость участия в олимпиадах и введение его в систему обучения и воспитания? У нашей молодѐжи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом. Участие в олимпиадах играет большую роль в деле воспитания молодых людей: ответственность за начатое дело, целеустремлѐнность, трудолюбие, патриотизм

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника интерес к его предмету? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно? Ведь главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно

добывать знания.

Я считаю, что бы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:

•увлечен своим делом;

•способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; •профессионально грамотным;

•интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

•проводником передовых педагогических технологий;

•психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

В представленном опыте даны рекомендации по организации подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах.

Предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач:

1. Развитие творческого и познавательного потенциала детей его коммуникативных способностей.

2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения

к своему здоровью и жизни.

3. Расширение кругозора, формирование личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели.

В рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников работа с детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности» должна вестись в нескольких направлениях:

· Создание материальной базы

· Разработка нормативной базы по работе с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности».

· Индивидуальная и групповая работа детьми

· Работа с преподавателями (РМО – учителей ОБЖ)

· Подготовка заданий и проведение школьного и муниципального этапов олимпиады

· Сотрудничество с профилирующими организациями в целях подготовки детей к региональному и заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьник

При подготовке обучающихся к олимпиадам я придерживаюсь определенных принципов.

1.Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач. 2.Развитие активности. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. 3. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться. 4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. 5. Напутственное слово учителя. На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». 6. Принцип «ненасилия над психикой». Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

За два дня мы отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

Для успешного участия и положительного результата. Я придерживаюсь определенной системы в подготовке к олимпиадам.

1. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная сначала учебного года;

2. Курсы по выбору использую не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

3. К каждому обучающемуся, индивидуальный подход при подготовке к олимпиаде. От незнания к знанию, от практики до творчества;

4.Составляю план индивидуальных занятий с обучаемым. Определяю темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Выбираю форму отчета школьника по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. Ребенку предоставляю: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.

5. Использую диагностический материал, провожу интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

5. Уделяю внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Из большого разнообразия форм работы при подготовке к олимпиадам, предлагаю только такие, какие использую в своей практике: Элементы дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков,

дополнительные занятия с одарёнными учащимися, интеллектуальные игры, дискуссии, консультации по возникшим проблемам, индивидуальные занятия с одаренными учащимися (консультации по необходимости), конкурсы, спортивные, военно-спортивные соревнования, современные средства ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия интерактивные занятия, обучающие компьютерные тренажеры, компьютерные игры «спасатели»).

Практика работы преподавателя-организатора ОБЖ убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – объяснение причин своих действий. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Главное при подготовке к олимпиаде, заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшуюпознавательную потребность и задатки способных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Инновационные подходы в работе с родителями

Взаимодействие с родительской общественностью – это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – одна из главных задач педагогического коллектива школы. Её решение ведется по следующим напра...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей...

Воспитательная практика "Традиционные и инновационные подходы в работе по патриотическому воспитанию"

Цель воспитательной практики: формирование патриотизма у младших школьников через участие в творческой деятельности.Задачи воспитательной практики: Формирование любви к родному краю.Развивать бережное...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Об использовании на уроках чтения в старших классах интересной формы работы - технологии создания «лэпбука», представленный в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательно...